Урок физики.
Учитель: Гришанова А.А., КГУ «Основная школа № 1»
Класс: 9
Тема: Строение атома и атомного ядра.
Цели урока:
Задачи урока:
Закрепить навыки работы со справочной литературой, работы в группах
Проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, групповой работы с тестовыми заданиями.
Воспитание чувства патриотизма по отношению к своей стране.
Развивать интерес к предмету;
Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.
Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-конференция.
Учебно-наглядный комплекс:
Презентация в Microsoft Power Point.(Приложение1) (,Тест 9 класс)
“Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева”.
Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
Раздаточный дидактический материал (тестовые задания для подготовки к ВОУД СО) для учащихся.
Структура урока.
Организационный момент.
Мотивационная основа урока.
Повторение темы “Строение атома и атомного ядра. Тестирование с помощью программы MyTest .
Выступления учащихся в группах:
I группа «Ученые, основатели атомной физики»-презентация
II группа «Атомная энергетика»-проект
III группа «Атомное оружие»-сообщения
5.Тематическое тестирование.
6.Подведение итогов, оценки за урок.
7.Рефлексия
Ход урока
1. Слайд (организационный момент.)
- Здравствуйте! Тема урока на экране. Давайте запишем ее в тетрадь.
- Цели: повторение и систематизация знаний.
- Девиз: через общение развивается человек.
2. Слайд - Три мешка.
Мешки символизируют ваши знания, точнее багаж знаний по изученной теме.
Какой мешок ваш – определит сегодняшний урок.
3. Слайд - Атом покорен, НО цивилизация под угрозой.
Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин,
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки был выпущен джин.
- Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побежденных.
Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те черные дни и тяжелые последствия неизвестной болезни. Память о них будет передаваться из поколение в поколение.
И прежде чем поговорить о развитии атомной энергетики в целом ,послушаем и узнаем кто же стоял у истоков развития атомной физики.
Выступления учащихся:
I группа «Ученые, основатели атомной физики»-презентация
4. Слайд – Беккерель.
- Давайте вспомним, какие научные открытия привели человечество к этой страшной трагедии?
- Кто этот человек и какое открытие принадлежит ему? (Беккерель открыл явление радиоактивности)
- Что такое радиоактивность? (самопроизвольное излучение)
- Как ему удалось обнаружить это явление? (ответ учащихся)
- Какие исследования проводил с радиоактивными препаратами на себе? (ответ учащихся)
5. Слайд – Кюри.
- Чем прославили себя эти люди? (ответ учащихся)
- Какой химический элемент открыла мари Склодовская-Кюри? Почему так назвала? (ответ учащихся и проверка с помощью презентации (Приложение 1))
- Почему радий называют лучистым? (ответ учащихся)
- Где наблюдали его свечение супруги Кюри? (ответ учащихся)
6. Слайд - Радиоактивность – как доказательство сложного строения атома.
- Почему радиоактивность доказывает, что атом имеет сложное строение? (ответ учащихся)
- Какую структуру имеет радиоактивное излучение? (ответ учащихся)
- - излучение? Почему отклонение слабое? (ответ учащихся)
- – излучение? Почему сильное отклонение? (ответ учащихся)
- – излучение? (ответ учащихся)
- Итак, что такое радиоактивность? (ответ учащихся)
7. Слайд – Строение атома.
- Кто впервые заговорил об атомарном строении вещества? (ответ учащихся)
- Первая модель атома имеет историческое название? Почему? (ответ учащихся)
- Вскоре появилась еще одна модель? Ее название? Как устроен атом? (ответ учащихся)
- Ядро – это уже неделимая часть или нет? (ответ учащихся)
8. Слайд - Резерфорд.
- Кем была предложена планетарная модель атома? (ответ учащихся)
- Принципиальная схема опыта Резерфорда? (ответ учащихся)
- Объяснение результатов опыта. (ответ учащихся)
9.Слайд.
Стратегия «Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» – план развития страны, который опирается на логику процессов, идущих в экономической жизни страны.
Это наглядно отражено и в призыве президента Казахстана Нурсултана Назарбаева развивать атомную энергетику.
В тематическом послании президент одним тезисом подчеркнул значимость целой отрасли. После предпосылок: «Потребность в дешевой атомной энергии в обозримой перспективе развития мира будет только расти. Казахстан – мировой лидер в добыче урана», последовал вывод – однозначный и четкий: «Мы должны развивать собственное производство топлива для АЭС и строить атомные станции».
Выступления учащихся:
10.Слайд
II группа «Атомная энергетика в РК»-проект.
И как было уже сказано : - Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побежденных.
Что можно подразумевать под этим высказыванием?
Выступления учащихся:
11.Слайд «Жизнь без «старости» или
Никто не поручится, когда это случится.»
Казахстан призывает к решительным действиям в сфере глобального ядерного разоружения.
III группа «Атомное оружие»-сообщения
Договор о нераспространении ядерного оружия — фундамент глобального мира и безопасности
Казахстан в 1991 г. наглядно продемонстрировал миру добрую волю, отказавшись от ядерных испытаний, закрыв Семипалатинский испытательный полигон. Ядерное оружие сегодня — главная угроза для всего человечества. В апреле текущего года в США впервые состоялся глобальный саммит по ядерной безопасности. Наш Президент был одним из ключевых участников встречи. Казахстан, сполна познавший ужасы ядерных испытаний, является убежденным сторонником глобального процесса нераспространения ядерного оружия и снижения ядерной угрозы. В этой связи наша страна предлагает международному сообществу ряд принципиально важных мер. Во-первых, Президент заявил о готовности разместить на территории Казахстана Международный банк ядерного топлива. Во-вторых, Нурсултан Назарбаев выступил за расширение безъядерных зон, в частности, на Ближнем Востоке, и создание для них международной правовой основы, включая гарантии безопасности. В-третьих, Президент призвал запретить производство расщепляющихся материалов в военных целях. В-четвертых, Нурсултан Назарбаев заявил, что необходимо остановить ядерные испытания [1].
Договор о нераспространении ядерного оружия является фундаментальным Договором в обеспечении глобального мира и безопасности, предотвращения угрозы распространения ядерного оружия. Он успешно служил международному сообществу в течение прошедших сорока лет и остается краеугольным камнем режима ядерного нераспространения, коллективных усилий в сфере ядерного разоружения и мирного использования ядерной энергии.
Договор о нераспространении ядерного оружия был подготовлен комитетом ООН по разоружению и 12 июня 1968 г. одобрен Генеральной Ассамблеей ООН, был открыт для подписания 1 июля 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне.
После сдачи ратификационных грамот на хранение, 5 марта 1970 г., договор вступил в силу. СССР данный Договор был ратифицирован 24 ноября 1969 г. Участниками Договора являются 190 государств. Вне Договора о нераспространении ядерного оружия остаются Индия, Пакистан, Израиль, о выходе из Договора заявила КНДР.
Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии, состоит из преамбулы и 11 статей.
Согласно Договору каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними кому бы то ни было ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.
Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. Договор закрепляет неотъемлемое право государств — его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.
Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.
Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение.
12. Слайд «Неуправляемая цепная ядерная реакция.»
13. Слайд Можно погибнуть от невидимого
Основные источники радиации:
0,01г радиоактивного калия
период распада
4000 делений в секунду
14. Слайд – Применение. Биологическое действие.
Да, пора эйфории безвозвратно ушла.
На науке лежит преступленье,
Но к ученым, повинным в создании зла,
Постепенно приходит прозренье.
Итак, всю тему повторили. Давайте вернемся к началу урока и сравним величину своего багажа (три мешка). Перед словами “старт”- даю обратный отсчет. Последняя тренировка – небольшой тест, который вы выполняете в рабочей тетради. Проверь себя!
1 вариант.
1. Кто открыл явление радиоактивности?
А) М. Кюри;
Б) Дж. Томсон;
В) Беккерель;
Г) Э. Резерфорд
2. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?
А) не изменяется;
Б) изменяется запас энергии атома, но атом остается того же химического элемента;
В) атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;
Г) в результате радиоактивного распада атом полностью исчезает.
3. Что такое - излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
4. Какой прибор позволяет наблюдать следы заряженных частиц в виде полосы из капель воды в газе?
А) фотопластинка;
Б) счетчик Гейгера-Мюллера;
В) камера Вильсона;
Г) электронный микроскоп.
5. В атомном ядре содержится 25 протонов и 30 нейтронов. Каким положительным зарядом, выраженным в элементарных электрических зарядах +е, обладает это атомное ядро?
А) +5е;
Б) +30е;
В) +25е;
Г) 0.
6. Из каких частиц состоят ядра атомов?
А) из протонов;
Б) из нейтронов;
В) из протонов, нейтронов и электронов;
Г) из протонов и нейтронов.
7. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, у которого ядро состоит из 6 протонов и 8 нейтронов?
А) 6;
Б) 8;
В) 2;
Г) 14.
8. Какие частицы из перечисленных ниже легче других способны проникать в атомное ядро и вызывать ядерные реакции?
А) электроны;
Б) нейтроны;
В) -частицы;
Г) все перечисленные в выше.
9. Какая частица Х образуется в результате реакции Li + ?
А) гамма-квант;
Б) электрон;
В) позитрон;
Г) нейтрон.
10. Массовое число – это:
А) число протонов в ядре;
Б) число нейтронов в ядре;
В) число электронов в электронной оболочке;
Г) число нуклонов в ядре.
2 вариант.
1. По какому действию было открыто явление радиоактивности?
А) по действию на фотопластинку;
Б) по ионизирующему действию;
В) по следам в камере Вильсона;
Г) по вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц.
2. Что такое -излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
3. Что такое -излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
4. Что одинаково у атомов разных изотопов одного химического элемента и что у них различно?
А) одинаковы заряды и массы атомных ядер, различны химические свойства атомов;
Б) одинаковы заряды, различны массы ядер и химические свойства;
В) одинаковы заряды ядер и химические свойства, различны массы ядер;
Г) одинаковы массы ядер, различны химические свойства и заряды ядер.
5. Какой прибор при прохождении через него ионизирующей частицы выдает сигнал в виде кратковременного импульса электрического тока:
А) счетчик Гейгера;
Б) фотоэлемент;
В) динамик;
Г) камера Вильсона.
6. В атомном ядре содержится Z протонов и N нейтронов. Чему равно массовое число М этого ядра?
А) Z;
Б) N;
В) Z-N;
Г) Z+N.
7. Энергия связи рассчитывается по формуле:
А) Е=m·c;
Б) Е=m·c2;
В) Е=m·c2;
Г) Е=m·V2.
8. Для вычисления энергии связи ядра в СИ в каких единицах нужно выразить значение дефекта массы?
А) в а. е. м. ;
Б) в МэВ;
В) в мг;
г) в кг.
9. В реакции ядром какого изотопа является ядро Х?
А) ;
Б) ;
В) ;
Г) .
10. Ядро изотопа содержит:
А) 3р и 7n;
Б) 3р и 4 n;
В) 3р и 10n;
Г) 7р и 3 n.
15. Слайд – ответы к тестам.
- Проведем самопроверку. Вспомним слайд №2 (мешки знаний) и выставим себе оценку по объему мешка:(маленький) –“3”, (средний) –“4”, (большой) –“5”
- На следующем уроке отсчет обратный закончится и будет дан старт к написанию контрольной работы.
16. Слайд – последний. Рефлексия. Спасибо за работу на уроке!
- Урок подошел к завершению, запишем домашнее задание.
- Домашнее задание: с чувством, толком изучить записи в тетради по пройденной теме. До свидания. Урок окончен.