ТЕМА УРОКА «СИЛА ТРЕНИЯ»
Приемы: «Групповая мозговая атака», «Кластер», «Инсерт», «Синквейн»
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала
Оборудование урока: тексты для «инсерт» (16 шт), тесты (16 шт), презентация.
КОНСПЕКТ УРОКА
- Стадия «Вызов» (10 минут), прием «Групповая мозговая атака».
Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Силы».
Вы уже знаете 4 силы, назовите их.
Учитель: А почему стрелочка к силе тяжести проведена от силы Всемирного тяготения? А к весу тела от силы упругости? А еще одна рамка осталась не заполненной, значит, есть еще силы в природе. Что это за сила? Давайте посмотрим следующий слайд и догадаемся о какой силе идет речь. (слайд 2)
«В гололедицу зимой
Над замерзшею водой
Чья – то добрая рука
Посыпает слой песка.
Все скорее отвечают:
Для чего так поступают?»
Учитель кратко фиксирует на доске объяснения учащихся, среди разных высказываний обязательно прозвучит «трение», «сила трения». Как считаете из записанных объяснений какое наиболее точно подходит? СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА.
Формулировка учащимися темы урока – «Сила трения». (слайд 3)
Посмотрите на кластер, у него есть еще грозди от силы трения. (слайд 4)
Что это значит? Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
Далее учитель просит нескольких учеников озвучить цель урока. Пример целей:
узнать, что такое сила трения? что значит эта сила для человека? Зачем? и. д.
В результате учащиеся формулируют цель по теме урока для всего класса:
- Дать определение силы трения
- Узнать, каковы причины возникновения силы?
- Узнать, от чего зависит сила трения?
- Узнать, каково значение силы в природе и для человека? (слайд 5)
- Стадия «Осмысление» (слайд 6)
- Учащиеся читают текст (прием «инсерт») учебника стр. 70 – 73. (10 мин)
У кого поставлены значки «-« и «?». Что не понятно, сформулируйте вопрос. Запишите свой вопрос в тетрадь и попытаемся найти на него ответ в течение урока. - Ответьте на вопросы: (слайд 7)
- Что такое сила трения?
- Каковы причины появления силы трения? (слайд 8)
- От чего она зависит, от чего не зависит? (слайд 9)
- Работа с кластером (виды сил) (слайд 10)
- Сравнить силы (слайд 11)
•Домашнее задание: 30, 31
Написать сказку на тему
«Что было бы, если бы не было трения»
Сказку оформить в виде книжки малютки (слайд 12)
3. Закрепление нового знания: (5 минут) тест «Сила трения» пособие А.В. Постников «Проверка знаний учащихся по физике 7 - 8 класс», 1 вариант (отпечатанные варианты с листочками для ответов заранее заготовлены и положены на столы детей перед уроком)
Пример варианта № 1 (выбери правильный ответ)
1.Сани скатываются с горы под действием силы …, а, скатившись, останавливаются за счет силы … .
- а) трения…тяжести
- б) упругости…трения
- в) трения …упругости
- г) тяжести…трения
2. При смазке трущихся поверхностей сила трения …
- а) не изменяется
- б) увеличивается
- в) уменьшается
3. Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела?
- а) совпадает
- б) направлена в сторону, противоположную скорости
4.Какие причины влияют на силу трения?
- а) природа трущихся поверхностей
- б) силы, прижимающие соприкасающиеся поверхности друг к другу
- в) шероховатость соприкасающихся поверхностей
Взаимопроверка по готовым ответам (презентация слайд 13).
Оценка работы: 100% отлично, 75% - 3 вопроса – хорошо, 50% - надо поработать ещё!
Поднимите руки у кого отлично и хорошо? Кому нужно еще поработать дома параграфы еще раз прочитать.
Сами вы себя оценили, а я проверю ваши работы и тогда поставлю оценку за урок.
- Стадия «Рефлексия» (5 минут) (слайд 14)
- Получили ли вы ответы на ваши вопросы? (зачитать вопрос и ответить на него)
- А все ли мы узнали о трении сегодня на уроке? И что вы бы хотели узнать на следующем уроке?
И, так вернёмся к целям урока. (слайд 15)
Остались не достигнутыми цели:
•Узнать, где применяется сила трения
•Узнать, каково значение силы трения в природе и для человека?
•Выяснить, трение вредно или полезно
Напоследок составим синквейн по теме «Сила» (слайд 16)
Сила
Векторная, физическая
Деформирует, действует, изменяет
Это действие другого тела
Взаимодействие
Спасибо за урок. Урок закончен, но изучение сил не закончено.
Нам предстоит еще много узнать нового и интересного.
САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ
- Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
Учеников в классе не много, но дети очень разные по уровню усвоения материала, поэтому работать с классом трудно. В классе 2 отличницы - Ксюша и Даша, но темп работы у них разный. Ксюша стремиться сделать все быстро, иногда небрежно, но применяет творческий поход к решению задач, может решать нестандартные задачи, повышенной сложности, Даша работает медленнее, но качественнее, знает все правила и определения. Хороший исполнитель, но иногда может высказывать и оригинальные идеи.
Никита занимается хорошо, очень старательный мальчик. Гуля старается, но не всегда все сразу понимает, требуется дополнительная работа с материалом. Андрей занимался хорошо, но последнее время стал рассеянным, вялым, невнимательным. Вова очень рассеянный, несобранный, неорганизованный мальчик, часто не выполняет домашнее задание. Один ученик обучается по 7 виду, ему требуется много времени для усвоения материала, часто болеет и пропускает.
- Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
Тема урока «Сила трения» - предпоследний (7) урок темы «Силы». Дети уже знакомы с 4 видами сил, поэтому на этом уроке нужно обобщить знания о силах и дополнить их. Трудность данной темы в том, что очень насыщенный материал, много разновидностей сил трения, необходимо понимать, чем они отличаются, в чем особенность каждого вида сил трения. Есть ученики, которым достаточно того, что они отработали на уроке, для успешного дальнейшего продвижения по теме, а некоторым детям, нужно еще раз прочитать текст, ответить на вопросы, может быть, задать вопросы учителю или однокласснику для уточнения своих представлений.
- Обосновать постановку ТДЦ урока, УУД, тип и его структуру.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование понятия одной из сил природы - силы трения
- Развивающие:
- формирование компетентности «решение проблем» (оценка результата, рефлексия)
- формирование информационной компетентности (извлечение информации, обработка информации)
- формирование коммуникативной компетентности (письменная коммуникация, диалог).
- Воспитательные: воспитание качеств личности: целеустремлённости, трудолюбия.
Универсальные учебные действия (УУД) формируемые на данном уроке:
1.Личностные: развитие готовности и способности, учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности; формирование образа мира.
2.Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3.Познавательные: формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитие логического, творческого мышления, рефлексии.
4.Коммуникативные: формирование компетенции в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.
Урок построен в ТРКМ, имеет 3 фазы, применяются приемы «Кластер», «Инсерт», «Синквейн». Дети сами формулируют тему и цели урока, изучают новый материал, анализируют полученные знания на этапе рефлексии и ставят новые задачи на следующий урок.
- Выделить главный этап и дать его анализ.
Главный этап на уроке – этап осмысления, на этом этапе дети работают с новой информацией и, обрабатывая ее, получают из текстовой информации графическую (кластер), его озвучивают, развивая речь, мышление.
- Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Этап вызова создает мотивацию для изучения новой темы о силе трения. На этапе рефлексии делают вывод, что узнали, и что осталось узнать.
- Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели реального результата.
- Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
На следующем уроке планируем закончить тему «Силы», рассмотреть практическое применение сил, будем решать компетентностно-ориентированные задачи (жизненные). Применим один из приемов по составлению вопросов «Толстый и тонкий», «Вопросительные слова» или «Ромашку Блума». И будем готовиться к контрольной работе по теме.