Сценарий урока физики в 7 классе
на тему: «Сила трения. Трение в природе и технике»
Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.
Задачи:
- Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;
- Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
- Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения:
1.словесный, наглядно-демонстрационный, практический (по источникам знаний);
2. обобщающий (по принципу расчленения и соединения знаний);
3. творческий (по характеру познавательной деятельности учащихся и участию учителя в учебном процессе);
4. контроль – самоконтроль;
5. частично - поисковый
6. объяснительно-иллюстративный
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов. Оборудование: металлический шарик, песок, набор грузов, динамометры, деревянный брусок массой 200г, деревянный брусок массой 100г, три тела из пенопласта различной формы (в виде шайбы, сферы, обтекаемой), небольшой сосуд с водой, небольшой сосуд с вязкой жидкостью (маслом), две стеклянные пластины, шарик на нити, мультимедиа, колесо от детской машинки
План урока:
I.Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
V. Первичная проверка понимания.
VI. Первичное закрепление.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
I. Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.
II. Целеполагание и мотивация.
Ребята, у нас сегодня необычное начало урока. Давайте посмотрим на экран.
Демонстрируется мульт о силе трения скольжения
Понравилось?
А теперь посмотрим на демонстрационный стол.
Демонстрационный эксперимент:
- Вывели маятник (шарик на нити) из положения равновесия. Он совершил несколько колебаний и остановился.
- Толкнули шарик на столе. Он покатился и остановился
Как вы думаете, с точки зрения физики что объединяет мультфильм и демонстрационные опыты?
(Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть трение)
Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения». Как вы думаете, какие цели у нашего урока?
- Узнать, что такое трение, сила трения и ее применение.
- . Актуализация знаний.
Хорошо, но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вместе вспомним что мы изучили на прошлых уроках.
- Какую величину называют силой? (Физическая величина, показывающая меру взаимодействия тел)
- Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга)
- Как обозначается сила? (F)
- Единица измерения силы? (1 Ньютон)
- Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? (Сила тяжести)
- Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 10 Н/кг умножить на массу этого тела)
- Что называют весом тела? ( Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес)
- Как вычислить вес тела? (Так же, как и силу тяжести)
- Чему равен вес петуха массой 3 кг? (30 Н)
- Главное отличие силы тяжести от веса тела? (Сила тяжести приложена к телу со стороны Земли, а вес тела приложен к опоре или подвесу со стороны тела, т.е. точкой приложения)
- Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр)
- . Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.
Молодцы. Теперь возвращаемся к теме нашего урока.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.
Я предлагаю вам обратиться к материалу, который лежит у вас на парте.
Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо).
Теперь возьмите бумагу обратной стороной и повторите действия.
Что вы наблюдали теперь? (Трутся легче)
Теперь возьмите стекло и проведите по поверхности другого стекла.
Что вы наблюдали теперь? (Трутся очень плохо)
Скажите, какой процесс с точки зрения физики вы наблюдали? (Трение)
Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение.
Давайте запишем в тетрадях, что называют трением.
Хорошо. А что вы назовете силой трения?
Запишем в тетрадь.
А как вы думаете, куда направлена сила трения? ( в сторону, противоположную движению тела относительно другого)
Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом: Fтр. Единица измерения Ньютон.
Посмотрите еще раз на поверхности наждачной бумаги. Как вы думаете, каковы причины возникновения силы трения? (Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел) Но разве поверхности стекла шероховаты? Может ли быть еще причина возникновения трения?(Взаимное притяжение молекул) Запишите в тетрадь
Давайте ещё поэкспериментируем.
- Возьмите свои ручки, положите их вдоль парты и слегка толкните. Ручка … скользит… по парте. (При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения скольжения.)
- Теперь положите её поперек парты и также слегка толкните. Ручка… катится …по парте. (Сила трения качения возникает при перекатывании одного тела по поверхности другого).
- Представим ситуацию: вы пытаетесь передвинуть тяжелый шкаф, прикладывая значительное усилие, но он остается в покое. Догадайтесь, как называется сила трения, способствующая шкафу оставаться в покое? (Эту силу можно назвать силой трения покоя. Она существует между покоящимися друг относительно друга телами.)
Во всех трех случаях возникает сила трения.
Сила трения
скольжения качения покоя
Великий Аристотель говорил: «Сначала нужно собирать факты, и только после этого связывать их мыслью». Давайте прислушаемся к его совету.
У вас на партах есть маршрутные листы, в которых указан ход ваших действий. В результате выполнения указаний в листе вы должны сформулировать вывод согласно заданию. На работу отводится 5-7 минут.
Группы определяют зависимость силы трения от веса, от площади движущейся поверхности, от вида поверхности, сравнивают силу трения и силу качения. (См.приложения)
Итак, эксперименты проведены. Выводы сформулированы, давайте проверим результаты.
Экспериментальная группа № 5, 6:
Зависит ли сила трения от веса тела?
Зависит ли сила трения от площади поверхности?
Экспериментальная группа № 3, 4:
Зависит ли сила трения от вида поверхности?
Экспериментальная группа № 1, 2:
При сравнении силы трения скольжения и силы трения качения, какие получены выводы?
Устали? Давайте отдохнем.
Свою физкультминутку связываем с трением
Отдохнули, продолжим работать.
- . Первичная проверка понимания
Работа по готовым рисункам и схемам
Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству.
- Картина «Зимние забавы»
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Какая сила присутствует? (сила трения скольжения)
2. Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
А. С. Пушкин
3. Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут-потянут, вытянуть не могут…
Почему не могут?