Конспект урока в 7 классе по теме: «Сила трения»
Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»
Республика Крым
Тема урока: Сила трения
Тип урока: усвоение новых знаний, первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока:
- организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме «Сила трения»; развивать умения наблюдать физические явления (на примере взаимодействия тел); ввести понятие «сила трения»;
- показать, как на практике применяются знания о трении;
- формировать умение анализировать факты, полученные в ходе наблюдения явления.
Задачи урока:
- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы.
Оборудование: легкоподвижная тележка, деревянная гладкая доска, резиновый коврик, линейка, динамометр (2 шт.), набор грузиков.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока, плана его проведения.
2. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
- Что характеризует сила?
- К чему приводит действие силы?
- Какие силы вы знаете?
- Как обозначается и в чем измеряется сила?
- Как называется прибор для измерения силы?
- От чего зависит значение силы?
- Какая сила удерживает тела на поверхности Земли?
- Как зависит сила тяжести от массы тела?
- При каких условиях возникает сила упругости?
- От чего зависит значение этой силы?
- Что называют весом тела?
- В чем отличие веса тела от силы тяжести? На какие тела действует каждая сила?
- Какова масса вашего тела? Чему равен ваш вес?
3. Изучение нового материала.
Беседа.
Рассказ учителя.
Сегодня мы начинаем изучать силу трения, с действием которой нам очень часто приходится встречаться.
Вопрос:
- Что вы знаете о силе трения? (Слушаем ответы учащихся)
Сила трения – вековечные спутники всякого механического движения (иногда вредные, а иногда просто незаменимые). Сила трения есть всегда. Всему движущемуся в воздухе «мешает» сила сопротивления воздуха, всему движущемуся в воде – сила сопротивления воды. Между коньками и льдом, между подошвами обуви и асфальтом возникают силы трения скольжения, между колесом и дорогой, между мячом и полом – сила трения качения. И даже когда тело не движется, можно обнаружить еще один вид трения – трение покоя, которое не позволяет вещам (телам) сдвигаться со своих мест под действием любого слабого толчка.
С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Два самых главных изобретения человека – колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением уменьшить и увеличить трение. Важность трения в своей жизни человек отобразил в разнообразных пословицах и поговорках:
«Не подмажешь – не поедешь»
«Пошло дело как по маслу»
Демонстрация 1: С наклонной плоскости скатывается легкоподвижная тележка. Она катится по демонстрационному столу, не изменяя скорости своего тела. Если на поверхность стола постелить ткань (рассыпать песок или соль), то скорость тележки изменится и тележка остановится.
Вопросы:
-Почему изменяется скорость тележки в ходе опыта?
- В чем выражается это воздействие?
Демонстрация 2: Перевернутую вверх колесами тележку перемещаем по поверхности стола. Сила, необходимая для равномерного движения, измеряется динамометром. Затем тележку ставят на колеса и повторяют эксперимент.
Вопросы:
- Какие силы действовали на тележку в первом и во втором случаях?
- Почему в данном опыте для одних и тех же поверхностей были получены разные значения силы трения?
Вывод: Существуют разные виды силы трения. Трение качения (при равных нагрузках) меньше трения скольжения. Чтобы еще раз убедиться в этом, проведем еще один эксперимент.
Демонстрация 3:
Перемещаем заведомо тяжелый предмет на катках (катками могут быть обычные карандаши). Таким образом можно передвинуть даже дом во время реконструкции улиц.
Демонстрация 4:
На деревянную доску помещают брусок. Приподнимая край доски, демонстрируют, что брусок удерживается на доске.
Вопросы:
- Какой силой удерживается брусок на доске?
- Как направлена эта сила?
Вывод:
Этот вид трения называют силой трения покоя.
Вопрос:
- Приведите свои примеры, в которых проявляется сила трения скольжения; сила трения покоя; сила трения качения.
Вывод:
Все виды трения можно систематизировать:
Сухое трение: покоя, скольжения, качения.
Жидкое трение: при движении тела в жидкостях или газах.
Вопросы:
- Приведите примеры полезного проявления силы трения.
- Каким способом можно увеличить трение?
- Приведите примеры вредного проявления силы трения.
- Как уменьшить трение, когда это необходимо?
Демонстрация 5:
Присоединяем к бруску динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности. Фиксируем показания динамометра.
Вопросы:
- Какие силы действуют на брусок во время движения?
- К какому виду трения относится действующая на брусок сила трения?
- Что можно сказать о равнодействующей сил в данном опыте? Почему?
Демонстрация 6:
Опыт повторяем, постепенно нагружая брусок, то есть тем самым увеличивая силу нормального давления и, следовательно, силу нормальной реакции опоры.
Вопрос:
- Как зависит модуль силы трения скольжения от модуля силы нормального давления? Делаем вывод.
Вывод:
Сила трения скольжения зависит от силы нормального давления.
Демонстрация 6:
Присоединяем динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности резинового коврика. Фиксируем показания динамометра.
Вопрос:
Сравните полученный результат с предыдущим опытом и сделайте вывод.
- Почему мы получили другие показания динамометра?
Вывод: Сила трения скольжения зависит от материала соприкасающихся поверхностей.
Вопрос:
- Что является причиной возникновения силы трения?
Вывод: Возникновение силы трения связано не только с неровностями поверхностей, но в случае очень гладких поверхностей - с преодолением молекулярных связей между соприкасающимися телами. Таким образом, сила трения имеет электромагнитную природу.
Демонстрация 7:
Положите деревянный брусок на стол гранью с меньшей площадью поверхности. Присоединяем динамометр и равномерно тянем брусок по горизонтальной поверхности демонстрационного стола. Фиксируем показания динамометра.
Положите брусок на поверхность стола гранью с большей площадью поверхности и повторите опыт. Сравните результаты. Сделайте вывод.
Вывод:
Сила трения скольжения не зависит от площади поверхности соприкосновения тел.
4. Закрепление нового материала:
Вопросы к классу:
- Каковы причины возникновения силы трения?
- Какие вы знаете силы трения? Виды силы трения.
- Приведите примеры трения в окружающем нас мире.
- Какие вы знаете способы уменьшения или увеличения сил трения?
5. Подведение итогов урока:
Вопросы:
- Какую роль в природе, быту и технике имеет сила трения?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Чему вы научились на уроке?
- Что было вам интересным?
6. Домашнее задание:
1. Составьте план рассказа о силе трения.
2. Увеличение и уменьшение силы трения в быту, природе.
3. Найти пословицы и поговорки о силе трения..
4. Написать рассказ или историю о силе трения.
Литература:
1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.
2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва - «ВАКО» - 2010
3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сила трения" »
Конспект урока в 7 классе по теме: «Сила трения»
Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»
Республика Крым
Тема урока: Сила трения
Тип урока: усвоение новых знаний, первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока:
- организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме «Сила трения»; развивать умения наблюдать физические явления (на примере взаимодействия тел); ввести понятие «сила трения»;
- показать, как на практике применяются знания о трении;
- формировать умение анализировать факты, полученные в ходе наблюдения явления.
Задачи урока:
- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока, плана его проведения.
Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
- Что характеризует сила?
- К чему приводит действие силы?
- Какие силы вы знаете?
- Как обозначается и в чем измеряется сила?
- Как называется прибор для измерения силы?
- От чего зависит значение силы?
- Какая сила удерживает тела на поверхности Земли?
- Как зависит сила тяжести от массы тела?
- При каких условиях возникает сила упругости?
- От чего зависит значение этой силы?
- Что называют весом тела?
- В чем отличие веса тела от силы тяжести? На какие тела действует каждая сила?
- Какова масса вашего тела? Чему равен ваш вес?
3. Изучение нового материала.
Беседа.
Рассказ учителя.
Сегодня мы начинаем изучать силу трения, с действием которой нам очень часто приходится встречаться.
Вопрос:
- Что вы знаете о силе трения? (Слушаем ответы учащихся)
Сила трения – вековечные спутники всякого механического движения (иногда вредные, а иногда просто незаменимые). Сила трения есть всегда. Всему движущемуся в воздухе «мешает» сила сопротивления воздуха, всему движущемуся в воде – сила сопротивления воды. Между коньками и льдом, между подошвами обуви и асфальтом возникают силы трения скольжения, между колесом и дорогой, между мячом и полом – сила трения качения. И даже когда тело не движется, можно обнаружить еще один вид трения – трение покоя, которое не позволяет вещам (телам) сдвигаться со своих мест под действием любого слабого толчка.
С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Два самых главных изобретения человека – колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением уменьшить и увеличить трение. Важность трения в своей жизни человек отобразил в разнообразных пословицах и поговорках:
«Не подмажешь – не поедешь»
«Пошло дело как по маслу»
Демонстрация 1: С наклонной плоскости скатывается легкоподвижная тележка. Она катится по демонстрационному столу, не изменяя скорости своего тела. Если на поверхность стола постелить ткань (рассыпать песок или соль), то скорость тележки изменится и тележка остановится.
Вопросы:
-Почему изменяется скорость тележки в ходе опыта?
- В чем выражается это воздействие?
Демонстрация 2: Перевернутую вверх колесами тележку перемещаем по поверхности стола. Сила, необходимая для равномерного движения, измеряется динамометром. Затем тележку ставят на колеса и повторяют эксперимент.
Вопросы:
- Какие силы действовали на тележку в первом и во втором случаях?
- Почему в данном опыте для одних и тех же поверхностей были получены разные значения силы трения?
Вывод: Существуют разные виды силы трения. Трение качения (при равных нагрузках) меньше трения скольжения. Чтобы еще раз убедиться в этом, проведем еще один эксперимент.
Демонстрация 3:
Перемещаем заведомо тяжелый предмет на катках (катками могут быть обычные карандаши). Таким образом можно передвинуть даже дом во время реконструкции улиц.
Демонстрация 4:
На деревянную доску помещают брусок. Приподнимая край доски, демонстрируют, что брусок удерживается на доске.
Вопросы:
- Какой силой удерживается брусок на доске?
- Как направлена эта сила?
Вывод:
Этот вид трения называют силой трения покоя.
Вопрос:
- Приведите свои примеры, в которых проявляется сила трения скольжения; сила трения покоя; сила трения качения.
Вывод:
Все виды трения можно систематизировать:
Сухое трение: покоя, скольжения, качения.
Жидкое трение: при движении тела в жидкостях или газах.
Вопросы:
- Приведите примеры полезного проявления силы трения.
- Каким способом можно увеличить трение?
- Приведите примеры вредного проявления силы трения.
- Как уменьшить трение, когда это необходимо?
Демонстрация 5:
Присоединяем к бруску динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности. Фиксируем показания динамометра.
Вопросы:
- Какие силы действуют на брусок во время движения?
- К какому виду трения относится действующая на брусок сила трения?
- Что можно сказать о равнодействующей сил в данном опыте? Почему?
Демонстрация 6:
Опыт повторяем, постепенно нагружая брусок, то есть тем самым увеличивая силу нормального давления и, следовательно, силу нормальной реакции опоры.
Вопрос:
- Как зависит модуль силы трения скольжения от модуля силы нормального давления? Делаем вывод.
Вывод:
Сила трения скольжения зависит от силы нормального давления.
Демонстрация 6:
Присоединяем динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности резинового коврика. Фиксируем показания динамометра.
Вопрос:
Сравните полученный результат с предыдущим опытом и сделайте вывод.
- Почему мы получили другие показания динамометра?
Вывод: Сила трения скольжения зависит от материала соприкасающихся поверхностей.
Вопрос:
- Что является причиной возникновения силы трения?
Вывод: Возникновение силы трения связано не только с неровностями поверхностей, но в случае очень гладких поверхностей - с преодолением молекулярных связей между соприкасающимися телами. Таким образом, сила трения имеет электромагнитную природу.
Демонстрация 7:
Положите деревянный брусок на стол гранью с меньшей площадью поверхности. Присоединяем динамометр и равномерно тянем брусок по горизонтальной поверхности демонстрационного стола. Фиксируем показания динамометра.
Положите брусок на поверхность стола гранью с большей площадью поверхности и повторите опыт. Сравните результаты. Сделайте вывод.
Вывод:
Сила трения скольжения не зависит от площади поверхности соприкосновения тел.
4. Закрепление нового материала:
Вопросы к классу:
- Каковы причины возникновения силы трения?
- Какие вы знаете силы трения? Виды силы трения.
- Приведите примеры трения в окружающем нас мире.
- Какие вы знаете способы уменьшения или увеличения сил трения?
5. Подведение итогов урока:
Вопросы:
- Какую роль в природе, быту и технике имеет сила трения?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Чему вы научились на уроке?
- Что было вам интересным?
6. Домашнее задание:
1. Составьте план рассказа о силе трения.
2. Увеличение и уменьшение силы трения в быту, природе.
3. Найти пословицы и поговорки о силе трения..
4. Написать рассказ или историю о силе трения.
Литература:
1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.