kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психодидактика: дискретный подход к обучению и усвоению знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психодидактика: дискретный подход к обучению и усвоению знаний

 

Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности.

 И.Я. Лернер

В концепции модернизации образования  сформулированы основные стратегические позиции и принципы: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

На протяжении столетий развитие психологии обучения и дидактики породило ряд концепций, теорий и методов, способствующих продуктивности передачи знаний. Тем не менее, до сих пор школьный процесс обучения строится зачастую по самой простой и общедоступной схеме, основанной на словесно-репродуктивных способах обучения. Учитель пересказывает параграф учебника, снабжая его по мере возможности демонстрациями изучаемых явлений (но чаще без них, т.к. нет оборудования), проводит закрепление  знаний путем обсуждения и решения задач, дает задание на дом. Такая система обучения удобна для учителя и ученика, но дает ли такой процесс обучения нужное качество обучения и воспитания. Сегодня психологи и дидактики предлагают психодидактику как способ решения проблемы взаимосвязи психологии учения и дидактики. Предметом психодидактики является система методологических подходов к обучению.

Расскажу об  использовании дискретного подхода к обучению и усвоению знаний. Сущность подхода заключается в том, что на уроке совместно с учащимися проводится анализ структуры учебного материала. В учебном материале выделяются главные и второстепенные элементы знаний. Выделив главные «доминирующие элементы знания» (ДЭЗ) на каждом из последовательных уроков, можно организовать относительно автономную систему обучения, в максимальной степени способствующую осмысленному и прочному запоминанию учебного материала. Приведу пример доминирующих элементов знаний и вопросов к ним по теме «Строение атома» в 9 классе, составленных в соответствии с учебником С.В. Громова, Н.А. Родиной.

 

Строение атома

ДЭЗ

Источник знаний:

§ 3, стр.

Вопросы к ДЭЗ

1.

Виды радиоактивных излучений

10

Какие три вида излучений вы знаете?

Чем отличаются альфа-, бета-, гамма-лучи друг от друга?

Что представляют собой альфа-, бета-, гамма-лучи?

Приведите примеры радиоактивных веществ?

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, работая с радиоактивными препаратами?

2.

Открытие электрона

10

Кто и когда открыл электрон?

 

3.

Заряд и масса электрона

10

Как заряжен электрон?

Чему равен заряд электрона?

Что вы знаете о массе электрона?

Можно ли увеличить или уменьшить заряд электрона?

В состав каких частиц входят электроны?

4.

Опыт Резерфорда

10 - 11

Какова цель опыта Резерфорда?

Какие частицы использовал Резерфорд в  опыте в качестве «снарядов»?

Объясните схему опыта Резерфорда.

Каковы результаты опыта?

Почему большинство альфа-частиц пролетало через фольгу?

На что наталкивались внутри атома альфа-частицы, которые отскакивали назад?

5.

Строение атома

11

Какие частицы входят в состав атома?

Каково строение атома?

Почему модель строения атома, предложенная Резерфордом, называется планетарной моделью?

6.

Химические элементы

11

Что называют химическим элементом?

Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?

Как определить число электронов в атоме?

7.

Атом в целом нейтрален

11

Как определить общий заряд электронов в атоме?

Как заряжено атомное ядро?

Как определить заряд ядра?

Докажите, что атом в целом нейтрален.

8.

Положительные и отрицательные ионы

11-12

Что представляет собой положительный ион? Как он образуется?

Что представляет собой отрицательный ион? Как он образуется?

 

Основными функциями дискретного подхода к усвоению материала являются:

  1. Функция выработки умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания;
  2. Функция развития мышления в процессе анализа и составления вопросов и ответов;
  3. Функция приобретения навыков учебного труда, самостоятельного поиска знаний;
  4. Функция закрепления и прочного запоминания учебного материала.

Для анализа структуры учебного материала и выделения ДЭЗ могут использоваться различные приемы. Например, учащиеся на уроке самостоятельно изучают параграф учебника и выделяют ДЭЗ, составляют систему вопросов и записывают их в тетрадь. Или учащиеся обычным порядком самостоятельно изучают материал  учебника в классе, выделяют ДЭЗ, а вопросы составляют дома и др. Каждый учитель может придумать свои методические приемы. Наиболее эффективным методом обучения является процесс составления вопросов. Самостоятельно учащиеся могут изучать весь материал учебника или его часть, в зависимости от темы. Работу можно проводить, используя различные формы познавательной деятельности учащихся, учитывая способности учащихся. Работа в парах, группах, индивидуально.

На уроках  можно применять множество приемов использования ДЭЗ. Например, проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования, письменный опрос по карточкам, проведение зачетных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы, взаимоконтроль знаний ДЭЗ и др.

Дискретный подход представляет собой самостоятельную подсистему со своими средствами и методами, достоинствами и недостатками. К достоинствам можно отнести возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. К недостаткам можно отнести следующие. Требуется дополнительное время для заполнения тетрадей. Учащиеся с пониженным интересом к обучению физике ограничиваются лишь поисками ответов и их заучиванием. Данный недостаток можно компенсировать сочетанием различных форм контроля.

Дискретный подход не следует противопоставлять проблемному или творческому подходам обучения. Он развивает и дополняет их. Ведь анализ состава знания, выделения его элементов, постановка вопросов и поиск ответов является активным творчеством.

 Когда слабоуспевающий ученик смог выделить правильно все ДЭЗ в параграфе по теме «Строение атома», надо было видеть его глаза, а когда он самостоятельно составил к ним пять вопросов, его радости не было предела.

Дискретный подход к усвоению знаний является основой технологии усвоения системного знания и служит первым этапом для использования технологии модульного обучения, которая предусматривает формирование навыков самообразования и саморазвития. А в дальнейшем и технологии индивидуализации, которая призвана обеспечить максимальный психологический комфорт для учащихся в процессе обучения в результате учета индивидуальных психологических особенностей каждой личности и создании условий для самореализации в обучении. Учитель, осуществляя диагностику каждого обучающегося, в конечном итоге подбирает индивидуальную технологию обучения и самообучения, максимально способствующую умственному и личностному развитию школьника.

 

Литература

  1. Сборник нормативных документов. Физика. Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Крутский А.Н., Стукалова И.Н., Филонова М.А. Психодидактика. Ч.3. Дискретный подход к усвоению знаний. – Новосибирск-Барнаул, 1995
  3. Крутский А.Н., О.С. Косихина. Психодидиктика: новые технологии в преподавании физики.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психодидактика: дискретный подход к обучению и усвоению знаний »

Психодидактика: дискретный подход к обучению и усвоению знаний


Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности.

И.Я. Лернер

В концепции модернизации образования сформулированы основные стратегические позиции и принципы: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

На протяжении столетий развитие психологии обучения и дидактики породило ряд концепций, теорий и методов, способствующих продуктивности передачи знаний. Тем не менее, до сих пор школьный процесс обучения строится зачастую по самой простой и общедоступной схеме, основанной на словесно-репродуктивных способах обучения. Учитель пересказывает параграф учебника, снабжая его по мере возможности демонстрациями изучаемых явлений (но чаще без них, т.к. нет оборудования), проводит закрепление знаний путем обсуждения и решения задач, дает задание на дом. Такая система обучения удобна для учителя и ученика, но дает ли такой процесс обучения нужное качество обучения и воспитания. Сегодня психологи и дидактики предлагают психодидактику как способ решения проблемы взаимосвязи психологии учения и дидактики. Предметом психодидактики является система методологических подходов к обучению.

Расскажу об использовании дискретного подхода к обучению и усвоению знаний. Сущность подхода заключается в том, что на уроке совместно с учащимися проводится анализ структуры учебного материала. В учебном материале выделяются главные и второстепенные элементы знаний. Выделив главные «доминирующие элементы знания» (ДЭЗ) на каждом из последовательных уроков, можно организовать относительно автономную систему обучения, в максимальной степени способствующую осмысленному и прочному запоминанию учебного материала. Приведу пример доминирующих элементов знаний и вопросов к ним по теме «Строение атома» в 9 классе, составленных в соответствии с учебником С.В. Громова, Н.А. Родиной.


Строение атома

ДЭЗ

Источник знаний:

§ 3, стр.

Вопросы к ДЭЗ

1.

Виды радиоактивных излучений

10

Какие три вида излучений вы знаете?

Чем отличаются альфа-, бета-, гамма-лучи друг от друга?

Что представляют собой альфа-, бета-, гамма-лучи?

Приведите примеры радиоактивных веществ?

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, работая с радиоактивными препаратами?

2.

Открытие электрона

10

Кто и когда открыл электрон?


3.

Заряд и масса электрона

10

Как заряжен электрон?

Чему равен заряд электрона?

Что вы знаете о массе электрона?

Можно ли увеличить или уменьшить заряд электрона?

В состав каких частиц входят электроны?

4.

Опыт Резерфорда

10 - 11

Какова цель опыта Резерфорда?

Какие частицы использовал Резерфорд в опыте в качестве «снарядов»?

Объясните схему опыта Резерфорда.

Каковы результаты опыта?

Почему большинство альфа-частиц пролетало через фольгу?

На что наталкивались внутри атома альфа-частицы, которые отскакивали назад?

5.

Строение атома

11

Какие частицы входят в состав атома?

Каково строение атома?

Почему модель строения атома, предложенная Резерфордом, называется планетарной моделью?

6.

Химические элементы

11

Что называют химическим элементом?

Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?

Как определить число электронов в атоме?

7.

Атом в целом нейтрален

11

Как определить общий заряд электронов в атоме?

Как заряжено атомное ядро?

Как определить заряд ядра?

Докажите, что атом в целом нейтрален.

8.

Положительные и отрицательные ионы

11-12

Что представляет собой положительный ион? Как он образуется?

Что представляет собой отрицательный ион? Как он образуется?


Основными функциями дискретного подхода к усвоению материала являются:

  1. Функция выработки умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания;

  2. Функция развития мышления в процессе анализа и составления вопросов и ответов;

  3. Функция приобретения навыков учебного труда, самостоятельного поиска знаний;

  4. Функция закрепления и прочного запоминания учебного материала.

Для анализа структуры учебного материала и выделения ДЭЗ могут использоваться различные приемы. Например, учащиеся на уроке самостоятельно изучают параграф учебника и выделяют ДЭЗ, составляют систему вопросов и записывают их в тетрадь. Или учащиеся обычным порядком самостоятельно изучают материал учебника в классе, выделяют ДЭЗ, а вопросы составляют дома и др. Каждый учитель может придумать свои методические приемы. Наиболее эффективным методом обучения является процесс составления вопросов. Самостоятельно учащиеся могут изучать весь материал учебника или его часть, в зависимости от темы. Работу можно проводить, используя различные формы познавательной деятельности учащихся, учитывая способности учащихся. Работа в парах, группах, индивидуально.

На уроках можно применять множество приемов использования ДЭЗ. Например, проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования, письменный опрос по карточкам, проведение зачетных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы, взаимоконтроль знаний ДЭЗ и др.

Дискретный подход представляет собой самостоятельную подсистему со своими средствами и методами, достоинствами и недостатками. К достоинствам можно отнести возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. К недостаткам можно отнести следующие. Требуется дополнительное время для заполнения тетрадей. Учащиеся с пониженным интересом к обучению физике ограничиваются лишь поисками ответов и их заучиванием. Данный недостаток можно компенсировать сочетанием различных форм контроля.

Дискретный подход не следует противопоставлять проблемному или творческому подходам обучения. Он развивает и дополняет их. Ведь анализ состава знания, выделения его элементов, постановка вопросов и поиск ответов является активным творчеством.

Когда слабоуспевающий ученик смог выделить правильно все ДЭЗ в параграфе по теме «Строение атома», надо было видеть его глаза, а когда он самостоятельно составил к ним пять вопросов, его радости не было предела.

Дискретный подход к усвоению знаний является основой технологии усвоения системного знания и служит первым этапом для использования технологии модульного обучения, которая предусматривает формирование навыков самообразования и саморазвития. А в дальнейшем и технологии индивидуализации, которая призвана обеспечить максимальный психологический комфорт для учащихся в процессе обучения в результате учета индивидуальных психологических особенностей каждой личности и создании условий для самореализации в обучении. Учитель, осуществляя диагностику каждого обучающегося, в конечном итоге подбирает индивидуальную технологию обучения и самообучения, максимально способствующую умственному и личностному развитию школьника.


Литература

  1. Сборник нормативных документов. Физика. Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Крутский А.Н., Стукалова И.Н., Филонова М.А. Психодидактика. Ч.3. Дискретный подход к усвоению знаний. – Новосибирск-Барнаул, 1995

  3. Крутский А.Н., О.С. Косихина. Психодидиктика: новые технологии в преподавании физики.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006


3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Психодидактика: дискретный подход к обучению и усвоению знаний

Автор: Мичурина Ольга Анатольевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства