Урок
«Электрическая цепь».
1.Форма урока - изучение нового материала в форме исследования.
2.Роль и место данной темы в курсе.
«Электрическая цепь» - четвертый урок по теме «Электрический ток». В курсе физики учащиеся не встречались с вопросами электричества, но встречались в быту, в природе и имеют некоторые навыки обращения с электрическими приборами. Урок служит основой для изучения закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. На уроке «Электрическая цепь» дается основа сборки электрических цепей, что дает возможность в дальнейшем измерять силу тока и напряжение на различных участках электрической цепи, используя соответствующие приборы. Все это поможет в соединениях бытовых приборов, в осветительной системе дома и офиса, в выборе профессии.
Тема «Электрический ток» расширяется и углубляется в 10 классе при изучении «Законы постоянного тока» и «Электрический ток в различных средах», а также в 11 классе при изучении «Магнитное поле» и «Электромагнитная индукция».
3.Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках:
Ученики уже приобрели знания о проводниках и диэлектриках, о создании электрического тока в проводниках и его направлении.
Психолого-педагогическая характеристика класса:
Ученики способны усваивать научные понятия, у них сформировано словесно-логическое и логическое мышление. Внимание соответствует возрасту, но наиболее устойчиво, когда они выполняют интеллектуально захватывающую деятельность. Ученики готовы к различным видам научения, проявляют склонность к экспериментированию, тягу к самостоятельности и оригинальности мышления. Появление самостоятельности хорошо отслеживается на практических занятиях, на которых развиваются предметно-познавательные интересы. Различный уровень развития детей в классе предполагает дифференцированный подход (как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля). На уроках необходимо поддерживать и подкреплять мотивацию ребят, давать возможность экспериментировать, выполнять практические действия, развивать самостоятельность.
В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей. Поэтому в работе с ними необходимо использовать разные каналы восприятия учебного материала, разнообразные формы и методы работы.
На уроках я использую разнообразные методы подачи материала, отработки знаний и контроля. Более качественное усвоение знаний, развитие творческих способностей обеспечивает проблемный урок. Проблемно-диалогический метод на уроках дает возможность ребятам поддерживать диалог, опираясь на свой жизненный опыт, а также на знания, полученные на других уроках.
5. Конспект урока.
Тема: Электрическая цепь.
Цель урока: Формирование умений и навыков исследовательской деятельности и усвоение учащимися знаний об элементах электрической цепи, способах их соединения, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новыми физическими приборами, с правилами их соединения и изображения в составе электрических схем.
- Формировать у учащихся интерес к исследовательской деятельности и умение выполнять основные мыслительные операции: сравнивать, анализировать, сопоставлять факты и делать выводы,
- Убедить учащихся в необходимости полученных на уроке знаний для дальнейшего изучения вопросов электрического тока, что поможет лучше понимать действия и соединения бытовых электрических приборов.
План урока:
1.Подготовка к восприятию нового материала.
2. Актуализация прежних знаний и постановка проблемы (необходимо проговорить правила техники безопасности при работе с электрическими приборами, так как ученики впервые выполняют этот вид деятельности).
3.Объяснение нового материала.
4.Исследования учащихся в группах.
5.Проверка усвоения нового материала.
7.Закрепление знаний.
8.Подведение итогов. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
5. Ход урока.
Этап урока | Действия | Результат |
Название | Метод | учителя | ученика |
Актуализация прежних знаний и постановка проблемы. | Словесный (рассказ-вступление, беседа). | Предлагает кроссворд (слайд 2). (Сетка кроссворда представлена на ватмане). Подводит учащихся к постановке цели урока. Ставит познавательную задачу. | Повторение понятий электрический ток, источники электрического тока при работе с кроссвордом. В ходе диалогового общения ставят цель урока. | Возникновение интереса. Постановка цели урока. Осознание необходимости решения поставленной задачи. |
О б ъ я с н е н и е
н о в о г о м а т е р и а л а. |
| Наглядный (объяснительно-иллюстративный). | Показывая приборы, применяемые в электрических цепях, с помощью компьютерной презентации знакомит учащихся с их схематичным изображением (слайды 4-14). | Внимательно следят за действиями учителя. | Запоминание информации, даваемой учителем. |
Постановка проблемы | Проблемно-поисковый | Предлагает собрать «мини осветительную систему», используя приборы из выставленного на каждую парту набора: в ходе диалогического общения выбираются необходимые приборы и материалы (слайд 15). | Соединяют нужные приборы проводами последовательно, согласно правилам. | Сделан вывод о том, что существует определенный набор физических приборов, которые позволяют хорошо работать электрической цепи. |
Исследование | Предлагает провести исследование: изменится ли накал лампочки, если поменять ее местоположение в цепи. | Проводят исследование. | Сделан вывод о независимости месторасположения приборов в электрической цепи, если они соединены последовательно. |
Постановка проблемы | Предлагает собрать цепь с двумя лампочками и проверить: если одна лампочка «перегорит» (можно немного выкрутить из патрона), будет ли гореть вторая лампочка. | Высказывают предположения и проверяют экспериментально | Сделан вывод о том, что при последовательном соединении элементов цепи разрыв (перегорание лампочки) приводит к тому, что не работают все электроприборы. |
Проверка усвоения нового материала. | Метод контроля, самостоятельная работа. | Предлагает собрать электрическую цепь согласно схеме (слайд16). ( Один ряд собирает схему 1, второй -2) | Собирают цепь по предложенным схемам | Сформированы навыки сборки простейших электрических цепей. |
Предлагает проверить, как ученики запомнили обозначения используемых физических приборов, заполняя лист взаимоконтроля (соединить стрелочками обозначение прибора с его названием) | Выполняют задание, обмениваются листочками и взаимно проверяют друг у друга. | Ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. |
Закрепление знаний | | Предлагает ответить на вопрос: «Есть ли в схемах дефекты?» (слайд 17) | Анализируют рисунки и делают выводы. |
Подведение итогов. Рефлексия. | | Задает вопросы: 1. Что нового ученики узнали на уроке? 2. Было ли ученикам интересно? | Отвечают на вопросы. Заполняют карточку «Для меня сегодняшний урок …» | Осуществилась обратная связь. |
Домашнее задание. | | Домашнее задание § 33, упр. 13(1) (слайд 19). Дополнительное задание для желающих: 1. Нарисовать схему электрической цепи, в которой перегорание одной лампочки не ведет к отключению второй, используя те же приборы, что и на уроке. 2. Выполнить творческое задание на тему «Электричество кругом. Полон им завод и дом!» (сочинить частушки, стихи, рисунки). |
Оборудование: набор физических приборов «Электродинамика».
Кроссворд к уроку.
1.Частица, имеющая минимальный электрический заряд.
2.Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
3.Прибор для определения степени электризации тела.
4.Упорядоченное движение заряженных частиц.
5.Положительно заряженная частица, входящая в состав атома.
6.Нейтральная частица, входящая в состав атома.
7.Тело, проводящее электрический заряд.
8. Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
9.Место в источнике тока, где накапливаются разделенные заряженные частицы.
10.Единица измерения электрического заряда.
11.Итальянский ученый, в честь которого назван элемент – химический источник тока.
12.Источник постоянного тока, в котором химическая энергия превращается в электрическую.
Итоги урока: успешное усвоение нового материала, высокая активность учащихся на уроке, большой интерес к изучению дополнительного материала, проявление творческих способностей.