Тема «Электрический ток. Оборудование сварочного поста».
Предметы «Физика», «Технология сварочных работ».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА (5 минут).
Тема урока: «Электричество. Источники тока. Оборудование сварочного поста для ручной дуговой сварки».
Переведем тему урока на Государственный язык и запишем ее на доске и в тетради.
«Электрто?ы. То? к?зі. ?олмен до?алы д?некеріні? д?некерлеу жабды?ыны? ?ызмет орны».(запись темы урока на мониторе компьютера, интерактивной доски).
Эпиграф: «Каждая наука вовсе не трудна и не тяжела, она напротив имеет обаяние для каждого человеческого ума - обаяние точности, полноты и системы».
Девизом урока будет казахская народная пословица «Цели достигнет идущий».
Кто сможет перевести ее на Государственный язык? «Iздегенi максатына жетедi»
КОМАНДА № 1- ЛИДЕР-
КОМАНДА № 2- ЛИДЕР-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ, (проводится тренинг, установка на хорошее настроение, деловое общение,2 минуты).
Мы - молодость страны!
Казахстану мы верны!
Дайте волю в руки нам,
Мы поднимем Казахстан!
В шуме наклонного ливня,
Сомкнувшего землю и высь,
Извилина вспыхнула длинно,
Как будто гигантская мысль. (Электричество).
Сегодня использование электрического тока – дело обыденное и очень привычное. И вам предлагается посмотреть видеосюжет «Электрические явления».
- видеосюжет «Электрические явления».
Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
О наличии электрического тока в цепи можно судить по различным явлениям, которые вызывают ток. Такие явления называют действиями тока.
Каково действие тока?
Тепловое действие тока.
Применение: электрические лампы, бытовые электронагревательные приборы (показ).
Магнитное действие тока.
Применение: электрический двигатель, электромагнит (показ).
Химическое действие тока.
Применение: электролиз (показ).
Электрическое поле может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
В настоящее время используют 4 основных источника тока:
- Химический.
- Механический.
- Тепловой.
- Световой.
Вашему вниманию предлагается видеосюжет.
- видеосюжет «Источники электрического тока».
Следующий этап урока – презентация «Немного истории».
1.Химические элементы Грене, Флейшера и сухой элемент фирмы «Сименс и Гальске».
2. Аккумуляторы XIX века. 3.Свинцовые пластины аккумуляторов разных конструкций. 4.Химические элементы Лекланше и Даниэля. 5. Химические элементы Грове, Калло и Бунзена.
Законы существуют независимо от нашего желания и даже вообще от сознания людей. Просто мы их еще далеко не все знаем. И вот открытие (точнее – познание) законов природы является главной задачей физики.
Давайте вспомним Закон Ома для участка цепи (Презентация закон Ома).
I=U/R,
I- сила тока, А.
U- напряжение, В.
R- сопротивление, Ом.
- Технический диктант.
1.Рабочее место сварщика, оборудованное всем необходимым для проведения сварочных работ, называется…(Сварочным постом).
2.Источник питания, предназначенный для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты, называется…(сварочным трансформатором).
3.Остаток электрода после сгорания, называется…(огарком).
4.Мощный электрический разряд, горящий в газовом промежутке между электродом и изделием, называется…(сварочной дугой).
5.Ток, обозначаемый /-/, называется…(постоянным).
6.«+» на металле, «-» на электроде, такая полярность называется…(прямой).
7.Пост, предназначенный для сварки небольших изделий расположенный непосредственно на рабочем месте, называется…(стационарным).
- «Что бы это значило?»
12 В, 36 В, 0,1 А, АПРГДО, ПРГДО, КПРС, 52Х102 мм
Викторина «Профессионал».
(дается по три наводящих вопроса; нужно угадать, о чем идет речь; если студенты отвечают на вопрос с первой попытки - 3 балла, вторая и третья попытки оцениваются по 2 и 1 баллам соответственно):
1.
- Его используют в быту и промышленности.
- Он измеряется в амперах.
- Он бывает переменный и постоянный.
(ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК).
2.
- Это металл.
- Он хорошо проводит электрический ток.
- Он – красного цвета.
(МЕДЬ).
3.
- Он бывает вилочным и пружинным.
- Он служит для зажатия электрода.
- Он должен выдерживать до 8000 зажатий.
(ЭЛЕКТРОДОДЕРЖАТЕЛЬ).
4.
- Он является защитным средством.
- Он носит название садового цветка.
- Он необходим при пайке.
(РЕСПИРАТОР ТИПА «АСТРА»).
- Решение кроссворда и чайнвордов.
Тестовые задания
- Какие частицы создают электрический ток в металлах?
A.Электроны.
B.Ионы.
C.Протоны.
D.Нейтроны.
- В каких единицах измеряется сила тока?
A.Ватт.
B.Джоуль.
C.Ньютон.
D.Ампер.
- К какой среде применим Закон Ома?
A.К металлу.
B.К газу.
C.К вакууму.
D.К полупроводникам.
- Смертельная сила тока для человека:
A.1 А.
B.0,1 А.
C.0,01 А.
D.0,001 А.
- Допустимое напряжение для сварки в сухих помещениях?
A.8 В.
B.12 В.
C.36 В.
D.42 В.
- Допустимое напряжение для сварки в сырых помещениях?
A.8 В.
B.12 В.
C.36 В.
D.42 В.
«ЗНАТОКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА»
- сварка – тісіру, пісіру, жатыс?, ??рас?
- закон –за?, кан, ман, когам
- ток- мок, ток, гог, рог
- сталь – дулат, к?гат, болат, шовкат
- железо – ?мір, памир, темір, амір
- «Кот в мешке».
(Назвать инструмент и приспособления для сварки, дать характеристику и назначение).
- Электрод
- Зубило.
- Маска.
- Чертилка.
- Провод.
- Электрододержатель.
- Металлическая щетка.
- Молоток – шлакоотделитель.
- Респиратор.
Софокл сказал:
«Научиться чему-то можно только на практике; если вы думаете, что знаете это, то не можете быть уверенными, пока сами не попробуете».
Наука не знает добра и зла;
Лишь к истине вечной ведет и вела.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (Время – 3 минуты).
РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ (Время – 3 минуты).
- Вы устали сегодня на уроке?
- Как вам сегодня работалось в группах?
- Сможете ли вы применять полученные знания на производственной практике?
- Получили ли вы эмоциональное удовлетворение и подъем от проведенного, в такой форме, занятия?
- Ваши пожелания педагогам и друг другу, членам других команд.
- Интересна ли лично для вас такая форма проведения урока? Что она дает?
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ (Время – 2 минуты).
Цель: воспитание объективной самооценки; применение рейтинговой системы оценки.
КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК (Время – 3 минуты).
ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ (Время – 2 минуты).
Цель: развитие самостоятельности и творческого мышления.
Повторить, с.162-178 (Д.Малышев), §§76-87, с.153-180 (В.Фоминых), §§1-5, с.264-288 (В.Казаков), §§71-79, с.160-184 (В.Рыбаков), §§52,53,53,с.133, Б.Кронгарт, В.Кем, Н.Коншыбаев «Физика» 10 класс
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (Время – 2 минуты).
Слово членам жюри (Время – 2 минуты).