kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – урок изучения нового материала

Форма изучения нового материала – лекция учителя с активным привлечением обучающихся.

Методы урока – словесные, наглядные, практические

Цели урока:

(дидактические или образовательные) обеспечить в ходе урока усвоение понятий “радиоактивность”, альфа-, бета-, гамма излучений. В ходе подготовки к итоговой аттестации повторить понятия: электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи. Продолжать совершенствовать навыки сборки электрических цепей. Продолжить формирование общеучебных умений: планирования рассказа, работы с дополнительной литературой . Познакомить учеников с основными этапами развития учения о строении атома.

воспитательные задачи (ставятся на год) продолжать формировать у обучающихся научное мировоззрение, воспитание информационной культуры.

развивающие задачи ставятся на год) развивать навыки культуры речи, в целях развития познавательного интереса обучающихся к предмету на уроке планируются интересные исторические справки.

Демонстрация. Портреты ученых: Демокрита, А. Беккереля, Э. Резерфорда, М. Склодовской – Кюри, П. Кюри.

Таблица “Опыт по изучению радиоактивности”, видеофрагменты» Опыт Резерфорда», « Радиоактивность».

Ход урока

I. Организационный момент. (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)

II. Вступительное слово учителя. (1 – 3 минуты)

V. Изучение нового материала.

- Сегодня мы начинаем изучать четвертую главу нашего учебника, она называется “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”.

- Тема нашего урока “Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.” ( Слайд 1) (запись в тетради даты и темы урока). Пользоваться будем конспектами , которые у вас на столах. Понятие « атом» нами было введено еще в 8 классе, а так же на уроках химии. Давайте вспомним его.

Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческим философом Демокритом еще 2500 лет назад. « Не существует ничкго, кроме атомов». ( Слайд 2)

 Сейчас мало для кого реальность атомов менее очевидна, чем движение Земли вокруг Солнца. У каждого с атомом связано инстиктивное представление о чем-то очень маленьком. Какой же смысл вкладывает в понятие атом современная физика? Как он выглядит?

- Начнем с Демокрита.    ( Сообщение 1 Демокрит)

- Хотелось бы вспомнить важные в истории даты( Слайд 3)

  1. 1. 1895г В.К. Рентген поведал миру об икс-лучах.
  2. 1896 год-открытие радиоактивности.   

1898года - Пьер и Мария Кюри  называют это свойство радиоактивностью.

  1. 1905  Уравнение Эйнштейна

 

- Наиболее ярким свидетельством сложного строения атомов явилось открытие явления радиоактивности, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896г.               ( Слайд 4)

 

.    ( Сообщение 2 Беккерель)

- Радиоактивность появились на земле со времени ее образования , и человек за всю историю развития своей цивилизации находился под влиянием естественных источников радиации. Земля подвержена радиационному фону, источниками которого служат излучения Солнца, космическое излучение, излучение от залегающих в Земле радиоактивных элементов.                     ( Слайд 5)

Фрагмент фильма ( Опыт Беккереля)                 ( Слайд 6)

Трудами Беккереля заинтересовались Пьер Кюри и Мария Складовская –Кюри.

Информационная справка  Фрагмент фильма ( Работы Пьера и Марии Кюри) ( Слайд 7, 8)

- Запишем  в тетради “радиоактивность” – (лат) radio – излучаю, aсtivus – действенный.

Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.          ( Слайд  9). Посмотрите в таблице Менделеева.

- Что представляет собой радиоактивное излучение?

В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения. Слайд   10

- Ответьте на вопросы                   ( Слайд 11)

  1. Какую роль играло магнитное поле?
  2. Что было источником излучения?
  3. Какие сорта частиц обнаружены?
  4. Дайте им характеристику по плану.

Альфа                    Ветта                            Гамма                  ( Слайд 12-14)

 

Положительно заряженные частицы назвали альфа-частицами, отрицательно заряженные – бета-частицами, а нейтральные – гамма (рис. 2) квантами. Некоторое время спустя в результате исследования некоторых физических характеристик и свойств этих частиц (электрического заряда, массы, проникающей способности) удалось установить, что гамма – кванты или лучи – это коротковолновое электромагнитное излучение, скорость распространения электромагнитного излучения такая же, как и у всех электромагнитных волн – 300000 км/с. Гамма – лучи проникают в воздух на сотни метров. .( Слайд  12)

 

Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Они проникают в воздух до 20 м. .( Слайд13  )

 

Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц

20000 км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 72000 раз. Альфа – лучи проникают в воздух до 10 см.( Слайд  14)

- Итак, явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом альфа, ветта и гамма– частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.

Если опыты Беккереля доказали сложный состав атома, тол как же он выглядит?

- Еще в 1865 году Йозеф Лондшмидт нашел, что размеры атомов примерно  10 -10см, а масса атома водорода примерно 10-27 г.( Конспект п 1)

Недавно  мы изучили тему « Спектры»  ,« Дисперсия света». Обратите внимание на даты и факты в конспекте ( п 20).

Объяснение спектров нужно искать в свойствах атомов. Этим и занимались Д. Максвелл и Л.Больцман.

На своем пути атомистическая теория встречала много препятствий пробивая себе дорогу и окончательно утвердилась в XIX в. Яркий след в изучении строения атома оставил Д.Д. Томсон.

Сообщение о Д. Томсоне( Слайд 15 )

ПО его мнению атом выглядел так ( Слайд 17.18 ) 

Это был 1904 год. А еще в 1903 году об электроне знали следущее

 ( Конспект п5)Запишите в тетрадь.

Проверку этой модели провел английский физик Э. Резерфорд  в 1906 году

Информационная справка о Резерфорде. ( Слайд 19 )

Видеофрагмент « Опыт Резерфорда» ( Слайд 20)

Ответьте на вопросы:

  1. Какие неожиданные результаты получил ученый?
  2. Почему на основании модели Томсона нельзя было объяснить результаты опыта?
  3. Как объяснил результат отклонения альфа-частиц сам Резерфорд?

 

Отклонения некоторых частиц на углы больше 90 градусов ученый  описывал так:?  (Слайд 21) « Это было так же невероятно, как если бы вы выстрелили  15-дюймовым снарядом в лист папирусной бумаги, а он отрекошетил и снова попал в вас».

Как же теперь вылядит атом? ( Слайд 22-25  ) и конспект п6.

Каково значение этого открытия? ( Слайд 26 )

  1. Это открытие было огромным по своей значимости. Под впечатлением этих событий В. Брюсов, писал:

«Быть может, эти электроны-Миры, где пять материков, Искусства, знания, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом-Вселенная, где сто планет; Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то чего здесь нет.»

  1. Основываясь на эту модель, можно было объяснить физический смысл распределения химических элементов в таблице Д.И. Менделеева. Число положительных зарядов в ядре и число электронов совпадают с порядковым номером химического элемента.
  2. Так была подведена черта в споре о не делимости атома

А.Эйнштейн сравнил открытие Резерфорда с открытием огня. ( Слайд 27)

IV.  Закрепление.

Проверка усвоения нового материала.

Демонстрация слайда с вопросами по объясненному материалу.

3. Сконструируйте  модели атомов: лития, бериллия, бора используя модель положительных и отрицательных частиц на магнитах. ( Слайд 28)

V.    Подведение итогов уроков. Анализ ответов, выставление оценок.

VI.    Домашнее задание. ( Слайд 29)

Список литературы

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учеб. для 11 кл.сред.шк. [Текст] М.: Просвещение, 1991. – 254 с.

Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – 2-е изд., испр. и дополн. [Текст] М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 400 с.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда." »

"Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда"

« Не существует ничего, кроме атомов»  Демокрит  «Начало вселенной-атомы и пустота. Миров бесчисленное множество. Ничего не возникает из небытия, не исчезает в небытие. Атомы бесчислены по величине и множеству, носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля.Последне- суть соединения некоторых атомов. Атомы же неизменяемы вследствие твердости»

« Не существует ничего, кроме атомов»

Демокрит

«Начало вселенной-атомы и пустота. Миров бесчисленное множество. Ничего не возникает из небытия, не исчезает в небытие. Атомы бесчислены по величине и множеству, носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля.Последне- суть соединения некоторых атомов. Атомы же неизменяемы вследствие твердости»

Открытие радиоактивности   Исторические сведения 1895год В.К. Рентген  поведал миру об икс-лучах.  Эти лучи 22 декабря лучи заинтересовали Антуана Анри Беккереля. 1896 год Анри Беккерель  открыл самопроизвольное излучение солей урана. 26 декабря 1898года  - Пьер и Мария Кюри называют это свойство радиоактивностью.

Открытие радиоактивности

Исторические сведения

  • 1895год В.К. Рентген поведал миру об икс-лучах.
  • Эти лучи 22 декабря лучи заинтересовали Антуана Анри Беккереля.

1896 год Анри Беккерель открыл самопроизвольное излучение солей урана.

  • 26 декабря 1898года - Пьер и Мария Кюри называют это свойство радиоактивностью.

  • 1905год А. Эйнштейн сформулировал основное уравнение фотоэффекта.
Радиоактивное излучение  Радиоактивность появились на земле со времени ее образования , и человек за всю историю развития своей цивилизации находился под влиянием естественных источников радиации. Земля подвержена радиационному фону, источниками которого служат излучения Солнца, космическое излучение, излучение от залегающих в Земле радиоактивных элементов.

Радиоактивное излучение

Радиоактивность появились на земле со времени ее образования , и человек за всю историю развития своей цивилизации находился под влиянием естественных источников радиации. Земля подвержена радиационному фону, источниками которого служат излучения Солнца, космическое излучение, излучение от залегающих в Земле радиоактивных элементов.

Анри Беккерель 1896 г - открыл  явление  радиоактивности  (способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению)

Анри Беккерель

1896 г - открыл явление радиоактивности

(способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению)

Открытие новых радиоактивных элементов Мария Склодовская-Кюри обнаружила излучения тория . Позже она с мужем открыла неизвестные ранее элементы: полоний, радий. В последствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными. Мария Склодовская-Кюри  и Пьер Кюри

Открытие новых радиоактивных элементов

Мария Склодовская-Кюри обнаружила излучения тория .

Позже она с мужем открыла неизвестные ранее элементы: полоний, радий.

В последствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.

Мария Склодовская-Кюри

и

Пьер Кюри

Радиоактивность -самопроизвольное излучение атомов.  radio( лат) - излучаю Aktivus  - действенный
  • Радиоактивность -самопроизвольное излучение атомов.
  • radio( лат) - излучаю
  • Aktivus - действенный
Эксперимент, доказывающий, что атом имеет сложный состав:  1899 год   «Опыты показывают, что излучение урана неоднородно по составу- в нем присутствуют, по крайней мере , два излучения различного типа, одно очень сильно поглощается , назовем его альфа - излучением, а другое имеет большую проникающую способность, назовем его гамма - излучением»

Эксперимент, доказывающий, что атом имеет сложный состав: 1899 год

«Опыты показывают, что излучение урана неоднородно по составу- в нем присутствуют, по крайней мере , два излучения различного типа, одно очень сильно поглощается , назовем его альфа - излучением, а другое имеет большую проникающую способность, назовем его гамма - излучением»

α - частица Полностью ионизированный атом химического элемента гелия. Положительно заряжены. m = 4 а.е.м. q =2e . Ее скорость 10000-20000 м/с

α - частица

Полностью ионизированный атом химического элемента гелия. Положительно заряжены.

m = 4 а.е.м. q =2e . Ее скорость 10000-20000 м/с

β - частица  Представляет собой – электрон Его скорость доходит до 0,99 скорости света.

β - частица

Представляет собой – электрон

Его скорость доходит до 0,99 скорости света.

Гамма-частицы  частицы Вид электромагнитного излучения Электромагнитное излучение Скорость электромагнитных волн –300000км/с.

Гамма-частицы частицы

Вид электромагнитного излучения

Электромагнитное излучение

Скорость электромагнитных волн –300000км/с.

Проникающая способность  радиоактивного излучения

Проникающая способность

радиоактивного излучения

Атом – шар, по всему объёму которого равномерно распределён положительный заряд.

Атом – шар, по всему объёму которого равномерно распределён положительный заряд.

  • Внутри шара находятся электроны.
  • Каждый электрон может совершать колебательные движения около своего положения равновесия.
  • Положительный заряд шара равен по модулю суммарному заряду электронов, поэтому заряд атома в целом равен нулю.
Эрнест Резерфорд РЕЗЕРФОРД Эрнст (1871-1937), английский физик, один из создателей учения о радиоактивности и строении атома, основатель научной школы, иностранный член-корреспондент РАН (1922) и почетный член АН СССР (1925). Директор Кавендишской лаборатории (с 1919). Открыл (1899) альфа- и бета-лучи и установил их природу. Создал (1903, совместно с Ф. Содди) теорию радиоактивности. Предложил (1911) планетарную модель атома. Осуществил (1919) первую искусственную ядерную реакцию. Предсказал (1921) существование нейтрона. Нобелевская премия (1908).

Эрнест Резерфорд

РЕЗЕРФОРД Эрнст (1871-1937), английский физик, один из создателей учения о радиоактивности и строении атома, основатель научной школы, иностранный член-корреспондент РАН (1922) и почетный член АН СССР (1925). Директор Кавендишской лаборатории (с 1919). Открыл (1899) альфа- и бета-лучи и установил их природу. Создал (1903, совместно с Ф. Содди) теорию радиоактивности. Предложил (1911) планетарную модель атома. Осуществил (1919) первую искусственную ядерную реакцию. Предсказал (1921) существование нейтрона. Нобелевская премия (1908).

Особенности опыта « Теперь я знаю как выглядит атом!»

Особенности опыта

« Теперь я знаю как выглядит атом!»

  • mядра = 99,4 mатома
  • Rядра
  • Rатома ~ 10(-10 )м
  • Rядра ~ 10(-15) м
  • qядра = Z * | e |
  • планетарная модель атома
Планетарная модель атома 1 Н ВОДОРОД 1,00797 1  ЯДРО АТОМ ИОН + ИОН –

Планетарная модель атома

1

Н

ВОДОРОД

1,00797

1

ЯДРО

АТОМ

ИОН +

ИОН –

«Быть может, эти электроны- Миры, где пять материков, Искусства, знания, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом-Вселенная, где сто планет; Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то чего здесь нет.»  В. Брюсов

«Быть может, эти электроны-

Миры, где пять материков,

Искусства, знания, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом-Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то чего здесь нет.»

  • В. Брюсов

Альберт Эйнштейн  сравнил открытие радиоактивности с открытием огня , так как считал, что и огонь и радиоактивность – одинаково крупные вехи в истории цивилизации .

Альберт Эйнштейн сравнил открытие радиоактивности с открытием огня , так как считал, что и огонь и радиоактивность – одинаково крупные вехи в истории цивилизации .

Какой заряд имеет ядро атома согласно модели Резерфорда? Каков заряд атома? Сконструируйте модели атомов: лития, бериллия
  • Какой заряд имеет ядро атома согласно модели Резерфорда?
  • Каков заряд атома?
  • Сконструируйте модели атомов: лития, бериллия
Домашнее задание: п. 65,66 Сконструируйте модели атомов: кислорода,азота . Сообщения…

Домашнее задание:

п. 65,66

Сконструируйте модели атомов: кислорода,азота .

Сообщения…

Домашнее задание:

Домашнее задание:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Рогова Елена Анатольевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126576

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "История открытия строения атома "
    ["seo_title"] => string(35) "istoriia-otkrytiia-stroieniia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "113073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409121150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства