СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Ход урока
1. Орг.момент.
- Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Сочинительные и подчинительные союзы».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
Но прежде чем перейти к основной нашей теме мы поиграем и вспомним все, что вы знаете о союзе:
«Третий лишний»
Задание: определите, что связывает группу слов, а что отличает, что является «лишним» (ответ аргументируйте).
- а, не, работает;
и, но, через, а
- и; но; то-то;
- однако, либо, чтобы.( служебные части речи, работает – самостоятельная часть речи);
(союзы, простые, то-то - составной);
(союзы сочинительные, чтобы - подчинительный союз).
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
- Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие - в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
3,4 слайды
И первая остановка - деревня Теоретическая.(1)
5 слайд
3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи это………
3. Союз – это…………………….
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы связывают………………………………….
6. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:..
7. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
6 слайд
Следующая остановка — «Литературная» (2)
4. Слово учителя.
- Не многие знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений:
7 слайд
- На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
8 слайд
- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.
9 слайд
- Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)
- Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)
13 слайд
Следующая станция «Весенняя». (3)
? Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна.
14 слайд
Работа с текстом.
Карточка № 1
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Проверка карточки № 1 – 15 слайд
Карточка № 2
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.