Рабочая программа по химии в 8 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень
Рабочая программа по химии в 8 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по химии в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ, «Программы курса химии для 8?11 классов общеобразовательных учреждений», автор О.С. Габриелян, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. В учебном плане на химию в 8 классе выделено 2 часа.
Данная программа может быть реализована при индивидуальном обучении учащихся при условии преподавания 2 часов химии в неделю
Приложением к программе является коррекционная составляющая для учащихся 7 вида.
Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание, курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки.
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Методы познания веществ и химических явлений
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Языкхимии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Результаты обучения в курсе «Неорганическая химия» в 8 классе:
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:
Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества)
Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
Основные виды химической связи
Типы кристаллических решеток
Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия
Типологию химических реакций по различным признакам
Сущность электролитической реакции
Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.
Учащиеся должны уметь:
Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ, при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в сете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;
Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Контроль уровня обученности:
Формы контроля
1. Текущий контроль «Атомы химических элементов».
2. Текущий контроль «Простые вещества».
3. Текущий контроль «Соединения химических элементов».
4. Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».
5. Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Кроме этого в конце учебного года состоится смотр знаний учащихся в форме итогового устного зачета.
Литература:
Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна. – Москва, Дрофа, 2010 год
Габриелян О. С. Химия 8:учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Дрофа, 2008 год.
Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс: методическое пособие. – М.; Дрофа, 2002 год.
Габриелян О. С. и др. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. – М., Дрофа, 2003 год.
Габриелян О. С. и др.: Задачи по химии и способы их решения. 8 – 9 класс – М., Дрофа, 2004 год
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Сроки
проведения
Кол-во часов
В том числе:
Уроки
Практ. раб.
Лабор. опыты
Контр. раб.
1
Введение
02.09-15.09
4
4
2
Атомы химических элементов
18.09-16.10
9
8
1
3
Простые вещества
20.10-17.11
7
6
1
4
Соединения химических элементов
20.11-22-01
15
12
2
2
1
5
Изменения, происходящие с веществами
26.01-23-02
11
9
1
5
1
6
Практикум №1 Простейшие операции с веществом
26.02-02.03
2
-
2
7
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
04.03-21.05
20
17
2
6
1
Всего:
68
56
7
13
5
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии в 8 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень »
МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю. Директор школы:
МО учителей биологии и химии 29.08.2013г _________________Лебедева Л.Г.
протокол №1 Приказ №81 от 02.09.2013г
Руководитель МО_____________Кабанова Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
в 8 классе
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
УМК О.С.Габриеляна
базовый уровень
2013-2014учебный год
Учитель: Кабанова Наталия Николаевна,
учитель биологии и химии,
учитель высшей квалификационной категории
п. Судиславль, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по химии в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ, «Программы курса химии для 8‑11 классов общеобразовательных учреждений», автор О.С. Габриелян, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. В учебном плане на химию в 8 классе выделено 2 часа.
Данная программа может быть реализована при индивидуальном обучении учащихся при условии преподавания 2 часов химии в неделю
Приложением к программе является коррекционная составляющая для учащихся 7 вида.
Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание, курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки.
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Методы познания веществ и химических явлений
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Языкхимии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Результаты обучения в курсе «Неорганическая химия» в 8 классе:
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:
Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества)
Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
Основные виды химической связи
Типы кристаллических решеток
Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия
Типологию химических реакций по различным признакам
Сущность электролитической реакции
Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.
Учащиеся должны уметь:
Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ, при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в сете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;
Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Контроль уровня обученности:
Формы контроля
1. Текущий контроль «Атомы химических элементов».
2. Текущий контроль «Простые вещества».
3. Текущий контроль «Соединения химических элементов».
4. Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».
5. Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Кроме этого в конце учебного года состоится смотр знаний учащихся в форме итогового устного зачета.
Литература:
Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна. – Москва, Дрофа, 2010 год
Габриелян О. С. Химия 8:учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Дрофа, 2008 год.
Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс: методическое пособие. – М.; Дрофа, 2002 год.
Габриелян О. С. и др. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. – М., Дрофа, 2003 год.
Габриелян О. С. и др.: Задачи по химии и способы их решения. 8 – 9 класс – М., Дрофа, 2004 год
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Сроки
проведения
Кол-во часов
В том числе:
Уроки
Практ. раб.
Лабор. опыты
Контр. раб.
1
Введение
02.09-15.09
4
4
2
Атомы химических элементов
18.09-16.10
9
8
1
3
Простые вещества
20.10-17.11
7
6
1
4
Соединения химических элементов
20.11-22-01
15
12
2
2
1
5
Изменения, происходящие с веществами
26.01-23-02
11
9
1
5
1
6
Практикум №1 Простейшие операции с веществом
26.02-02.03
2
-
2
7
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
04.03-21.05
20
17
2
6
1
Всего:
68
56
7
13
5
Основное содержание программы
Введение(4 часа)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: основные понятия химии: химия, химический элемент, химический знак, химическая формула, химическая реакция, признаки химических реакций; основные этапы развития химии как науки; вклад в развитие химии российских ученых М. В Ломоносова, Д.И. Менделеева, М. А. Бутлерова.
уметь:
- называть структуру периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева;
- определять по химическим знакам химические элементы, их русские названия;
- характеризовать химические явления;
- объяснять черты химических реакций;
- проводитьсамостоятельный расчет молекулярной массы вещества и массовой доли по формуле.
Демонстрации:
Коллекция изделий тел из алюминия и стекла. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.
Атомы химических элементов (9 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: основные сведения о строении атомов, состав атомных ядер, физический смысл таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.
уметь:
- называть формулировки периодического закона (Д.И.Менделеева и современную);
- определять степень окисления, строение электронных оболочек;
- характеризовать химический элемент по его положению в таблице химических элементов Д.И. Менделеева;
- объяснять свойства на основе положения элемента втаблице химических элементов Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Модели атомов химических элементов, таблицы, строение атомов металлов
- называть формулы для вычисления количества вещества;
- определять способность атомов к образованию аллотропии;
- характеризовать Общие физические свойства металлов;
- объяснять решение задач с использованиемпонятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».
Демонстрации:
Коллекция металлов. Физические свойства металлов. Коллекция неметаллов. Свойства белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль. Модель молярного объема газов.
Соединения химических элементов (15 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: степень окисления. Бинарные соединения. Основные классы неорганических соединений, их строение, состав, химические свойства и способы получения. Аморфные и кристаллические вещества.
уметь:
- называть класс неорганических соединений, тип кристаллической решетки;
- определять к какому классу неорганических соединений относится данное вещество, молекулярное и немолекулярное строение, среду реакции;
- характеризовать свойства классов неорганических соединений;
- объяснять действие закона постоянства вещества;
- проводитьсамостоятельный поиск признаков физических свойств веществ.
Демонстрации:
Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов. Образцы оксидов. Образцы щелочей (растворимые и твердые) и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов растворами щелочей. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов растворами кислот. Образцы солей кислородосодержащих и бескислородных кислот. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, графита, оксида углерода (IV), йода. Взрыв смеси водорода с воздухом. Различные образцы смесей. Способы разделения смесей.
Лабораторные опыты:
Лаб. опыт №1 Знакомство с образцами веществ разных классов.
знать/понимать: признаки химических реакций, закон сохранения массы вещества, понятие о скорости химических реакций, понятие о катализаторе, химическое равновесие.
уметь:
- называть вещество и его свойства;
- определять типы химических реакций;
- характеризовать смещение химического равновесия, факторы, влияющие на скорость химической реакции, тип химической реакции;
- объяснять признаки химических реакций.
Демонстрации:
Примеры физических явлений (плавление парафина). Горение магния. Возгонка йода. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ в результате химической реакции. Разложение перманганата калия. Разложение пероксида водорода. Горение магния и фосфора. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Взаимодействие цинка с соляной кислотой. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором; получение гидроксида меди (II); растворение полученного гидроксида в кислоте; взаимодействие оксида меди (II) c серной кислотой при нагревании. Взаимодействие воды с натрием и литием, оксидом фосфора(V), оксидом кальция. Электролиз воды
Лабораторные опыты:
Лаб. опыт № 3 Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги.
Лаб. опыт № 4 Окисление меди в пламени спиртовки
Лаб. опыт № 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Лаб. опыт № 6 . Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты
Лаб. опыт № 7 Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа
Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.
Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей сахара в растворе Наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой, и их описание.
Анализ почвы и воды
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: основные положения теории электролитической диссоциации; признаки реакций ионного обмена; механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связями; виды концентраций и формулы для их расчета.
уметь:
- определять реакции ионного обмена, их признаки.
- характеризовать свойства растворов электролитов; генетическую связь основных классов неорганических соединений.
- объяснять свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
- проводитьсамостоятельный химический эксперимент по изучению свойств веществ.
Демонстрации:
Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение крашенных ионов в электрическом поле. Примеры реакций, идущих до конца
Лабораторные опыты:
Лаб. опыт № 8 Реакции, характерные для растворов кислот (серной)
Лаб. опыт № 9 Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксида натрия).
Лаб. опыт № 10 Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)).
Лаб. опыт № 11 Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция).
Лаб. опыт № 12 Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа)
Лаб. опыт № 13 Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (II))
Практические работы:
1.Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».
2. Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5.Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна. – Москва, Дрофа, 2010 год
Габриелян О. С. Химия 8:учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Дрофа, 2008 год.
Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс: методическое пособие. – М.; Дрофа, 2009 год.
Габриелян О. С. и др. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. – М., Дрофа, 2008 год.
Габриелян О. С. и др.: Задачи по химии и способы их решения. 8 – 9 класс – М., Дрофа, 2009 год
Тематическое планирование химия 8 класс, 68 часов (2 часа в неделю)
№ урока
Тема урока
Изучаемые вопросы
Требования к уровню подготовки учащихся
Эксперимент
Демонстрационный
Л – лабораторный
Вид контроля
Задания на дом по учебнику
Введение (4 часа)
1
1.Предмет химии. Вещества
Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент
Знать: определение понятий – простые, сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия – тело, простое вещество, химический элемент.
Д. Коллекция изделий – тел из алюминия и стекла.
Введение§1, упр. 3,6,8,10
2
2.Превращение веществ. Роль химии в жизни человека
Химические и физические явления. История возникновения и развития химии. Роль русских ученых
Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами
Д. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.
§ 2, упр. 1-5, § 3
3
3.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов
Обозначение химических элементов. Устройство таблицы ПСХЭ Менделеева
Знать: знаки первых 20 хим. элементов
Уметь: определять положение элемента в периодической системе, называть химические элементы
Тест по теме: Простые и сложные вещества, химические явления
§4, упр. 1,2,5
4
4.Химические формулы. Относительные атомные и молекулярные массы
Составление химической формулы вещества. Масса атомов и молекул. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет доли химического элемента по формуле
Знать: определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава, понимать и записывать химические формулы.
Уметь: определять состав вещества по хим. формуле, принадлежность к простым и сложным веществам, находить относительную молекулярную массу вещества, вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения
§5, упр. 1,2,8
Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов)
5.
1.Строение атомов. Изотопы
Доказательство сложного строения атомов. Понятия протон, нейтрон, электрон, массовое число. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы
Уметь: объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента
Уметь: объяснять физический смысл атомного номера, номера группы, периода, составлять схемы первых 20 элементов системы
§ 8, упр. 1,2,3
7.
3.Изменение свойств ХЭ по периодам
Значение порядкового номера элемента, номера группы и периода. Металлические и неметаллические свойства ХЭ. Изменение свойств ХЭ в периоде, группе
Знать: формулировку периодического закона.
Уметь: объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, характеризовать химические элементы на основе их положения в системе и особенностей строения их атомов
Сам. раб. Строение атома
§ 8-9, упр. 3,4,5
8.
4.Ионная химическая связь
Понятие иона. Понятие об ионной связи. Схема образования ионной связи
Знать: определение понятий - химическая связь, ион, ионная связь.
Уметь: определять тип химической связи (ионная) в соединении
§ 9, упр. 1,2
9.
5.Ковалентная неполярная связь
Схема образования двухатомных молекул (H2, Cl2, S2, N2). Составление электронных и структурных формул
Уметь: определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединении
§ 10, упр. 1-5
10.
6.Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь
Схемы образования сложных соединений (HCL, H2O, NH3 и других). Электронные и структурные формулы. Понятие «электроотрицательность, ковалентная полярная связь»
Уметь: определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединении
§ 11, упр. 1-4
11.
7.Металлическая связь
Понятие о металлической связи
Знать: определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью
Таблицы, строение атомов металлов.
Сам. раб. Виды связи
§ 12, упр. 1-3
12.
8.Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, видах химической связи.
Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе
§ 6-12, зад. в тетради
13
9. Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»
Тема 2. Простые вещества (7 часов)
14
1. Простые вещества – металлы
Характеристика положения металлов в ПСХЭ. Строение атомов металлов. Металлическая связь, физические свойства металлов. Аллотропия на примере олова
Знать: общие физические свойства металлов.
Уметь: характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов
Д. Коллекция металлов.
Физические свойства металлов
§ 13, упр. 1-4
15
2. Простые вещества – неметаллы. Аллотропия
Положение неметаллов в ПСХЭ. Строение их атомов. Физические свойства неметаллов. Расчет Мr. Аллотропия на примере кислорода, фосфора, углерода
Уметь: характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов
Д. Коллекция неметаллов. Свойства белого и красного фосфора
§ 14, упр. 3,4,5
16
3. Количество вещества
Количество вещества, моль, молярная масса. Постоянная Авогадро
Знать: определение понятий «моль», «молярная масса»,
Уметь: вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества
Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль
Тест : «Металлы – неметаллы»
§ 15, упр. 2(а,б), 3(а,б)
17
4. Молярный объем газообразных веществ
Молярный объем газов. Нормальные условия. Выполнение упражнений с использованием новых понятий.
Знать: определение молярного объема газов.
Уметь: вычислять объем газов по его количеству вещества или числу молекул газа
Д. Модель молярного объема газов
§ 16, упр. 1(а), 2(а,б,в)
18
5. Решение задач и упражнений
Решение задач и упражнений с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро»
Уметь: решать задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро»; производить вычисления по формулам
§ 15-16, упр. 4,5
19
6. Обобщение и систематизация знаний по теме
Решение задач и выполнение упражнений
§ 13-16, с.32 упр. 2(в),3(в),5
20
7. Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества»
Тема 3. Соединения химических элементов (15 часов)
21
1.Степень окисления.
Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений
Уметь: определять валентность и степень окисления в соединениях, составлять формулы бинарных соединений по степени окисления (хлоридов, сульфидов, оксидов и др.), называть бинарные соединения
Д. Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов
§ 17, упр. 1,2,4,5
22
2. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения
Оксиды. Составление их формул и названий. Расчеты по формулам
Уметь: определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы оксидов
Д. Образцы оксидов
§ 18, упр. 1,4,5
23
3. Основания
Основания. Ионы. Катионы и анионы. Определение характера среды. Индикаторы
Уметь: определять принадлежность вещества к классу оснований, называть их, составлять формулы оснований
Знать: качественную реакцию на распознавание щелочей
Д. Образцы щелочей (растворимые и твердые) и нерастворимых оснований.
Изменение окраски индикаторов растворами щелочей.
Сам. раб. Составление формул по степени окисления
§ 19, упр. 3,4,5
24
4. Кислоты
Основные классы неорганических соединений – кислоты. Определение характера среды. Состав и названия кислот. Их классификация
Знать: формулы кислот; называть кислоты, определять степени окисления элемента в соединении, качественную реакцию на распознавание кислот
Уметь: определять принадлежность вещества к классу кислот
Д. Образцы кислот.
Изменение окраски индикаторов растворами кислот
§ 20, упр. 1,3, 4(б)
25-26
5-6. Соли
Соли, составление формул солей по степени окисления и заряду ионов
Уметь: определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их
Д. Образцы солей кислородосодержащих и бескислородных кислот.
Сам. раб. Составление формул солей
§ 21, упр. 1, 2,3
27
7. Основные классы неорганических веществ
Основные классы неорганических соединений
Знать: формулы кислот; называть соединения изученных классов; определять принадлежность вещества к определённому классу; составлять формулы веществ
Л. №1 Знакомство с образцами веществ разных классов.
Тест: Соединения химических элементов
§ 18-21, задачник
28
8. Кристаллические решетки
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. Свойства веществ с разными типами кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи
Знать: классификацию веществ.
Уметь: характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки
Д. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, графита, оксида углерода (IV), йода..
§ 22, упр. 1, 4, 5.
29
9. Чистые вещества и смеси.
Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей.
Использовать знания для критической оценки информации о веществах, используемых быту.
Д. Взрыв смеси водорода с воздухом.
Различные образцы смесей.
Способы разделения смесей.
Л № 2 Разделение смесей (сера, железные стружки, вода, магнит).
§ 23, 25, упр. 1, 2, 4.
30
10. Массовая и объёмная доли компонентов смеси.
Массовая доля растворённого вещества.
Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Уметь: вычислять массовую и объёмную доли компонентов смеси вещества .
§ 24, упр. 2,3.
31
11. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Решение задач и упражнений на расчёт доли (массовой и объёмной). Расчеты, связанные с понятием «доля».
Уметь: вычислять массовую долю вещества в растворе по известной массе растворённого вещества и массе растворителя; вычислять массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определённой массы вещества с известной массовой долей растворённого вещества.
Сам. раб. Решение задач
с. 174-180
32
12. Практическая работа №1 по теме: «Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием».
Лабораторная посуда, и оборудование. Нагревательные устройства.
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
с . 185
33
13. Практическая работа №2 по теме: «Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей сахара в растворе».
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества
Уметь: готовить растворы заданной концентрации
§ 24, упр. 4,5
34
14. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов».
§ 17-§24, упр. 6,7
35
15. Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов».
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)
Д. Примеры физических явлений (плавление парафина).
Л. № 3 Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги.
§ 25, упр. 3-6.
37
2. Химические реакции
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Классификация химических реакций по поглощению или выделению тепла.
Знать: понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии
Д. Горение магния.
Возгонка йода.
§ 26, упр. 1 -3.
38
3. Химические уравнения
Сохранение массы вещества при химической реакции. Уравнение и схема химической реакции.
Знать: Закон сохранения массы веществ, определение понятия «химическая реакция»
Уметь: составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы вещества
Д. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ в результате химической реакции.
§ 27, упр. 2.
39
4. Расчеты по химическим уравнениям
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества .
Уметь: вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества
Сам. раб. Химические уравнения
§ 27, упр. 4, § 28, упр. 3.
40
5. Реакции разложения
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.Ферменты
Уметь: отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.
Д. Разложение перманганата калия.
Разложение пероксида водорода.
§ 29, упр. 1,2,3.
41
6. Реакции соединения
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции соединения. Обратимые и необратимые реакции. Каталитические реакции
Уметь: отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа
Д. Горение магния и фосфора.
Л. № 4 Окисление меди в пламени спиртовки
§ 30, упр. 1,4,5
42
7. Реакции замещения
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения Химические свойства металлов – взаимодействие их с растворами кислот и солей. Ряд активности металлов
Уметь: отличать реакции замещения от других типов реакций,
Знать: условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов
Д. Взаимодействие щелочных металлов с водой.
Взаимодействие цинка с соляной кислотой.
Л. № 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
§ 31, упр. 1 – 3
43
8. Реакции обмена
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций
Уметь: отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена до конца в растворах
Д. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором; получение гидроксида меди (II); растворение полученного гидроксида в кислоте; взаимодействие оксида меди (II) c серной кислотой при нагревании.
Л. № 6 . Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
Л. № 7. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа
§ 32, упр. 2,3,4,5
44
9. Практическая работа № 3 «Признаки химических реакций»
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью определения признаков химических реакций.
§ 33, упр. 1,2
45
10. Типы химических реакций на примере свойств воды
Классификация химических реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции». Вода и её свойства
Уметь: составлять уравнения химических реакций, определять тип реакций, характеризовать химические свойства воды.
Д. Взаимодействие воды с натрием и литием, оксидом фосфора(V), оксидом кальция.
Электролиз воды
46
11. Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Тема 5. Простейшие операции с веществами. Химический практикум (2 часав).
47
1. Практическая работа № 4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание»
Инструктаж по технике безопасности.
48
2. Практическая работа № 5 «Анализ почвы и воды»
Анализ почвы и воды
Инструктаж по технике безопасности.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов).
49
1. Растворение. Растворимость веществ в воде
Растворы. Процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые практически нерастворимые вещества
Знать: определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.
Уметь: пользоваться таблицей растворимости
§ 34, упр. 1,2,3
50
2.Электролитическая диссоциация
Электролиты, неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разными видами связи . Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Знать: определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации.
Д. Испытание веществ и их растворов на электропровод-ность.
Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации
§ 35, упр. 1-5
51
3. Основные положения теории электролитической диссоциации
Основные положения ТЭД. Ионы. Катионы. Анионы
Знать: основные положения теории электролитической диссоциации.
Д. Движение крашенных ионов в электрическом поле
§ 36, упр. 1,2,3
52
4. Диссоциация кислот, солей, оснований
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей в водных растворах
Знать: определения кислот, солей и оснований в свете ТЭД,
понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей
§ 36, упр. 4,5,6
53
5. Ионные уравнения реакции
Реакции ионного обмена
Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена
Д. Примеры реакций, идущих до конца
§ 37, упр. 1,2,3
54
6. Упражнения в составлении ионных уравнений реакций
Реакции ионного обмена
Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.
§ 37, упр. 4,5(а,б)
55
7. Кислоты в свете ТЭД. Их классификация и свойства
Классификация кислот, их химические свойства в свете ТЭД
Знать: классификацию и химические свойства кислот.
Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде
Л. № 8 Реакции, характерные для растворов кислот (серной)
§ 38, упр. 1,2,3, 4(а,б)
56
8. Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства
Классификация оснований, их химические свойства в свете ТЭД
Знать: классификацию и химические свойства оснований.
Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде
Л. № 9 Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксида натрия).
Л. № 10 Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)).
§ 39, упр. 1,2, 3(а,б,д)
57
9. Решение уравнений
Решение уравнений по химическим свойствам кислот и оснований
Знать: классификацию и свойства кислот и оснований.
Уметь: писать уравнения в молекулярном и ионном видах по химическим свойствам кислот и оснований
Сам. раб. по теме: Химические свойства кислот и оснований
§ 38, упр. 4(в,г,д)
§ 39, упр. 3(г,е,ж,з)
58
10. Оксиды их классификация и свойства
Классификация оксидов, их химические свойства в свете ТЭД
Знать: классификацию и химические свойства оксидов.
Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде
Л. № 11 Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция).
Л. № 12 Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа)
§ 40, упр. 1,2,3
59
11. Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства
Классификация солей, их химические свойства в свете ТЭД
Знать: классификацию и химические свойства средних солей.
Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде
Л. № 13 Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (II))
§ 41, упр. 1,2, с.141
60
12. Практическая работа №6 по теме: «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей»
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами
Зад. 3, с. 226, с. 142-143
61
13. Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»
Правила техники безопасности при выполнении практической работы. Качественные реакции
Знать: основные правила техники безопасности; качественные реакции на ион водорода, гидроксил ион, сульфат ион,хлорид ион
Зад. 4, с. 218
62
14. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Уметь: составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде
§ 42, упр. 1,2(б),4
63
15.
Окислительно – восстановительные реакции
Классификация химических реакций по изменению степени окисления химических элементов. Оксилительно – восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Окисление и восстановление
Знать: определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»
Уметь: определять окислители и восстановители, отличать окислительно – восстановительные реакции от других типов химических реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса
Оксилительно – восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Окисление и восстановление
Уметь: расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса
§ 43, упр. 1,4
65
Свойства веществ изученных классов в свете ОВР
Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Уметь: составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно – восстановительных реакциях
§ 43, упр. 5-8
66
Решение расчетных задач по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
Уметь: решать расчетные задачи по химическим уравнениям, на основе знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений
Зад. 5, с 221
67
Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Свойство растворов электролитов»
Решение расчетных задач по уравнениям химических реакции. Выполнение упражнений на генетическую связь
Уметь: вычислять массу, объём и количество вещества по уравнениям реакции
68
Контрольная работа № 5 по теме: «Растворение. Растворы. Свойство растворов электролитов»
Приложение
Коррекционная составляющая для учащихся 7 вида
Пояснительная записка
Для успешного освоения материала учащимися 7 вида необходимо соблюдать определенные требования при проведении уроков.
При решении учебно-воспитательных задач на уроках химии необходимо:
формировать интерес к предмету;
корректировать и развивать психические процессы;
формировать простейшие навыки самостоятельной работы (по образцу, схеме, алгоритму);
формировать навыки работы с различными источниками информации;
поощрять (воспитывать) самостоятельность, ответственность, умение довести начатое дело до конца;
развивать самосознание, формировать навык общения и адекватной самооценки.
Большое значение имеет введение в учебный предмет. На вводных уроках изучения химии в 8 классе необходимо не просто заинтересовать учащихся необычностью изучаемых объектов, но и начать серьезную работу по переводу внешнего интереса к ярким признакам химических явлений в интерес внутренний, глубокий, связанный с желанием изучать их сущность. Этот интерес и будет составлять основу мотивации школьников к изучению химии. Эффективно использовать на уроках различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность учащихся более значимой. Внимание и интерес поддерживаются химическим практикумом: демонстрацией опытов, лабораторными и практическими работами. На уроках рекомендуется давать больше интересного материала, например, знакомить учащихся с биографиями известных ученых, с историей открытия химических элементов.
Поддерживать мотивацию к изучению химии необходимо и в последующих классах.
Кроме образовательной и воспитательной задач, обязательной задачей каждого урока должна быть коррекционно-развивающая. Коррекционно-развивающая задача должна чётко ориентировать педагога на коррекцию и развитие психических процессов ученика, на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приёмами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. На начальном этапе изучения химии в 7-м классе основным направлением коррекционно-развивающей работы должна быть коррекция и развитие отдельных сторон психической деятельности: зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания. В старших классах – это коррекция и развитие мышления.
Развитие практического мышления учащихся осуществляется в процессе химического экспериментирования, моделирования химических объектов, конструирования химических приборов, аппаратов. Говоря о практическом мышлении, имеют в виду практические действия учащихся, связанные с реальными химическими объектами или их заменителями в реальных учебных ситуациях.
Приёмы, направленные на коррекцию и развитие психических процессов, а также примеры заданий с коррекционно-развивающей направленностью.
Внимание
Чтобы успешно корректировать и развивать внимание учащихся в процессе изучения химии необходимо:
- учить учащихся замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопросы: что особенного в данном химическом объекте (атоме, молекуле, веществе, химической реакции, технологическом процессе)? чем отличается данный химический объект от тех, с которыми они уже знакомы?
- при изучении химических реакций и процессов приучать учащихся замечать всё, что в них изменилось с момента их протекания (агрегатное состояние, цвет веществ, растворение веществ, выпадение осадков, выделение газов, тепла, света, появление запахов и т.п.);
- при чтении химических текстов учить учащихся охватывать своим вниманием как можно большую часть текста, читать, как можно быстрее, улавливая смысл прочитанного;
- приучать учащихся выполнять сразу несколько дел, что ведет к развитию внимания, особенно к развитию таких его свойств, как переключение и сосредоточение;
- практиковать развитие концентрации и распределения внимания (например, при выполнении химических опытов помогать учащимся распределить свое внимание таким образом, чтобы видеть все оборудование (приборы, реагенты, принадлежности и т.п.) и в то же время сконцентрировать свое внимание на реакционной пробирке).
Примеры заданий на коррекцию и развитие внимания
1. На пропуски формул или слов (учащимся даются подсказки, например, в виде написанных в строчку, столбик формул или слов, которые надо вставить)
А. - Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакции:
2HNO3 + ...→Cu(NO3)2 + H2O
2HCl + … → ZnCl2 + H2
Cu(OH) 2→ … + H2O
Б. - Вставьте пропущенные слова:
1) В результате__________явления образуется новое вещество.
2) При скисании молока образуется простокваша. Это ___________явление.
3) Вода кипит при 1000С, а замерзает при 00С. Это_____________явление.
4) Углекислый газ вызывает помутнение известковой воды. Это__________явление.
5) При измельчении кусочек бесцветного стекла превращается в белый порошок. Это__________явление.
В. «Химический лабиринт»: определить отсутствующие формулы и коэффициенты:
Б. «Третий лишний»: представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений.
HCI
CuO
H2SO4
NaOH
Fe(OH)3
KCI
SO2
Ba(NO3)2
N2O5
AI2O3
ZnBr2
CaCO3
Задания также даются с подсказками. Это могут быть карточки с пояснением каждого слова или формулы. Если подсказки исключить, то аналогичные задания уже можно использовать с целью коррекции и развития мышления.
Память
Коррекция и развитие памяти в процессе химического образования требуют реализации приёмов запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки учащимися химической и другой информации.
1. Запоминание без записей. Следует приучать учащихся запоминать различного рода информацию (факты, имена выдающихся химиков мира, новые химические термины, названия и т.п.), не прибегая к записям и воспроизводить её устно. Такого рода задания способствуют к тому же и развитию речи учащихся.
2. Запоминание путем повторения информации. Необходимо учить учащихся запоминать химическую информацию сразу после её восприятия и сохранять в сознании путём регулярного повторения.
3. Установление связей между запоминаемым химическим объектом и конкретными символами, буквами, графическими или схематическими изображениями. Этому способствует применение опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток.
Осмысленное запоминание – система приёмов, основанная на осмысленном восприятии, образном представлении и ассоциировании с известными химическими фактами, понятиями, теоретическими положениями.
Эмоциональное запоминание – использование интересного и необычного химического учебного материала, способного вызвать яркую эмоциональную реакцию учащихся.
Один и тот же химический материал усваивается учащимися по-разному. Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, третий создает зрительный образ предмета, явления. При работе с программным материалом необходимо предлагать учащимся разные способы и приёмы запоминания.
Примеры заданий на коррекцию и развитие памяти
1. - Подберите антонимы:
а) диссоциация ... д) восстановитель ...
б) анион ... е) акцептор ...
в) неметалл ... ж) исходные вещества...
г) анод... з) основные свойства...
2. - Составьте формулы высших оксидов элементов с указанными порядковыми номерами:
А) При приготовлении водных растворов кислот приливают__________________ к_____________, а не наоборот. Так как выделяющаяся при этом теплота равномерно распределяется по всему объему жидкости, то не происходит_____________________.
Б) Если разлилась кислота, то необходимо это место засыпать______________, а затем обработать___________________________ и промыть ______________.
В) При ожоге кислотой нужно промыть место ожога______________и нейтрализовать кислоту____________________
4. - На основании положения элемента в ПСХЭ напишите формулы его соединений.
Элемент
Высший оксид
Гидроксид
Сера
Азот
Фосфор
Хлор
5. - Найдите правильный ответ:
Понятие «генетическая связь» указывает на:
А) превращение веществ одного класса соединений в вещества других классов
Б) химические свойства веществ
В) возможность получения сложных веществ из простых
Г) взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов неорганических соединений
Решению задачи коррекции и развития памяти также будет способствовать и развитие воображения. Чтобы развивать воображение учащихся на уроках химии необходимо:
- помогать учащимся представлять по мере возможности увиденный химический объект и закреплять его в памяти в виде образа;
- учить учащихся изображать химические объекты или информацию о них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, привнося в соответствующие изображения как можно больше творческой фантазии.
- научить учащихся изображать объемные модели и макеты, используемые при изучении химии, в различных проекциях, или научить мысленно представлять тот или иной химический объект, например, химический прибор в оригинале.
Приёмы на развитие воображения полезно использовать на начальном этапе изучения химии при проведении демонстрационных и лабораторных опытов, практических работ. Например, помогают следующие приёмы: подготовленный к демонстрации химический эксперимент не на том месте; после «пробы» на запах (или вкус) некоторых веществ (разрешенных в школе) попросить детей вспомнить и мысленно представить себе запах (или вкус); после химического экспериментирования предложить учащимся представить и мысленно воспроизвести движения, которые они выполняли при проведении химического опыта.
Мышление
Коррекция и развитие мышления возможны лишь при условии включённости школьников в различные виды учебной деятельности, стимулирования у них стремления к успеху.
Примеры заданий на коррекцию и развитие мышления
1. Задание на соответствие
- Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы:
1. Угольная кислота A. HgO
2. Оксид ртути (II) Б. Мn2О7
3. Гидроксид цинка В. Ва(ОН)2
4. Азотная кислота Г. Н2СО3
5. Оксид марганца (VII) Д. Zn(OH)2
6. Фтороводородная кислота Е. HF
7. Оксид фосфора (V) Ж. Р2О5
8. Гидроксид бария З. HNO3
2. Задания на поиск закономерностей
А. - Установите признак, объединяющий указанные объекты:
Б. - Продолжите ряд веществ, установив закономерность в последовательности их формул:
AgCl, Cu(OH)2, BaSO4, Zn(OH)2,...
Na2S04, CaCO3J MgS04, BaCO3,...
H2SO4, NaOH, KC1, HC1, KOH, AgNO3,...
В. - Найдите закономерности в построении и расположении содержания таблицы, состоящей из трёх строк и трёх колонок, каждая из которых несёт определенную информацию. Обнаружив связь, назовите три трёхзначных числа.
1.KCl
4.CuO
7.HBr
2.H2SO4
5.HNO3
8.KClO3
3.CO2
6.NaCl
9.N2O5
1.NaOH
4.HNO3
7.KOH
2.H2SO4
5.Cu(OH)2
8.AgOH
3.Zn(OH)2
6.Ba(OH)2
9.H3PO4
3. Задания на классификацию
А. - Разделите указанные вещества на группы и назовите их:
Б. - Из перечня соединений азота: HNO3, HNO2, NH3, N2O, N2, NO3, Mg3N2 выпишите:
а)- вещества, проявляющие свойства только окислителей;
б)- вещества, проявляющие свойства только восстановителей.
4. Задания на сравнение
А. - Сравните ионную и ковалентную полярную связи по предложенному плану:
Атомы, участвующие в образовании связи.
Механизм образования связи.
Б. - Сравните строение и свойства атомов химических элементов: Li и Na, используя план:
Схема распределения электронов.
Электронная формула.
Структурная формула.
- Сделайте вывод о сходстве и различии в строении и свойствах атомов.
5. Логическая задача:
Элементы А, Б, С, Д образуют соединение состава АБСД3. Элемент А содержит в составе ядра атома 11 протонов. Элемент Б образует двухатомный газ с наименьшей молекулярной массой. Элемент С имеет два энергетических уровня, причём на внешнем уровне у него столько же электронов, сколько не хватает до завершения. Элемент Д входит в состав всех оксидов и с элементом С образует соединение СД2, широко используемого в процессе фотосинтеза.
Определите формулу соединения состава АБСД3. Укажите его систематическое название.
6. Задание на обоснование
- Обоснуйте следующие утверждения, используя существенные признаки понятия «электролит»:
NaCl, HNO3, Ва(ОН)2 являются электролитами, так как....
Сахар, спирт, глицерин не являются электролитами, так как....
Только одна из двух кислот – H3SO4, H2SiO3 – в водном растворе является электролитом, так как....
Только одно из двух соединений – NaOH, АI(ОН)3 – в водном растворе является электролитом, так как....
7. Задания на доказательство
А. - Докажите возможность существования пятивалентного фосфора. Почему азот не может быть пятивалентным?
Б. - Докажите опытным путем, что канцелярский силикатный клей содержит силикаты натрия и калия.
8. Задания на развитие творческого мышления
A. - Предложите способ очистки поваренной соли от содержащейся в ней примеси хлорида аммония. Составьте уравнения реакции.
Б. - Предложите способ разделения газообразной смеси, состоящей из кислорода и аммиака, используя знания о химических свойствах этих веществ. Составьте уравнения реакций.
B. - Предложите способ распознавания удобрений: (NH4)2SO4 и KCl.
9. Задания на составление и исправление алгоритма
А. - Для проведения анализа вам необходимо 200 мл 0,1% раствора НСI. В наличии имеется концентрированная кислота с неизвестной плотностью. Составьте алгоритм ваших действий при выполнении этого задания.
Б.- Спирт содержит различные примеси, в том числе и механические. Вам необходимо его очистить от всех примесей. Составьте алгоритм ваших действий.
В. - Вам предлагается следующий алгоритм составления уравнений реакций:
сформулируйте словами уравнение;
поставьте химические знаки;
определите коэффициенты;
проверьте коэффициенты;
напишите полностью химическое уравнение.
- Оцените предложенный алгоритм с точки зрения его правильности. Предложите свой алгоритм составления уравнений реакций.
Опросы по алгоритму способствуют оперативной организации делового общения, обеспечивают актуализацию необходимых знаний в условиях активизации внимания и мыслительной деятельности учащихся. Алгоритмы могут быть самыми разнообразными.
Эффективность использования алгоритмов возрастает при постоянном кратковременном его использовании, особенно в начале урока. Такая работа обеспечивает очень быстрое включение учащихся в урок.
Например, учащимся предлагается таблица и план ответа:
Формула вещества
Реагенты
H2SO4
Zn
NaOH
H2O
CO2
K2O
NaNO3
HCl
P2O5
SO3
H2O
Ca(OH)2
HCl
AgNO3
CaO
BaCl2
Al(OH)3
HNO3
План ответа
1. Обосновать принадлежность вещества к определенному классу. Дать название вещества.
2. Определить качественный и количественный состав.
3. Рассчитать относительную молекулярную массу.
4. Назвать физические свойства.
5. Назвать химические свойства.
6. Определить с какими из реагентов будет взаимодействовать.
7. Назвать области применения.
Подобная «подсказка» позволяет дать развернутую характеристику конкретного вещества. План ответа подсказывает учащимся необходимые речевые обороты, тем самым направляет рассказ. Перечень реагентов помогает анализировать возможности протекания конкретных химических реакций. Упражнение можно проводить как в устном, так и в письменном виде.
С помощью вышеизложенных заданий происходит целенаправленная корректировка и развитие психических процессов учащихся, устранение отдельных имеющихся недостатков, а также одновременный контроль глубины усвоения учебного материала.
После изучения темы или раздела проводится закрепление, повторение, систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся, при организации контроля обязателен учет возможностей школьников. Для этого составлены контрольные или самостоятельные работы разных уровней сложности.