Из опыта работы с детьми с повышенным уровнем мотивации к обучению
Из опыта работы с детьми с повышенным уровнем мотивации к обучению
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Ход урока
1. Орг.момент.
- Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Сочинительные и подчинительные союзы».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
Но прежде чем перейти к основной нашей теме мы поиграем и вспомним все, что вы знаете о союзе:
«Третий лишний»
Задание: определите, что связывает группу слов, а что отличает, что является «лишним» (ответ аргументируйте).
- а, не, работает;
и, но, через, а
- и; но; то-то;
- однако, либо, чтобы.( служебные части речи, работает – самостоятельная часть речи);
(союзы, простые, то-то - составной);
(союзы сочинительные, чтобы - подчинительный союз).
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
- Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие - в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
3,4 слайды
И первая остановка - деревня Теоретическая.(1)
5 слайд
3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи это………
3. Союз – это…………………….
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы связывают………………………………….
6. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:..
7. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
6 слайд
Следующая остановка — «Литературная» (2)
4. Слово учителя.
- Не многие знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений:
7 слайд
- На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
8 слайд
- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.
9 слайд
- Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)
- Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)
13 слайд
Следующая станция «Весенняя». (3)
? Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна.
14 слайд
Работа с текстом.
Карточка № 1
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Проверка карточки № 1 – 15 слайд
Карточка № 2
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с детьми с повышенным уровнем мотивации к обучению »
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Ход урока
1. Орг.момент.
- Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Сочинительные и подчинительные союзы».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
Но прежде чем перейти к основной нашей теме мы поиграем и вспомним все, что вы знаете о союзе:
«Третий лишний»
Задание: определите, что связывает группу слов, а что отличает, что является «лишним» (ответ аргументируйте).
- а, не, работает;
и, но, через, а
- и; но; то-то;
- однако, либо, чтобы.( служебные части речи, работает – самостоятельная часть речи);
(союзы, простые, то-то - составной);
(союзы сочинительные, чтобы - подчинительный союз).
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
- Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие - в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
3,4 слайды
И первая остановка - деревня Теоретическая.(1)
5 слайд
3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы связывают………………………………….
6. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
7. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
6 слайд
Следующая остановка — «Литературная» (2)
4. Слово учителя.
- Не многие знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений:
7 слайд
- На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
8 слайд
- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.
9 слайд
- Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)
- Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)
13 слайд
Следующая станция «Весенняя». (3)
─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна.
14 слайд
Работа с текстом.
Карточка № 1
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Проверка карточки № 1 – 15 слайд
Карточка № 2
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Веселая минутка.
- Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз,
Все вместе - игра,
В которую любит
Играть детвора. (До-ми-но)
2. Мой первый слог - на дереве.
Второй мой слог - союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
18 слайд
Здесь мы мечтали отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы прибыли в деревню, как нас окружили плачущие люди.
Они просили нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят и пишут с ошибками. Вот такие стишки они сочиняли.
19 слайд
(шуточные задания) 20 слайдСледующая станция « Сортировочная» (4)
Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
КЛЮЧ 22 слайд
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и союзные слова
1. И
2. Хотя
3. Не только…. , но и
3. Что
5. Однако
4. Будто
Я сейчас предлагаю поработать в тесном союзе, в парах. Карточка №1 1. Судьбы, как тропы в глухом лесу, – всегда разные. 2. Найдет человек медвежью стежку – и пошел по ней. 3. Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему. 4. Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!.. 5. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко 6. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом. 7. Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся. 8. Столько судеб, что всех не охватишь. Найдите союз, определите его вид. Первый вариант работает с предложениями под нечетными номерами, второй с предложениями под четными номерами, вы контролируете друг друга.
Найди в предложениях союзы и распредели их в колонки. Части составных (повторяющихся) союзов записывай через тире с пробелом.
1. Мы жгли костёр весь постоянно, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. 2. Он с таким видом протянул ей эту ветку, как будто вручил перо жар-птицы, добытое в тяжёлом бою. 3. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой, прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. 4. В России колокольчик под дугой был частью конной упряжи, однако далеко не каждый хозяин мог себе позволить купить дорогое литое изделие.
III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.
Следующая остановка « Творческая» (5)
а) Работа по развитию речи.
- Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем ошибки.
24 слайд
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
3.Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
КЛЮЧ 25 слайд
1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
б) Работа с разноуровневыми карточками.
- Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»
Карточка 1. Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.
26 слайд
Карточка 2. Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.
Карточка 3. Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.
27 слайд
Итоги урока.
Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи, кроме того мы вспомнили тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато». А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».