Тема урока: | Звезды и их классификация |
Цель урока: | познакомить учащихся с физическими характеристиками звезд, расширить мировоззрение учащихся; развивать самостоятельную и познавательную активность учащихся, творческое отношение к предмету; воспитывать деловое общение |
Оборудование: | интерактивная доска, проектор, ноутбук; презентация по теме, фотографии звезд, таблица самых ярких звезд, звезды из цветной бумаги |
Тип урока: | комбинированный |
Форма: | виртуальная обсерватория |
Ход урока |
№ | Этапы урока | Время (мин) | Содержание урока |
1 | Организационный момент | 1 | Приветствие учащихся |
2 | Повторение ранее усвоенных знаний (актуализация) | 7 | «Гирлянда вопросов». Учащиеся один за другим отвечают на вопросы. На интерактивной доске заполняют схемы |
3 | Подготовка учащихся к восприятию нового материала | 2 | Учащийся читает стихотворение В.Маяковского. Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! |
4 | Создание проблемной ситуации.
Сообщение темы и цели урока | 2 | Какого цвета звезды? Почему мы рисуем Солнце желтого цвета? Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в виртуальную обсерваторию и поработать в научных лабораториях по изучению физических характеристик звезд. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. |
5 | Изучение нового материала | 8 | Групповая поисковая работа (работа с учебником) Каждая группа выбирает задание и за короткое время должна открыть для себя новую звезду и рассказать о ней другим. |
6 | Защита научных открытий | 15 | Учащиеся делают доклады по плану работы своей группы. Примерные ответы: Звезда - огромный раскаленный плазменный шар. Расстояние до звезд измеряют в световых годах, парсеках, астрономических единицах. Видимая звездная величина определяет количество света, попадающего от звезды в наши глаза. Сириус(m=-1,46), Арктур(m=-0,05), Альтаир(m=+0,76) Ригель(m=+0,13). «+» -слабые звезды, «- »-яркие звезды. Светимость звезды определяет количество энергии, излучаемое звездой, т.е. мощность в ваттах. Светимость звезд: Сириус-23, Альтаир-10, Арктур-102, Ригель-70000. 4-я группа заполняет таблицу на интерактивной доске |
7 | Интерактивное упражнение «Зажги свою звезду» | 8 | Используя таблицу самых ярких звезд, разместить свою звезду на диаграмме «Цвет-светимость» |
8 | Подведение итогов урока. Рефлексия | 2 | Учащиеся делают выводы по теме урока |
9 | Домашнее задание | 1 | |
10 | Оценивание работы учащихся на уроке | 2 | |