kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Электрическая цепь и ее составные части"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА
«Электрическая цепь и ее составные части»

Тема и номер урока в теме

Урок 32/7. Тема 2. Электрические явления.

 Базовый учебник

А. В Перышкин  «Физика. 8 класс» М.: Дрофа, 2010.

Тема урока:  Электрическая цепь и её составные части.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: закрепить понятия: электрический ток, виды источников тока, энергетические преобразования в источниках тока.

Отработать навыки изображения и сборки элементов электрических цепей.

Повторить правила техники безопасности при проведении лабораторных работ по физике.

Познакомить учащихся с правилами сборки электрических цепей

Задачи урока:

1.Дать понятие электрической цепи, раскрыть её назначение. Познакомить     учащихся    с       обозначением   элементов    электрической   цепи,            правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей, закрепить полученные знания путем выполнения практической работы и выполнения заданий с помощью ЭОР.

2.Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, строить план эксперимента, развивать мышление, устную речь учащихся.

3.Формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, в целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.

  Методы обучения:

1.Исследовательский.

2.Проблемно-поисковый.

3.Практический.

4.Словесный.

  Оборудование: ЛИП-90 (7 шт.), лампочка (7 шт.), ключ (7 шт.), соединительные               провода, таблички с условными обозначениями элементов ЭЦ.

  Техническое оборудование:

Компьютеры (ноутбуки)

экран;

мультимедийный проектор.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами с понятиями, которые  прочно вошли в нашу жизнь - «электричество», «электрический ток».  Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.

Что было бы,  если  отключили электричество в наших квартирах?  Каковы последствия этого события

 Учащийся: Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду,  работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны.

Учитель: Сегодня ребята мы с вами окунёмся в мир электрических цепей. Но прежде давайте выполним ряд заданий.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа.

Задание 1. Слайд №.1.

1. Что такое электризация тел?

2. Одно или оба тела электризуются при трении?

3. Назовите 2 рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?

4. Что такое проводники и непроводники электричества?

5. Почему металлы проводят электричество?

6. Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?

7. Какие частицы вы знаете?

8. Что такое энергия?

9. Какие виды энергии вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Ребята, мы с вами выяснили на прошлом уроке,  чтобы ток существовал долго, необходимо создать электрическое поле и постоянно поддерживать его. Для этого используются специальные устройства, называемые источники тока.

Задание 2. Изобразите на доске схему «Условия существования электрического тока» и прокомментируйте.

Учащийся  на доске рисует схему и комментирует:

 



 

 

 

 

 

 

Электрическое поле        Свободные заряженные частицы       Замкнутая электрическая .цепь

 

Ученик:  Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле.

Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительных и отрицательных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока: один полюс заряжается положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникнет электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение.

Задание 3.Тест 1. Приложение 2. Слайд № 2. Обменяйтесь тетрадями и проверьте  ответы теста. Слайд № 3

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, тема урока «Электрическая цепь и ее составные части». Слайд № 4. (учащиеся  записывают в тетрадях)

 Учитель: В связи с использованием электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока.

Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые и сложные, но во всех можно выделить составные части. Слайд № 5.

Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей?

Учащийся:  в классе,  дома,  на столе (лампочка). Слайд № 6-7.

Учитель: Вторая составная часть цепи – источник тока (гальванический элемент)

Слайд № 8.

Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи.

Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Слайд № 9-10

Назовите замыкающие устройства в классе.

Учащийся: Выключатель, рубильник.

Итак, из каких частей состоит электрическая цепь?

запишите в тетрадях:

 1-источник тока

2-приемники (потребители)

3-замыкающие устройства

4-соединительные провода

Учитель: Сломался телевизор, телефон, приемник … Чтобы  отремонтировать их необходимо знать из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.  (ЦОР «Таблица элементов электрической цепи» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9aa12cf0-3a08-49b1-af32-b6f7a0c68660/128.swf)

Слайд № 11

 Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи. Слайд № 12(учащиеся  записывают в тетрадях).

Давайте  вместе соберем простейшую электрическую цепь. Но сначала познакомимся с очень важными правилами. Они так и называются «Правила сборки электрических цепей» Слайд №13

Не забывайте про правила техники безопасности. Слайд №14

Практическая работа «Сборка электрической цепи». Слайд № 15

Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого  на столах так, чтобы лампочка загорелась.

Выполнение работы согласно указаниям, данным в инструктивных карточках. 

Давайте проверим.

Учащийся: лампочка загорелась!

Учащийся: я начертил схему.

Учитель: Молодцы! Чтобы запомнить, посмотрим  Слайд №  16   и проверим http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7947feb-5412-4fbc-94f4-9154647e72cd/8_135.swf

IV. Закрепление изученного:

А сейчас проверим, каким удачным было ваше путешествие в страну «Электрических схем и цепей». Выполним задание на ноутбуке. http://files.school collection.edu.ru/dlrstore/669b795b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Ребята работают на ноутбуках.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на урока мы с вами  перенеслись в удивительный мир «Мир электрических цепей и схем».  Ваши знания о нем  будут расширяться. На следующих уроках мы научимся пользоваться электроизмерительными приборами, собирать и чертить  сложные схемы.  

И еще все мы помним, что физики, они ещё и лирики. Поэтому я вам прочитаю стихи, а вам придется дописать всего одно  рифмованное слово в куплет. Будьте внимательны.

В любую электроцепь войдут всегда

Источник, потребитель,… (провода)

При сборке надо знать для ясности

Правила техники…(безопасности)

Не забудем при сборке мы следовательно

Амперметр включаем… (последовательно)

А вольтметр двумя проводами отдельно

Включи к элементам цепи .. (параллельно)

С учетом полярности сводим концы.

Учитель нам скажет, что мы - …(молодцы!)

 

VI. Домашнее задание:

 Обязательный уровень: § 33, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13 (№3);

 подготовить сообщения о профессиях, связанных со знанием электрических цепей.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Электрическая цепь и ее составные части" »

КОНСПЕКТ УРОКА
«Электрическая цепь и ее составные части»




ФИО

Денисова Галина Евгеньевна


Место работы

ГБОУ СОШ п. Коммунарский


Должность

Учитель


Предмет

физика


Класс

8


Тема и номер урока в теме

Урок 32/7. Тема 2. Электрические явления.



Базовый учебник

А. В Перышкин «Физика. 8 класс» М.: Дрофа, 2010.


Тема урока: Электрическая цепь и её составные части.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: закрепить понятия: электрический ток, виды источников тока, энергетические преобразования в источниках тока.

Отработать навыки изображения и сборки элементов электрических цепей.

Повторить правила техники безопасности при проведении лабораторных работ по физике.

Познакомить учащихся с правилами сборки электрических цепей

Задачи урока:

1.Дать понятие электрической цепи, раскрыть её назначение. Познакомить учащихся с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей, закрепить полученные знания путем выполнения практической работы и выполнения заданий с помощью ЭОР.

  1. Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, строить план эксперимента, развивать мышление, устную речь учащихся.

  2. Формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, в целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.

Методы обучения:

  1. Исследовательский.

  2. Проблемно-поисковый.

  3. Практический.

  4. Словесный.

Оборудование: ЛИП-90 (7 шт.), лампочка (7 шт.), ключ (7 шт.), соединительные провода, таблички с условными обозначениями элементов ЭЦ.

Техническое оборудование:

Компьютеры (ноутбуки)

экран;

мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами с понятиями, которые прочно вошли в нашу жизнь - «электричество», «электрический ток». Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.

Что было бы, если отключили электричество в наших квартирах? Каковы последствия этого события

Учащийся: Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны.

Учитель: Сегодня ребята мы с вами окунёмся в мир электрических цепей. Но прежде давайте выполним ряд заданий.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа.

Задание 1. Слайд №.1.

1. Что такое электризация тел?

2. Одно или оба тела электризуются при трении?

3. Назовите 2 рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?

4. Что такое проводники и непроводники электричества?

5. Почему металлы проводят электричество?

6. Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?

7. Какие частицы вы знаете?

8. Что такое энергия?

9. Какие виды энергии вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Ребята, мы с вами выяснили на прошлом уроке, чтобы ток существовал долго, необходимо создать электрическое поле и постоянно поддерживать его. Для этого используются специальные устройства, называемые источники тока.

Задание 2. Изобразите на доске схему «Условия существования электрического тока» и прокомментируйте.

Учащийся на доске рисует схему и комментирует:






Электрическое поле Свободные заряженные частицы Замкнутая электрическая .цепь


Ученик: Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле.

Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительных и отрицательных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока: один полюс заряжается положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникнет электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение.

Задание 3.Тест 1. Приложение 2. Слайд № 2. Обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы теста. Слайд № 3

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, тема урока «Электрическая цепь и ее составные части». Слайд № 4. (учащиеся записывают в тетрадях)

Учитель: В связи с использованием электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока.

Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые и сложные, но во всех можно выделить составные части. Слайд № 5.

Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей?

Учащийся: в классе, дома, на столе (лампочка). Слайд № 6-7.

Учитель: Вторая составная часть цепи – источник тока (гальванический элемент)

Слайд № 8.

Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи.

Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Слайд № 9-10

Назовите замыкающие устройства в классе.

Учащийся: Выключатель, рубильник.

Итак, из каких частей состоит электрическая цепь?

запишите в тетрадях:

1-источник тока

2-приемники (потребители)

3-замыкающие устройства

4-соединительные провода

Учитель: Сломался телевизор, телефон, приемник … Чтобы отремонтировать их необходимо знать из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. (ЦОР «Таблица элементов электрической цепи» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9aa12cf0-3a08-49b1-af32-b6f7a0c68660/128.swf)

Слайд № 11

Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи. Слайд № 12(учащиеся записывают в тетрадях).

Давайте вместе соберем простейшую электрическую цепь. Но сначала познакомимся с очень важными правилами. Они так и называются «Правила сборки электрических цепей» Слайд №13

Не забывайте про правила техники безопасности. Слайд №14

Практическая работа «Сборка электрической цепи». Слайд № 15

Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.

Выполнение работы согласно указаниям, данным в инструктивных карточках.

Давайте проверим.

Учащийся: лампочка загорелась!

Учащийся: я начертил схему.

Учитель: Молодцы! Чтобы запомнить, посмотрим Слайд № 16 и проверим http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7947feb-5412-4fbc-94f4-9154647e72cd/8_135.swf

IV. Закрепление изученного:

А сейчас проверим, каким удачным было ваше путешествие в страну «Электрических схем и цепей». Выполним задание на ноутбуке. http://files.school collection.edu.ru/dlrstore/669b795b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Ребята работают на ноутбуках.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на урока мы с вами перенеслись в удивительный мир «Мир электрических цепей и схем». Ваши знания о нем будут расширяться. На следующих уроках мы научимся пользоваться электроизмерительными приборами, собирать и чертить сложные схемы.

И еще все мы помним, что физики, они ещё и лирики. Поэтому я вам прочитаю стихи, а вам придется дописать всего одно рифмованное слово в куплет. Будьте внимательны.

В любую электроцепь войдут всегда

Источник, потребитель,… (провода)

При сборке надо знать для ясности

Правила техники…(безопасности)

Не забудем при сборке мы следовательно

Амперметр включаем… (последовательно)

А вольтметр двумя проводами отдельно

Включи к элементам цепи .. (параллельно)

С учетом полярности сводим концы.

Учитель нам скажет, что мы - …(молодцы!)


VI. Домашнее задание:

Обязательный уровень: § 33, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13 (№3);

подготовить сообщения о профессиях, связанных со знанием электрических цепей.






Приложение 1

«Электрическая цепь и ее составные части»

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1








school-collection.edu.ru

Информа-ционый

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7947feb-5412-4fbc-94f4-9154647e72cd/8_135.swf

2.

school-collection.edu.ru

Информа-ционый

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9aa12cf0-3a08-49b1-af32-b6f7a0c68660/128.swf

3.

school-collection.edu.ru

Практика

Интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba06d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf

4.

school-collection.edu.ru

Контроль

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b795b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html



Приложение 2.

1. Электрический ток это

А. упорядоченное движение заряженных частиц.

Б. движение заряженных частиц.

В. движение электронов и протонов.

2. Источник тока…

А. создаёт заряженные частицы в проводнике.

Б. создаёт и поддерживает электрическое поле в проводнике.

В. создаёт электрический ток.

3. Какое из устройств не является источником тока?

А. Аккумулятор. Б. Вентилятор. В. Генератор.

4. Внутри источника тока …

А. происходит создание зарядов.

Б. происходит разделение положительных и отрицательных зарядов.

В. образуется электрический ток.

5. В каком из источников тока химическая энергия превращается в электрическую?

А. Гальванический элемент

Б. Фотоэлемент

В. Термоэлемент

6. В каком из перечисленных веществ электрический ток протекать не может?

А. Медь Б. Резина В. Свинец.


Приложение 3



Инструктивная карточка к фронтальной лабораторной работе

«Сборка электрической цепи».

1. Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов. Замкните цепь, нажав на кнопку ключа.

2. Начертите в тетради схему собранной цепи, используя табличку с условными обозначениями элементов электрической цепи.

3. Подумайте, где может найти применение такая цепь.







Список использованных источников.


1. А.В.Пёрышкин «Физика 8 кл.», учебник для общеобразовательных учреждений,М «Дрофа», 2010г.

2. Гутник Е.М.«Тематическое и поурочное планирование к учебнику Пёрышкина А.В. «Физика 8 кл.», Дрофа, 2004 г.

3.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7947feb-5412-4fbc-94f4-9154647e72cd/8_135.swf

4.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9aa12cf0-3a08-49b1-af32-b6f7a0c68660/128.swf)

5.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba06d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf)

6. Демидова М. Ю., Коровин В. А. «Методический справочник учителя физики», Мнемозина, 2004 г.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Электрическая цепь и ее составные части"

Автор: Денисова Галина Евгеньевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Электрические цепи  и ее составные части "
    ["seo_title"] => string(49) "eliektrichieskiie-tsiepi-i-ieie-sostavnyie-chasti"
    ["file_id"] => string(6) "114692"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411628630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства