ЦЕЛЬ: Обобщить, систематизировать, закрепить знания и выработанные умения учащихся, полученные при изучении раздела «Силы»
ЗАДАЧИ:
Учебно-образовательные.
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения раздела «Силы».
2. Проверить глубину усвоения знаний учащимися при помощи дифференцированных заданий.
3. Сообщить дополнительный материал в форме «Вопрос-ответ».
Учебно-воспитательные.
1. Воспитать уважение к одноклассникам. Не выкрикивать, говорить по
очереди, уважать мнение товарищей.
Учебно-развивающие.
1. Развитие познавательного интереса.
2. Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
3. Развитие умения быстро переключаться с одной темы на другую в процессе урока.
Вводное слово: Этот урок мне бы хотелось начать с небольшого отрывка из стихотворения А. Твордовского «Василий Теркин»:
«Сила силе доказала.
Сила силе не ровня.
Есть металл прочней металла.
Есть огонь страшней огня».
Как вы уже догадались, сегодня мы вплотную подошли к тому моменту, когда необходимо вспомнить все, что мы изучили на предыдущих урока по теме «Силы».
Цель сегодняшнего урока - обобщить, систематизировать и закрепить полученные вами знания и выработанные умения.
В ходе урока мы вспомним физическую природу каждой силы, причины возникновения. А также их основные характеристики. Вспомним, от каких физических величин зависит та или иная сила. Применим полученные знания на практике при решении физических задач.
Учитель: Сколько видов сил мы с вами изучили? Перечислим?
Сила тяжести. Сила трения. Сила упругости. Вес тела.
У вас на столах лежат листочки с таблицей - таблица, такая как у меня на доске. Пожалуйста, заполните самостоятельно таблицу. Для этого подпишите свою фамилию на листках. Как только заполните - сдайте мне. А теперь - проверим вместе с вами правильно ли вы заполнили таблицу.
Название силы
Определение
Направление силы
Графическое изображение
Обозначение силы
Сила тяжести
Сила, с которой Земля притягивает тела
Вертикально вниз
Fтяж
Сила
упругости
Возникает в результате деформации тел
Противоположна направлению перемещения частиц тела
Fупр
Сила трения
Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей
Противоположно движению тела
FTP
Вес тела.
Сила, с которой тело действует на опору или подвес
Вертикально вниз
Р
Этап
Учитель: А теперь пробежимся по каждой силе отдельно. Скажите, а каким прибором можно измерить силу?
Ответ: динамометром.
У Вас на столах лежит динамометр учебный и два грузика.
Вопрос: Определите силу тяжести грузиков?
Вопрос: Определите массу каждого грузика?
(Работаем в парах. Ответы в виде задачи написать на листках)
Учитель: вызвать в конце одного ученика к доске - пусть он покажет как он
это делал.
Этап.
Учитель: следующая сила эта сила упругости, которая возникает при деформации.
Фронтальный опрос.
Вопрос: Что называю! деформацией тела?
Вопрос: Какие виды деформации вы знаете?
(Ученики отвечают).
А теперь разобьёмся на три команды - три ряда.
Каждый ряд получает по одной задаче. Решаем самостоятельно. Представитель от каждого ряда пойдет к доске и покажет решение задачи.
Задача № 1.Пружина под действием силы 100Н растянулась на 0,1 м. Определите жесткость пружины?
Задача № 2. Жесткость пружины 5000Н/м. С какой силой будет действовать пружина, если она удлинится на 0,05 м?
Задача № 3. На сколько удлинится пружина под действием силы 100Н, если коэффициент жесткости пружины 500Н/м?
Этап.
Учитель: следующая сила эта сила трения, которая возникает при соприкосновении одного тела с другим.
Фронтальный опрос. Ответим на ряд моих вопросов.
Вопрос: Лошадь тянет сани с грузом. После этого массу груза увеличивают. В каком случае лошадь приложит для движения саней большее усилие? Почему?
Ответ: Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения.
Вопрос: Какой вид трения возникает при движении железнодорожного вагона?
Ответ: трение качения. Если тело катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют, трением качения.
Вопрос: Почему лыжная смазка увеличивает скорость движения лыжника?
Ответ: Слой смазки разъединяет поверхности трущихся тел. В этом случае соприкасаются не поверхности тел, а слои смазки.
Вопрос: Почему на коньках можно скользить по льду и нельзя скользить по ровному стеклу.
Ответ: Между коньками и льдом образуется тонкий слой воды, а эта та же смазка.
Этап.
Учитель: Последний вид сил. Вес тела. Эта сила, с которой тело вследствие притяжения к земле действует на опору или подвес.
Вызвать двоих учеников.
Учитель: У меня на столе стоят два демонстрационных динамометра. И есть два груза. Надо определить вес тела, а также массу этих тел.
Ученики выполняют задание. Если не могут, класс помогает.
Учитель: Ну и последнее. Все вы знаете и читали басню Крылова. «Лебедь, рак и щука». Что в ней говорится. История о том, как лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись. Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил: Одна сила лебедя - направленная в верх; другая тяга рака - назад.; третья, тяга- щуки вбок. Но есть еще и четвертая. Какая? Вес воза, направлена вниз.
Вопрос: Басня утверждает, что «воз и ныне там». Что это значит? Равнодействующая всех сил приложенных к возу сил равна нулю.
Этап : Подведения итогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок на тему: "Виды сил" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ____________________________________________________________________
Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: [email protected]
Повторительно - обобщающий урок по физике в 7-м классе
«Виды сил»
Учитель физики Старовойтов А.П.
г. Зея
2014 год
ТЕМА: «ВИДЫ - СИЛ»
ТИП УРОКА: Повторительно - обобщающий урок.
ЦЕЛЬ: Обобщить, систематизировать, закрепить знания и выработанные умения учащихся, полученные при изучении раздела «Силы»
ЗАДАЧИ:
Учебно-образовательные.
Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения раздела «Силы».
Проверить глубину усвоения знаний учащимися при помощи дифференцированных заданий.
Сообщить дополнительный материал в форме «Вопрос-ответ».
Учебно-воспитательные.
Воспитать уважение к одноклассникам. Не выкрикивать, говорить по
очереди, уважать мнение товарищей.
Учебно-развивающие.
Развитие познавательного интереса.
Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
Развитие умения быстро переключаться с одной темы на другую в процессе урока.
Вводное слово: Этот урок мне бы хотелось начать с небольшого отрывка из стихотворения А. Твордовского «Василий Теркин»:
«Сила силе доказала.
Сила силе не ровня.
Есть металл прочней металла.
Есть огонь страшней огня».
Как вы уже догадались, сегодня мы вплотную подошли к тому моменту, когда необходимо вспомнить все, что мы изучили на предыдущих урока по теме «Силы».
Цель сегодняшнего урока - обобщить, систематизировать и закрепить полученные вами знания и выработанные умения.
В ходе урока мы вспомним физическую природу каждой силы, причины возникновения. А также их основные характеристики. Вспомним, от каких физических величин зависит та или иная сила. Применим полученные знания на практике при решении физических задач.
Учитель: Сколько видов сил мы с вами изучили? Перечислим?
Сила тяжести. Сила трения. Сила упругости. Вес тела.
У вас на столах лежат листочки с таблицей - таблица, такая как у меня на доске. Пожалуйста, заполните самостоятельно таблицу. Для этого подпишите свою фамилию на листках. Как только заполните - сдайте мне. А теперь - проверим вместе с вами правильно ли вы заполнили таблицу.
Название силы
Определение
Направление силы
Графическое изображение
Обозначение силы
Сила тяжести
Сила, с которой Земля притягивает тела
Вертикально вниз
Fтяж
Сила
упругости
Возникает в результате деформации тел
Противоположна направлению перемещения частиц тела
Fупр
Сила трения
Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей
Противоположно движению тела
FTP
Вес тела.
Сила, с которой тело действует на опору или подвес
Вертикально вниз
Р
Этап
Учитель: А теперь пробежимся по каждой силе отдельно. Скажите, а каким прибором можно измерить силу?
Ответ: динамометром.
У Вас на столах лежит динамометр учебный и два грузика.
Вопрос: Определите силу тяжести грузиков?
Вопрос: Определите массу каждого грузика?
(Работаем в парах. Ответы в виде задачи написать на листках)
Учитель: вызвать в конце одного ученика к доске - пусть он покажет как он
это делал.
Этап.
Учитель: следующая сила эта сила упругости, которая возникает при деформации.
Фронтальный опрос.
Вопрос: Что называю! деформацией тела?
Вопрос: Какие виды деформации вы знаете?
(Ученики отвечают).
А теперь разобьёмся на три команды - три ряда.
Каждый ряд получает по одной задаче. Решаем самостоятельно.Представитель от каждого ряда пойдет к доске и покажет решение задачи.
Задача № 1.Пружина под действием силы 100Н растянулась на 0,1 м. Определите жесткость пружины?
Задача№ 2. Жесткость пружины 5000Н/м. С какой силой будет действовать пружина, если она удлинится на 0,05 м?
Задача№ 3. На сколько удлинится пружина под действием силы 100Н, если коэффициент жесткости пружины 500Н/м?
Этап.
Учитель: следующая сила эта сила трения, которая возникает при соприкосновении одного тела с другим.
Фронтальный опрос. Ответим на ряд моих вопросов.
Вопрос: Лошадь тянет сани с грузом. После этого массу груза увеличивают. В каком случае лошадь приложит для движения саней большее усилие? Почему?
Ответ: Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения.
Вопрос: Какой вид трения возникает при движении железнодорожного вагона?
Ответ: трение качения. Если тело катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют, трением качения.
Вопрос: Почему лыжная смазка увеличивает скорость движения лыжника?
Ответ: Слой смазки разъединяет поверхности трущихся тел. В этом случае соприкасаются не поверхности тел, а слои смазки.
Вопрос: Почему на коньках можно скользить по льду и нельзя скользить по ровному стеклу.
Ответ: Между коньками и льдом образуется тонкий слой воды, а эта та же смазка.
Этап.
Учитель: Последний вид сил. Вес тела. Эта сила, с которой тело вследствие притяжения к земле действует на опору или подвес.
Вызвать двоих учеников.
Учитель: У меня на столе стоят два демонстрационных динамометра. И есть два груза. Надо определить вес тела, а также массу этих тел.
Ученики выполняют задание. Если не могут, класс помогает.
Учитель: Ну и последнее. Все вы знаете и читали басню Крылова. «Лебедь, рак и щука». Что в ней говорится. История о том, как лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись. Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил: Одна сила лебедя - направленная в верх; другая тяга рака - назад.; третья, тяга- щуки вбок. Но есть еще и четвертая. Какая? Вес воза, направлена вниз.
Вопрос: Басня утверждает, что «воз и ныне там». Что это значит? Равнодействующая всех сил приложенных к возу сил равна нулю.