kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сила трения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7 классе по теме: «Сила трения» Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь» Республика Крым Тема урока: Сила трения Тип урока: усвоение новых знаний, первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель урока: - организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме «Сила трения»; развивать умения наблюдать физические явления (на примере взаимодействия тел); ввести понятие «сила трения»; - показать, как на практике применяются знания о трении; - формировать умение анализировать факты, полученные в ходе наблюдения явления. Задачи урока: - создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям; - обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы. Оборудование: легкоподвижная тележка, деревянная гладкая доска, резиновый коврик, линейка, динамометр (2 шт.), набор грузиков. Ход урока: 1. Организационный этап. Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока, плана его проведения. 2. Актуализация опорных знаний. Вопросы: - Что характеризует сила? - К чему приводит действие силы? - Какие силы вы знаете? - Как обозначается и в чем измеряется сила? - Как называется прибор для измерения силы? - От чего зависит значение силы? - Какая сила удерживает тела на поверхности Земли? - Как зависит сила тяжести от массы тела? - При каких условиях возникает сила упругости? - От чего зависит значение этой силы? - Что называют весом тела? - В чем отличие веса тела от силы тяжести? На какие тела действует каждая сила? - Какова масса вашего тела? Чему равен ваш вес? 3. Изучение нового материала. Беседа. Рассказ учителя. Сегодня мы начинаем изучать силу трения, с действием которой нам очень часто приходится встречаться. Вопрос: - Что вы знаете о силе трения? (Слушаем ответы учащихся) Сила трения – вековечные спутники всякого механического движения (иногда вредные, а иногда просто незаменимые). Сила трения есть всегда. Всему движущемуся в воздухе «мешает» сила сопротивления воздуха, всему движущемуся в воде – сила сопротивления воды. Между коньками и льдом, между подошвами обуви и асфальтом возникают силы трения скольжения, между колесом и дорогой, между мячом и полом – сила трения качения. И даже когда тело не движется, можно обнаружить еще один вид трения – трение покоя, которое не позволяет вещам (телам) сдвигаться со своих мест под действием любого слабого толчка. С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Два самых главных изобретения человека – колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением уменьшить и увеличить трение. Важность трения в своей жизни человек отобразил в разнообразных пословицах и поговорках: «Не подмажешь – не поедешь» «Пошло дело как по маслу» Демонстрация 1: С наклонной плоскости скатывается легкоподвижная тележка. Она катится по демонстрационному столу, не изменяя скорости своего тела. Если на поверхность стола постелить ткань (рассыпать песок или соль), то скорость тележки изменится и тележка остановится. Вопросы: -Почему изменяется скорость тележки в ходе опыта? - В чем выражается это воздействие? Демонстрация 2: Перевернутую вверх колесами тележку перемещаем по поверхности стола. Сила, необходимая для равномерного движения, измеряется динамометром. Затем тележку ставят на колеса и повторяют эксперимент. Вопросы: - Какие силы действовали на тележку в первом и во втором случаях? - Почему в данном опыте для одних и тех же поверхностей были получены разные значения силы трения? Вывод: Существуют разные виды силы трения. Трение качения (при равных нагрузках) меньше трения скольжения. Чтобы еще раз убедиться в этом, проведем еще один эксперимент. Демонстрация 3: Перемещаем заведомо тяжелый предмет на катках (катками могут быть обычные карандаши). Таким образом можно передвинуть даже дом во время реконструкции улиц. Демонстрация 4: На деревянную доску помещают брусок. Приподнимая край доски, демонстрируют, что брусок удерживается на доске. Вопросы: - Какой силой удерживается брусок на доске? - Как направлена эта сила? Вывод: Этот вид трения называют силой трения покоя. Вопрос: - Приведите свои примеры, в которых проявляется сила трения скольжения; сила трения покоя; сила трения качения. Вывод: Все виды трения можно систематизировать: Сухое трение: покоя, скольжения, качения. Жидкое трение: при движении тела в жидкостях или газах. Вопросы: - Приведите примеры полезного проявления силы трения. - Каким способом можно увеличить трение? - Приведите примеры вредного проявления силы трения. - Как уменьшить трение, когда это необходимо? Демонстрация 5: Присоединяем к бруску динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности. Фиксируем показания динамометра. Вопросы: - Какие силы действуют на брусок во время движения? - К какому виду трения относится действующая на брусок сила трения? - Что можно сказать о равнодействующей сил в данном опыте? Почему? Демонстрация 6: Опыт повторяем, постепенно нагружая брусок, то есть тем самым увеличивая силу нормального давления и, следовательно, силу нормальной реакции опоры. Вопрос: - Как зависит модуль силы трения скольжения от модуля силы нормального давления? Делаем вывод. Вывод: Сила трения скольжения зависит от силы нормального давления. Демонстрация 6: Присоединяем динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности резинового коврика. Фиксируем показания динамометра. Вопрос: Сравните полученный результат с предыдущим опытом и сделайте вывод. - Почему мы получили другие показания динамометра? Вывод: Сила трения скольжения зависит от материала соприкасающихся поверхностей. Вопрос: - Что является причиной возникновения силы трения? Вывод: Возникновение силы трения связано не только с неровностями поверхностей, но в случае очень гладких поверхностей - с преодолением молекулярных связей между соприкасающимися телами. Таким образом, сила трения имеет электромагнитную природу. Демонстрация 7: Положите деревянный брусок на стол гранью с меньшей площадью поверхности. Присоединяем динамометр и равномерно тянем брусок по горизонтальной поверхности демонстрационного стола. Фиксируем показания динамометра. Положите брусок на поверхность стола гранью с большей площадью поверхности и повторите опыт. Сравните результаты. Сделайте вывод. Вывод: Сила трения скольжения не зависит от площади поверхности соприкосновения тел. 4. Закрепление нового материала: Вопросы к классу: - Каковы причины возникновения силы трения? - Какие вы знаете силы трения? Виды силы трения. - Приведите примеры трения в окружающем нас мире. - Какие вы знаете способы уменьшения или увеличения сил трения? 5. Подведение итогов урока: Вопросы: - Какую роль в природе, быту и технике имеет сила трения? - Какие вопросы вызвали у вас затруднения? - Чему вы научились на уроке? - Что было вам интересным? 6. Домашнее задание: 1. Составьте план рассказа о силе трения. 2. Увеличение и уменьшение силы трения в быту, природе. 3. Найти пословицы и поговорки о силе трения.. 4. Написать рассказ или историю о силе трения. Литература: 1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с. 2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва - «ВАКО» - 2010 3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сила трения" »


Конспект урока в 7 классе по теме: «Сила трения»

Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»

Республика Крым

Тема урока: Сила трения

Тип урока: усвоение новых знаний, первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока:

- организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме «Сила трения»; развивать умения наблюдать физические явления (на примере взаимодействия тел); ввести понятие «сила трения»;

- показать, как на практике применяются знания о трении;

- формировать умение анализировать факты, полученные в ходе наблюдения явления.

Задачи урока:

- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы.

Оборудование: легкоподвижная тележка, деревянная гладкая доска, резиновый коврик, линейка, динамометр (2 шт.), набор грузиков.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока, плана его проведения.

  1. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

- Что характеризует сила?

- К чему приводит действие силы?

- Какие силы вы знаете?

- Как обозначается и в чем измеряется сила?

- Как называется прибор для измерения силы?

- От чего зависит значение силы?

- Какая сила удерживает тела на поверхности Земли?

- Как зависит сила тяжести от массы тела?

- При каких условиях возникает сила упругости?

- От чего зависит значение этой силы?

- Что называют весом тела?

- В чем отличие веса тела от силы тяжести? На какие тела действует каждая сила?

- Какова масса вашего тела? Чему равен ваш вес?

3. Изучение нового материала.

Беседа.

Рассказ учителя.

Сегодня мы начинаем изучать силу трения, с действием которой нам очень часто приходится встречаться.

Вопрос:

- Что вы знаете о силе трения? (Слушаем ответы учащихся)

Сила трения – вековечные спутники всякого механического движения (иногда вредные, а иногда просто незаменимые). Сила трения есть всегда. Всему движущемуся в воздухе «мешает» сила сопротивления воздуха, всему движущемуся в воде – сила сопротивления воды. Между коньками и льдом, между подошвами обуви и асфальтом возникают силы трения скольжения, между колесом и дорогой, между мячом и полом – сила трения качения. И даже когда тело не движется, можно обнаружить еще один вид трения – трение покоя, которое не позволяет вещам (телам) сдвигаться со своих мест под действием любого слабого толчка.

С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Два самых главных изобретения человека – колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением уменьшить и увеличить трение. Важность трения в своей жизни человек отобразил в разнообразных пословицах и поговорках:

«Не подмажешь – не поедешь»

«Пошло дело как по маслу»

Демонстрация 1: С наклонной плоскости скатывается легкоподвижная тележка. Она катится по демонстрационному столу, не изменяя скорости своего тела. Если на поверхность стола постелить ткань (рассыпать песок или соль), то скорость тележки изменится и тележка остановится.

Вопросы:

-Почему изменяется скорость тележки в ходе опыта?

- В чем выражается это воздействие?

Демонстрация 2: Перевернутую вверх колесами тележку перемещаем по поверхности стола. Сила, необходимая для равномерного движения, измеряется динамометром. Затем тележку ставят на колеса и повторяют эксперимент.

Вопросы:

- Какие силы действовали на тележку в первом и во втором случаях?

- Почему в данном опыте для одних и тех же поверхностей были получены разные значения силы трения?

Вывод: Существуют разные виды силы трения. Трение качения (при равных нагрузках) меньше трения скольжения. Чтобы еще раз убедиться в этом, проведем еще один эксперимент.

Демонстрация 3:

Перемещаем заведомо тяжелый предмет на катках (катками могут быть обычные карандаши). Таким образом можно передвинуть даже дом во время реконструкции улиц.

Демонстрация 4:

На деревянную доску помещают брусок. Приподнимая край доски, демонстрируют, что брусок удерживается на доске.

Вопросы:

- Какой силой удерживается брусок на доске?

- Как направлена эта сила?

Вывод:

Этот вид трения называют силой трения покоя.

Вопрос:

- Приведите свои примеры, в которых проявляется сила трения скольжения; сила трения покоя; сила трения качения.

Вывод:

Все виды трения можно систематизировать:

Сухое трение: покоя, скольжения, качения.

Жидкое трение: при движении тела в жидкостях или газах.

Вопросы:

- Приведите примеры полезного проявления силы трения.

- Каким способом можно увеличить трение?

- Приведите примеры вредного проявления силы трения.

- Как уменьшить трение, когда это необходимо?

Демонстрация 5:

Присоединяем к бруску динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности. Фиксируем показания динамометра.

Вопросы:

- Какие силы действуют на брусок во время движения?

- К какому виду трения относится действующая на брусок сила трения?

- Что можно сказать о равнодействующей сил в данном опыте? Почему?

Демонстрация 6:

Опыт повторяем, постепенно нагружая брусок, то есть тем самым увеличивая силу нормального давления и, следовательно, силу нормальной реакции опоры.

Вопрос:

- Как зависит модуль силы трения скольжения от модуля силы нормального давления? Делаем вывод.

Вывод:

Сила трения скольжения зависит от силы нормального давления.

Демонстрация 6:

Присоединяем динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности резинового коврика. Фиксируем показания динамометра.

Вопрос:

Сравните полученный результат с предыдущим опытом и сделайте вывод.

- Почему мы получили другие показания динамометра?

Вывод: Сила трения скольжения зависит от материала соприкасающихся поверхностей.

Вопрос:

- Что является причиной возникновения силы трения?

Вывод: Возникновение силы трения связано не только с неровностями поверхностей, но в случае очень гладких поверхностей - с преодолением молекулярных связей между соприкасающимися телами. Таким образом, сила трения имеет электромагнитную природу.

Демонстрация 7:

Положите деревянный брусок на стол гранью с меньшей площадью поверхности. Присоединяем динамометр и равномерно тянем брусок по горизонтальной поверхности демонстрационного стола. Фиксируем показания динамометра.

Положите брусок на поверхность стола гранью с большей площадью поверхности и повторите опыт. Сравните результаты. Сделайте вывод.

Вывод:

Сила трения скольжения не зависит от площади поверхности соприкосновения тел.

4. Закрепление нового материала:

Вопросы к классу:

- Каковы причины возникновения силы трения?

- Какие вы знаете силы трения? Виды силы трения.

- Приведите примеры трения в окружающем нас мире.

- Какие вы знаете способы уменьшения или увеличения сил трения?

5. Подведение итогов урока:

Вопросы:

- Какую роль в природе, быту и технике имеет сила трения?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

- Чему вы научились на уроке?

- Что было вам интересным?

6. Домашнее задание:

1. Составьте план рассказа о силе трения.

2. Увеличение и уменьшение силы трения в быту, природе.

3. Найти пословицы и поговорки о силе трения..

4. Написать рассказ или историю о силе трения.

Литература:

1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.

2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва - «ВАКО» - 2010

3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сила трения"

Автор: Живаго Ольга Ивановна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "План - конспект урока в 7 классе на тему: Сила трения. "
    ["seo_title"] => string(55) "plan-konspiekt-uroka-v-7-klassie-na-tiemu-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "203035"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429377844"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока по теме "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102195"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486094"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока по физике на тему: Сила трения "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-fizikie-na-tiemu-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182911"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425645486"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока "Условия плавания тел" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-usloviia-plavaniia-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "102204"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486811"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства