КОНСПЕКТ УРОКА
«Электрическая цепь и ее составные части»
Тема и номер урока в теме
Урок 32/7. Тема 2. Электрические явления.
Базовый учебник
А. В Перышкин «Физика. 8 класс» М.: Дрофа, 2010.
Тема урока: Электрическая цепь и её составные части.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: закрепить понятия: электрический ток, виды источников тока, энергетические преобразования в источниках тока.
Отработать навыки изображения и сборки элементов электрических цепей.
Повторить правила техники безопасности при проведении лабораторных работ по физике.
Познакомить учащихся с правилами сборки электрических цепей
Задачи урока:
1.Дать понятие электрической цепи, раскрыть её назначение. Познакомить учащихся с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей, закрепить полученные знания путем выполнения практической работы и выполнения заданий с помощью ЭОР.
2.Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, строить план эксперимента, развивать мышление, устную речь учащихся.
3.Формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, в целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.
Методы обучения:
1.Исследовательский.
2.Проблемно-поисковый.
3.Практический.
4.Словесный.
Оборудование: ЛИП-90 (7 шт.), лампочка (7 шт.), ключ (7 шт.), соединительные провода, таблички с условными обозначениями элементов ЭЦ.
Техническое оборудование:
Компьютеры (ноутбуки)
экран;
мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами с понятиями, которые прочно вошли в нашу жизнь - «электричество», «электрический ток». Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Что было бы, если отключили электричество в наших квартирах? Каковы последствия этого события
Учащийся: Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны.
Учитель: Сегодня ребята мы с вами окунёмся в мир электрических цепей. Но прежде давайте выполним ряд заданий.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальная работа.
Задание 1. Слайд №.1.
1. Что такое электризация тел?
2. Одно или оба тела электризуются при трении?
3. Назовите 2 рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
4. Что такое проводники и непроводники электричества?
5. Почему металлы проводят электричество?
6. Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
7. Какие частицы вы знаете?
8. Что такое энергия?
9. Какие виды энергии вы знаете?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Ребята, мы с вами выяснили на прошлом уроке, чтобы ток существовал долго, необходимо создать электрическое поле и постоянно поддерживать его. Для этого используются специальные устройства, называемые источники тока.
Задание 2. Изобразите на доске схему «Условия существования электрического тока» и прокомментируйте.
Учащийся на доске рисует схему и комментирует:
Электрическое поле Свободные заряженные частицы Замкнутая электрическая .цепь
Ученик: Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле.
Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительных и отрицательных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока: один полюс заряжается положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникнет электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение.
Задание 3.Тест 1. Приложение 2. Слайд № 2. Обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы теста. Слайд № 3
III. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, тема урока «Электрическая цепь и ее составные части». Слайд № 4. (учащиеся записывают в тетрадях)
Учитель: В связи с использованием электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока.
Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые и сложные, но во всех можно выделить составные части. Слайд № 5.
Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей?
Учащийся: в классе, дома, на столе (лампочка). Слайд № 6-7.
Учитель: Вторая составная часть цепи – источник тока (гальванический элемент)
Слайд № 8.
Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи.
Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Слайд № 9-10
Назовите замыкающие устройства в классе.
Учащийся: Выключатель, рубильник.
Итак, из каких частей состоит электрическая цепь?
запишите в тетрадях:
1-источник тока
2-приемники (потребители)
3-замыкающие устройства
4-соединительные провода
Учитель: Сломался телевизор, телефон, приемник … Чтобы отремонтировать их необходимо знать из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. (ЦОР «Таблица элементов электрической цепи» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9aa12cf0-3a08-49b1-af32-b6f7a0c68660/128.swf)
Слайд № 11
Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи. Слайд № 12(учащиеся записывают в тетрадях).
Давайте вместе соберем простейшую электрическую цепь. Но сначала познакомимся с очень важными правилами. Они так и называются «Правила сборки электрических цепей» Слайд №13
Не забывайте про правила техники безопасности. Слайд №14
Практическая работа «Сборка электрической цепи». Слайд № 15
Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.
Выполнение работы согласно указаниям, данным в инструктивных карточках.
Давайте проверим.
Учащийся: лампочка загорелась!
Учащийся: я начертил схему.
Учитель: Молодцы! Чтобы запомнить, посмотрим Слайд № 16 и проверим http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7947feb-5412-4fbc-94f4-9154647e72cd/8_135.swf
IV. Закрепление изученного:
А сейчас проверим, каким удачным было ваше путешествие в страну «Электрических схем и цепей». Выполним задание на ноутбуке. http://files.school collection.edu.ru/dlrstore/669b795b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Ребята работают на ноутбуках.
V. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня на урока мы с вами перенеслись в удивительный мир «Мир электрических цепей и схем». Ваши знания о нем будут расширяться. На следующих уроках мы научимся пользоваться электроизмерительными приборами, собирать и чертить сложные схемы.
И еще все мы помним, что физики, они ещё и лирики. Поэтому я вам прочитаю стихи, а вам придется дописать всего одно рифмованное слово в куплет. Будьте внимательны.
В любую электроцепь войдут всегда
Источник, потребитель,… (провода)
При сборке надо знать для ясности
Правила техники…(безопасности)
Не забудем при сборке мы следовательно
Амперметр включаем… (последовательно)
А вольтметр двумя проводами отдельно
Включи к элементам цепи .. (параллельно)
С учетом полярности сводим концы.
Учитель нам скажет, что мы - …(молодцы!)
VI. Домашнее задание:
Обязательный уровень: § 33, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13 (№3);
подготовить сообщения о профессиях, связанных со знанием электрических цепей.