Урок в 8 классе по теме «Электрическая цепь и её составные части»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цели: Образовательная – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений.
Воспитательная – способствовать привитию соблюдения правил техники безопасности при сборке цепи, интереса к физике.
Развивающая - способствовать развитию умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей.
Оборудование: медиапроектор, презентация, ПК, гальванический элемент , лампочка, ключ, соединительные провода, тестовые задания.
Ход урока.
1.Орг. момент
2.Актуализация знаний.
7 человек выполняют тесты по предыдущей теме, по окончании которого получают оценки.
Класс выполняет задание, написанное на доске: используя имеющиеся в строках буквы, впишите названия источников тока:
Беседа с остальными учащимися по вопросам:
1.Что такое электрический ток?
2.Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник электрический ток?
3.Где создается электрическое поле?
4.Что совершается в источнике тока?
5.Где находятся разделенные частицы?
6. Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к источнику тока? А в мотке проволоки, который лежит на столе?
7.Для какой цели нужно получать электрический ток?
8.Кто создал первый источник тока и что он собой представлял?
9.Какие источники тока вы еще знаете?
10.Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?
3. Изучение нового материала (беседа).
Ребята, темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь и ее составные части».
В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока. Возьмем источник тока и лампочку. Что нужно сделать, чтобы она загорелась? Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока ( для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ)
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.
Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:
- потребитель
- источник тока
- соединительные провода
- замыкающее устройство
Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. (Работа с учебником (рисунок 48), учитель прикрепляет таблички с условными обозначениями на доску, уч-ся записывают их в тетрадь.)
Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.
Демонстрация сборки цепи (с привлечением уч-ся), состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов. Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного полюса источника тока к другому.
Изобразим схему этой цепи. (1 уч-ся выходит к доске) Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника.
4.Этап закрепления.
1) Ребята, скоро вам предстоит задуматься о выборе будущей профессии, а сейчас представьте, что вы - электрики и перед вами схемы ЭЦ. Назовите, из каких приборов они состоят, и найдите «дефект» в каждой из схем.
2) Перед выполнением следующего задания хочется напомнить китайскую мудрость:
Расскажи — и я забуду…
Покажи — и я запомню…
Дай мне возможность действовать самому —и я научусь.
Ребята, вам предстоит выполнить практическую работу.
Какие правила техники безопасности вы будите соблюдать?
Практическая работа.
Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.
Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет.
3) Упр. 13 №2 (см. учебник)
5. Этап проверки знаний.
Индивидуальные задания: расставьте усл. обозначения по «местам», соединив стрелкой усл. обозначение с названием прибора.
Осуществим взаимопроверку в парах
6. Домашнее задание: Обязательный уровень: § 33, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13(№3);
7. Итог урока. Из каких составных частей состоит эл. цепь?
Выставляются оценки учащимся.