kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы с детьми с повышенным уровнем мотивации к обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Ход урока

1. Орг.момент.

Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Сочинительные и подчинительные союзы».

2.Объявление темы урока, постановка цели.

Но прежде чем перейти к основной нашей теме мы поиграем и вспомним все, что вы знаете о союзе:

«Третий лишний»

Задание: определите, что связывает группу слов, а что отличает, что является «лишним» (ответ аргументируйте).

- а, не, работает;

и, но, через, а

- и; но; то-то;

- однако, либо, чтобы.( служебные части речи, работает – самостоятельная часть речи);

(союзы, простые, то-то - составной);

(союзы сочинительные, чтобы - подчинительный союз).


 

I этап.  На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

- Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие - в страну русского языка.

Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.

3,4 слайды

И первая  остановка - деревня Теоретическая.(1)

5 слайд

3. Фронтальный опрос.               

                                  ТЕСТ

1. В русском языке есть …………   и служебные части речи.

2. Служебные части речи это………

3. Союз – это…………………….

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы связывают………………………………….

6. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:..

7. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

II  этап:  На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

6 слайд

Следующая остановка — «Литературная» (2)      

4. Слово учителя.

- Не многие знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений:  

7 слайд

- На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

8 слайд

 - А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

9 слайд

- Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)

Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)

(слайды 11 и 12  картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)

13 слайд

Следующая станция  «Весенняя». (3)

? Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна.  

14 слайд

Работа с текстом.

Карточка  №  1

Задание: Восстановите в данном тексте союзы.

  А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Для  справок: и, но, которые, что.

Проверка карточки № 1 – 15 слайд

Карточка  №  2

Задание:  Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Задание:  Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

  Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с детьми с повышенным уровнем мотивации к обучению »

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Ход урока

1. Орг.момент.

Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Сочинительные и подчинительные союзы».

2.Объявление темы урока, постановка цели.

Но прежде чем перейти к основной нашей теме мы поиграем и вспомним все, что вы знаете о союзе:

«Третий лишний»

Задание: определите, что связывает группу слов, а что отличает, что является «лишним» (ответ аргументируйте).

- а, не, работает;

и, но, через, а

- и; но; то-то;

- однако, либо, чтобы.( служебные части речи, работает – самостоятельная часть речи);



(союзы, простые, то-то - составной);



(союзы сочинительные, чтобы - подчинительный союз).







I этап.  На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

- Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие - в страну русского языка.

Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.

3,4 слайды

И первая  остановка - деревня Теоретическая.(1)

5 слайд

3. Фронтальный опрос.               

                                  ТЕСТ

1. В русском языке есть …………   и служебные части речи.

2. Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы связывают………………………………….

6. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

7. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

II  этап:  На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

6 слайд

Следующая остановка — «Литературная» (2)      

4. Слово учителя.

- Не многие знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений:  

7 слайд

- На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

8 слайд

 - А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

9 слайд

- Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)

Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)

(слайды 11 и 12  картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)

13 слайд

Следующая станция  «Весенняя». (3)

─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна.  

14 слайд









Работа с текстом.

Карточка  №  1

Задание: Восстановите в данном тексте союзы.

  А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Для  справок: и, но, которые, что.

Проверка карточки № 1 – 15 слайд

Карточка  №  2

Задание:  Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Задание:  Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

  Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.



Веселая минутка.

- Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.

    ШАРАДЫ.

1. Две ноты, союз,

Все вместе - игра,

В которую любит

Играть детвора. (До-ми-но)

 2. Мой первый слог - на дереве.

Второй мой слог - союз.

А в целом я материя

И на костюм гожусь.  (Сук-но)

3. Союз, предлог и падежная форма

    Личного местоимения

    Дают нам вкусный плод

    Южноамериканского растения.  (а-на-нас)

18 слайд

Здесь мы мечтали отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы прибыли в деревню, как нас окружили плачущие люди.

Они просили нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят и пишут с ошибками. Вот такие стишки они сочиняли.

19 слайд

   (шуточные задания)
20 слайд Следующая  станция « Сортировочная» (4)   

Выборочно-распределительный диктант-цифровой.

 (цель: закрепить умение определять разряды союзов) 

 21 слайд





Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.

1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

КЛЮЧ   22 слайд

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы и союзные слова

1. И

2. Хотя

3. Не только…. , но и

3. Что

5. Однако

4. Будто







Я сейчас предлагаю поработать в тесном союзе, в парах. Карточка №1 
1. Судьбы, как тропы в глухом лесу, – всегда разные. 
2. Найдет человек медвежью стежку – и пошел по ней. 
3. Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему. 
4. Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!.. 
5. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко 
6. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом. 
7. Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся. 
8. Столько судеб, что всех не охватишь. 
Найдите союз, определите его вид. 
Первый вариант работает с предложениями под нечетными номерами, второй с предложениями под четными номерами, вы контролируете друг друга. 


Найди в предложениях союзы и распредели их в колонки. Части составных (повторяющихся) союзов записывай через тире с пробелом.

 

1. Мы жгли костёр весь постоянно, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера.
2. Он с таким видом протянул ей эту ветку, как будто вручил перо жар-птицы, добытое в тяжёлом бою.
3. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой, прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка.
4. В России колокольчик под дугой был частью конной упряжи, однако далеко не каждый хозяин мог себе позволить купить дорогое литое изделие.






III этап:  На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.

Следующая остановка « Творческая» (5)

а) Работа по развитию речи.

- Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда  мы допускаем ошибки.

24 слайд

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

3.                 Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

КЛЮЧ  25 слайд

1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.

3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

б) Работа с разноуровневыми карточками.

- Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»

Карточка 1. Раскройте скобки.

Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.

26 слайд

Карточка 2. Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.

Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.

Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.

Карточка 3. Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

Пригрело  солнышко, и в воздухе запахло весной.

27 слайд

 

Итоги урока.

Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи, кроме того мы вспомнили тему «Слитное написание союзов  также, тоже, чтобы, зато». А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Выставление оценок.

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы с детьми с повышенным уровнем мотивации к обучению

Автор: САЗОНОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План работы МО спортивно – эстетического цикла     на 2014 -2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-raboty-mo-sportivno-estietichieskogho-tsikla-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "215491"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432713531"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства