ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский
Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:
- измерения силы трения;
- развивать логическое мышление учащихся;
- воспитывать интерес к предмету;
- развивать интерес к решению задач.
Задачи урока:
- Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления
- Развивающие и воспитательные: формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, подключенный к проектору, презентация к уроку, видеосюжеты, широкий сосуд с водой, подшипники; на столах учащихся: ноутбуки, деревянные бруски, набор грузов, катки, кусок резины, шероховатая поверхность (наждачная бумага).
1. Организационный момент.
Итак, начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
Задачки решать.
2. Мотивация урока
Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем еще одну такую знакомую, но таинственную силу, но с начало необходимо повторить полученные знания по теме.
3. Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках
Класс делится на две группы. Первая группа выполняет тестирование на ПК по теме «Взаимодействие тел». Вторая группа отвечает на вопросы физического диктанта, который транслируется на экран через проектор.
4. Постановка цели урока
Учитель: Ребята мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить на мой взгляд одну из самых важных сил, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Послушайте вопросы- задачи и скажите о какой силе сегодня пойдет речь.
Учащиеся дают ответ, что изучается сегодня сила трения.
Учитель: подумайте и сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что вы должны узнать, чему научиться?
Учащиеся формулируют цели урока: целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; причины ее возникновения; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.
Учитель: Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока слайд 1
5. Изучение нового материала
Постановка проблемы.
Учитель: Что мешает движению тела? Какая сила возникает? В результате чего она возникает?
Попробуйте сформулировать определение силы трения. (слайд2)
Выводы:
Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.
Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.
Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.
Определение: Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. ( демонстрируется видео №1 о силе трения)
Учитель: Выясним причины возникновения трения. Откройте учебник и найдите в параграфе причины трения.
Учащиеся дают ответы: ( демонстрируется слайд 3)
- шероховатость поверхности.
- Молекулярное взаимодействие
Учитель: Сейчас мы должны выяснить какие виды трения существуют (слайд 4).
1.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу) - (демонстрируется слайд 10 сказка «Репка»), какие силы удерживают репку в земле? (демонстрируется видео №2 о трении покоя)
2.Трения скольжения (санки) (слайд 11 –стихотворение про трение скольжения). Учащимся предлагается измерить силу трения скольжения, используя брусок, динамометр, набор грузов.
(демонстрируется видео №3 о трении скольжения)
Учитель: трение скольжения бывает сухое и жидкое. Посмотрите эксперимент и сделайте вывод какое трение больше.
Эксперимент: движение деревянного бруска по твердой поверхности и движение этого бруска по поверхности жидкости.
Учащиеся делают вывод: сухое трение больше чем жидкое.
3.Трения качения (колёса) (слайд 12 –стихотворение про трение качения)
Учащимся предлагается измерить силу трения качения, используя брусок, динамометр, набор грузов, катки. Сравнить трение скольжения и трение качения.
Учащиеся делают вывод, что трение скольжения больше чем трение качения.
(демонстрируется видео №4 о трении качения), демонстрируются подшипники.
Учитель: Давайте выясним от каких факторов зависит сила трения? (слайд 5)
Экспериментальные задания:
Проверка зависимости силы трения от веса тела, шероховатости поверхности, от используемых различных материалов, от площади поверхности.
Учащиеся делают вывод, что от площади поверхности сила трения не зависит.
Учитель: Трение может быть как полезным, так и вредным. В первом случае его стараются усилить, во втором - ослабить. Автомобили могут двинуться с места и остановиться, однако в результате действия силы трения быстро изнашиваются шины. (слайд 6)
Учитель: Анализируя знания, полученные на уроке подумайте какие способы изменения силы трения вы можете предложить. (слайд 7)
Учащиеся делают вывод:
Уменьшить трение:
- Обработка трущихся поверхностей до гладкого состояния
- Замена трения скольжения трением качения
- Использование смазки
Увеличить трение:
- Увеличить нагрузку (вес)
- Увеличить шероховатости поверхностей
- Применение различных материалов трущихся поверхностей
6. Закрепление. Рефлексия. (слайд8)
Учитель: Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в пословицы и поговорки. Предлагаю вам осуществить поиск информации в Интернете: пословицы и поговорки о силе трения.
Информация, найденная учащимися в Интернете может быть такой:
- не подмажешь, не поедешь;
- пошло дело как по маслу;
- угря в руках не удержишь;
- что кругло – легко катится;
- лыжи скользят по погоде;
- из навощенной нити сеть не сплетешь;
- колодезная веревка сруб перетирает;
- ржавый плуг только на пахоте очищается;
- ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
- нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.
Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль. Приведите несколько примеров.
Каждый учащийся делает высказывание начиная предложение:
Я знаю…
Мне это необходимо…
Я умею…
Я применяю…
7.Итоги урока.
Домашнее задание: § 30,таблица (слайд 9)
Заполнить таблицу: привести примеры: “Злые” дела силы трения, “Добрые” дела силы трения.
Индивидуальные задания: 1. Выяснить почему лыжи смазывают двумя мазями.
2.Почему легко скользить на коньках по льду, а по гладкому стеклу это сделать невозможно.
3.Подготовить рассказ о силе трения в природе и технике.