Урок по теме «Действие жидкости на погруженное в нее тело.»  
  (Физика 7 класс)
 
 
 Цель:
  Задачи:
   Формирование знаний о выталкивающей силе, умений применять полученные знания для решения качественных задач
  Развитие исследовательских умений: ставить цели, наблюдать, анализировать, делать выводы
  Формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения
  Развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.
  обучение навыкам самостоятельного получения новых знаний;
  формирование сознательной деятельности обучающихся при изучении нового материала;
  формирование умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
  формирование навыков сотрудничества в процессе совместного познания.
 
  
 
  Задачи урока:
 Обучающие:
   установить механизм возникновения выталкивающей силы
  установить, от чего зависит выталкивающая сила  
  вывести формулу для расчета выталкивающая сила.
 
  Развивающие:
   Воспитывающие:
 
 
  способствовать развитию познавательного интереса к предмету, расширению кругозора обучающихся
 развитие навыков коллективной работы, культуры общения  
 
  
 
 Планируемые результаты:
  Личностные:
  Проявление:
  - Эмоционально - ценностного отношения к учебной проблеме;
  - Творческого отношения к процессу обучения.
  -формирование интереса к познанию окружающего мира;
  - установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных потребностей;  
  
 
  Метапредметные:
       |   Познавательные     |    Регулятивные     |    Коммуникативные     |    Предметные     |  
  |   Умение:  - Вести наблюдение  - Анализировать, делать выводы      - выделение и формулировка учебной цели;  - структурирование знаний,    - произвольное и осознанное построение высказывания в устной форме;       |    Умение:  - Планировать действия в соответствии с целью;  - Выполнять учебное действие в соответствии с планом.  -Оформлять результаты работы  - постановка учебной задачи и планирование собственной деятельности в соответствии с тем, что известно и неизвестно;  - осознание качества и уровня усвоения;  - прогнозирование результата;  - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.       |    Умение:  - Формулировать высказывание;  - Согласовывать позиции и находить общее решение;  - Адекватно использовать речевые средства для представления результата.  - умение вести диалог;  - ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;  - приходить к общему решению при работе в группе;  - умение точно и полно высказывать своё мнение и свои мысли, учитывая мнение собеседника.  - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации   |     Умение:  - измерять выталкивающую силу, используя динамометр;  - различать в каких случаях эта сила больше(меньше)  - выяснить от чего зависит сила.       |  
 
  
 
  Тип урока комбинированный урок.
  
 
 Организация образовательного пространства:
   - лабораторное оборудование: динамометр, стакан с пресной и соленой водой, грузы массой по 100г разного объема, весы;
  - выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция ЦОР» http:// school-collection.edu.ru;
  - мультимедийный проектор (интерактивная доска)
   - фронтальная
  - работа в паре
  - работа в группе
  Методы обучения: частично-поисковый метод - эвристическая беседа (состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы), выполнение обучающимися отдельных шагов поиска; практические (работа с физическим оборудованием)
  Формы организации познавательной деятельности: работа в статистической паре; групповая форма, индивидуальная форма работы.  
  Средства обучения: учебник Пёрышкин А.В. «Физика-7»; мультимедийная презентация; карточки с физическим лото; карточки с тестовым заданием; чаша с водой, теннисный мяч; набор лабораторного оборудования для работы в группах (динамометры, сосуды с водой, раствором соли, тела разной массы и одинакового объёма, тела различного объёма и одинаковой массы, пластилин).
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Технология изучения темы
 
 
         |   Этапы урока   |    Время     |    Цель     |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |    Планируемые результаты   |  
  |   1.Самоопределение к деятельности   |    5 мин   |    - актуализировать имеющиеся знания, связанные с выталкивающим действием жидкости  - мотивировать обучающихся к изучению темы   |    Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с удивительной наукой физикой.      Читает:  Наша Таня громко плачет  Уронила в речку мячик.  Тише, Танечка, не плачь  Не утонет в речке мяч.  Задает вопрос: Почему мяч не утонет?    Проблема №1 ? Как ее решить?  Предлагает обсудить ее в парах  Предложите.  Фиксирует в виде символов на доске.                 Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.   
      .      ( слайд 1 )   Какое главное условие опыта, эксперимента?   Напоминает о соблюдении ТБ при работе с оборудованием.  ( Проделывает опыт у доски)  Анализируют. Исключают неверные ответы, оставляют верный( верные)  Предлагает сформулировать тему урока.  Вместе выясняют какая более точная.  (слайд 2) и записывает на доске.      Задание 2: Ответьте на вопросы: какой прибор имеется у вас на парте ?    Что им измеряют?    Что нужно знать про любую силу?    Давайте вспомним все о силе тяжести    Пример (слайд 3)  Предлагает поставить цели урока?  Фиксирует в виде схемы на доске.      Предлагает пронумеровать цели по степени их важности.       |        Слушают.              .              Обсуждают.   Предлагают варианты решения в том числе -  Экспериментом.  Опустить мяч в воду и пронаблюдать.                                                  Отвечают: техника безопасности.                  Наблюдают. .                Предлагают. Отвечают и формулируют тему урока                      Динамометр.  Силу.  Вспоминают план -характеристику силы.  Отвечают.           Проговаривают цели, формулируют аспекты изучения силы.          Предлагают нумерацию.   |    Личностные: проявление интереса к теме;  Предметные: умение описывать наблюдение;  Коммуникативные:    Формулировать высказывание;  - Согласовывать позиции и находить общее решение;  - Адекватно использовать речевые средства для представления результата.  - умение вести диалог;  Регулятивные:  Выполнять учебное действие в соответствии с планом.  -Оформлять результаты работы  - постановка учебной задачи и планирование собственной деятельности в соответствии с тем, что известно и неизвестно;           |  
  |   2.Учебно - познавательная деятельность (изучение нового содержания)   |    20 мин   |                Научить:  - проводить исследования  - формулировать определение выталкивающей силы     |    У каждого из вас на столе лежит карта урока. В ходе урока нам предстоит ее заполнить, узнавая все больше о новой силе. Подпишите ее. Запишите тему урока. Ознакомтесь. Все ли мы указали в цели урока?  Работаем по плану.   Как же называется сила?  Как ее обозначим?  Заполните по возможности колонки таблицы.    Предлагает попробовать сформулировать определение выталкивающей силе и проговорить его друг другу.  Просит прокомментировать:    Совпали ли ваши определения?      Как проверить верно ли оно?              Сравните с моим определением  (слайд 4)                  Куда она направлена?      Как проверить?                  Это один из вариантов. Значит есть и другой.      Предлагает посовещаться и предложить другой вариант.      Напоминает оТБ.  Просит провести опы и проанализировать результат.          Просит отдельные пары прокомментировать вывод. Сравнивают выводы у других пар.  Куда двигалась стрелка прибора при погружении тела в воду?  Что это доказывает?      Можно ли сказать ,что эта сила направлена против силы тяжести?  Тогда в жизни она должна помогать силе тяжести или противодействовать?  Как проверить?                      Соглашается с детьми.  Физкультминутка!  Чему равна выталкивающая сила?  По какой формуле рассчитать выталкивающую силу?      Где взять формулу?              Запишите результаты опыта в кару.  Озвучивает для всех: Определите вес тела в воздухе, потом в воде. Ответьте на вопросы:    Что произошло с весом тела в воде?     Почему так происходит?    Делает рисунок на доске, на нем изображает силы, действующие на тело в воде.  Вы еще раз доказали, что сила направлена вверх. Молодцы.      Записывает формулу на доске.      Запишите формулу в карту урока. Назовем ее формула-1.  Это наталкивает нас на мысль о том, что ……  Значит цели урока надо подкорректировать.  Фиксирует на доске Ф-2?      Какой вывод на данном этапе урока можно сделать?                              Вспомните формулу для расчета давления жидкостей.  Записывает на доске.  От чего зависит давление?  Эти величины присутствуют в формуле?  Проблема?: как вы думаете: от чего зависит выталкивающая сила?  Учитель записывает все гипотезы на доске в виде таблицы..    Предлагает По количеству гипотез класс разделить на группы.    Если какой-то гипотезы не было выдвинуто, учитель предлагает свою.      Задание 4: Используя соответствующее оборудование -проведите исследование для доказательства вашей гипотезы.    Заполните карту группы. Консультирует учащихся.      Учитель обобщает выводы,    Фиксирует на доске в виде таблицы    Предлагает в учебнике стр.115 найти формулу-2.  Что в ней вам незнакомо?          На доске Расписывает Вес тела, массу, получают формулу-2          Предлагает сопоставить величины, входящие в формулу с результатами работы групп.                                  Вопрос учителя: Какова причина возникновения выталкивающей силы?  Предлагает найти подсказку в учебнике на стр    . 115 рис 136.  ( слайд 5 )  Подсказка в ( фрагмент Дрофа-7 кл)  Предлагает посмотреть на слай№ 6.        Что он демонстрирует?          Сделайте вывод .                                Приведите примеры.                   |                    Подписывают.  Знакомятся.    Добавляют.      Выталкивающая.    Предлагают. Записывают.          Проговаривают.          Комментируют.          Предлагают посмотреть в учебнике, в интернете и т.д.  Сравнивают. Записывают.                  Вверх.      Предлагают взять предмет и, опустить его в воду и посмотреть куда он будет двигаться.              Обговаривают.  Предлагают: опытным путем.      Проводят.  Записывают результаты измерений. Делают вывод.                  Вверх.  Сила направлена вверх.  Соглашаются с учителем.          Противодействует.      Опытом. Если бы    Она помогала силе тяжести- то любое тело не всплывало бы а тонуло.              Предлагают: в учебнике, вывести самим, получить на основе опыта.      Обсуждают. Предлагают:   Определить вес тела в воздухе  В воде  Найти разницу.    Выполняют.                  Уменьшился    На тело действует сила, направленная вверх.                          Записывают в карту .              Есть формула -2          Мы узнали , что выталкивающая сила действует на всякое погруженное в жидкость тело , численно равна разности веса тела в воздухе и жидкости, направлена вверх.                          Проговаривают:      От плотности жидкости и глубины.      Выдвигают гипотезы                  Разбиваются на группы.                      Знакомятся. Проводят эксперимент.  Записывают.      Высказываются все команды, озвучивают выводы.      Смотрят. Записывают в карту.  Fвыт=gρжVт, т. к  Fвыт=gmж, т.к  Fвыт=Рж.  Записывают.      Рассуждают.                                                                            Обсуждают.        Отвечают:  можно говорить о выталкивающей силе не только в жидкостях, но и в газах.          Воздушный шарик.                                          .     |        Регулятивные: уметь планировать действие в соответствии с целью, выполнять в соответствии с планом, оформлять результаты работы.  - прогнозирование результата;  -    Предметные: измерять выталкивающую силу, используя динамометр; уметь давать определение силы Коммуникативные: уметь выполнять задания в паре, группе; уметь формулировать высказывание.  Познавательные:  произвольное и осознанное построение высказывания в устной форме.   |  
  |   3. Диагностика качества освоения темы   |    15 мин   |    Научить:  - применять полученные знания в знакомой и незнакомой ситуации   |    Задание 6: Качественные вопросы (слайд7-8)  Приложение 4          Каждая команда получила текст задачи. Решите ее.  Проверяют. Слайд 9-10       |    Выполняют группой, мотивируют свой выбор, опираясь на полученные знания.  Проверяют      Выполняют группой, отвечают, обосновывая свой ответ.   |    Предметные: уметь применять полученные знания  Коммуникативные: уметь формулировать высказывание  Регулятивные:  осознание качества и уровня усвоения;  - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля   |  
  |   4. Рефлексивная деятельность   |    3 мин   |    Научить:  - соотносить полученный результат с поставленной целью  - оценивать результат своей деятельности   |    Задает вопросы:    Что нового узнали на уроке?  Для человека в жизни это важно?  На все ли вопросы мы смогли ответить?  Предлагает оценить работу каждого ученика в группе по критериям. Приложение 3  Кому-то можно дополнительно поставить оценку за урок? Предлагает прокомментировать.   |    Отвечают.                      Оценивают.                  Предлагают. Комментируют.   |    Личностные:  анализировать свою деятельность, оценить результаты своей деятельности   |  
  |        |         |         |         |         |         |  
  |   5.Д/з: п.48,    Приготовить легенду об Архимеде.    Сообщение о  соленых озерах Алтайского края. Желающим – вывод формулы-2   |    1 мин.   |         |    Консультирует    Слайд-11-13   |    Записывают   |         |  
 
  
 
 
 
 
 Приложение 1 Тема урока:
 
 
 _________________ сила 
     |   Определение   |             |  
  |   Обозначение   |         |  
  |   Причина    возникновения   |         |  
  |   Формула       |    Вывод формулы 2:           |  
  |   Зависит от:   |             |  
  |   Направление   |              |  
 
 Вес тела в воздухе =
 Вес тела в воде =
 Выталкивающая сила =
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Приложение 2 Задание для группы №4
  Оборудование: рычжные весы,два одинаковых груза, стакан с чистой водой, стакан с раствором соли.
 Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости
 Указания к работе:
  Подвесить к весам два одинаковых тела,  
 Добейесь равновесия и погрузите одно тело в чистую вводу, а другое – в насыщенный раствор поваренной соли.  
 
  Пронаблюдайте нарушилось ли равновесие.  
  Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.
  
 
 Вывод
  
 
 Задача Вес тела в воздухе 200Н. Определите вес этого тела в воде, если на него действует выталкивающая сила 50 Н.
 Формула и расчет:
 
 
 Ответ: напишите на стикере
 
 
 
 
  Задание для группы №1
  Оборудование: рычажные весы, 2 тела одинаковой массы, но разного объема, стаканы с водой, мензурка
 Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от объема тела.  
 Указания к работе:  
 Подвесить к весам два тела равной массы, но разного объема ( два цилиндра из алюминия и латуни),
  Добейтесь их равновесия, а затем погрузите оба тела в воду. Наблюдайте нарушилось ли равновесие.Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела.
  
 
 Вывод
  
 
  
 
 Задача Вес тела в воздухе 150Н. Определите вес этого тела в масле, если на него действует выталкивающая сила 30 Н.
  
 
 Формула и расчет :
 
 
 Ответ: напишите на стикере
  
 
 
  Задание для группы №3
  Оборудование рычажные весы, 2 тела разной массы, но одинакового объема, стаканы с водой, мензурка
 Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от веса (или массы тела).
 Указания к работе: Подвесить к весам два тела одного объема, но разной массы. Добиться их равновесия, а затем погрузить тела в воду.  
  Наблюдать нарушится ли равновесие весов. Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от массы тела.
  
 
 Вывод
 
 
  
 
 Задача Вес тела в воде 50Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 20 Н.
  
 
 Формула и расчет :
 
 
 Ответ: напишите на стикере
 
 
 
 
  Задание для группы №2
  Оборудование рычажные весы, 2 тела одинаковой массы и одинакового объема, стакан с водой, мензурка с водой.
 Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела в жжидкость.  
  Указания к работе:. Подвесить к весам два тела одинакового объема,
  Добейтесь их равновесия, погрузите тела в воду на разную глубину.  
  Наблюдайте нарушилось ли равновесие. Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость.
  .Вывод
 
 
 
 
 Задача Вес тела в воде 70 Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 30 Н.
  
 
 Формула и расчет:
 Ответ: напишите на стикере
 Задание для группы №5
  Оборудование рычажные весы, 2 тела одинакового объема, но разной формы, стаканы с водой,.
 Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от формы тела, погруженного в жидкость.  
  Указания к работе:.  
  Подвесить к весам два одинаковых тела, одинакового объема,но разной формы.  
 Добейтесь их равновесия, погрузите тела в воду на одну глубину.  
 
  Наблюдайте нарушилось ли равновесие.
  Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от формы тела, погруженного в жидкость .
  
 
 Вывод
 
 
 Задача Вес тела в воде 50 Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 10 Н.
  
 
 Формула и расчет:
 Ответ: напишите на стикере
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 3 Лист оценки работы в группе №1
      |   Фамилия ученика   |    Активность во время эксперимента  ( 1-3 балла)   |    Умение применить знания на практике      ( 1-3 балла)   |  
  |   1   |         |         |  
  |   2   |         |         |  
  |   3   |         |         |  
  |   4   |         |         |  
  |   5   |         |         |  
 
 
 
 
 
 Лист оценки работы в группе №2
      |   Фамилия ученика   |    Активность во время эксперимента  ( 1-3 балла)   |    Умение применить знания на практике      ( 1-3 балла)   |  
  |   1   |         |         |  
  |   2   |         |         |  
  |   3   |         |         |  
  |   4   |         |         |  
  |   5   |         |         |  
 
 
 
 
 
 
 
 Лист оценки работы в группе №5
      |   Фамилия ученика   |    Активность во время эксперимента  ( 1-3 балла)   |    Умение применить знания на практике      ( 1-3 балла)   |  
  |   1   |         |         |  
  |   2   |         |         |  
  |   3   |         |         |  
  |   4   |         |         |  
  |   5   |         |         |  
 
 
 
 
 
 
 
 Лист оценки работы в группе №3
      |   Фамилия ученика   |    Активность во время эксперимента  ( 1-3 балла)   |    Умение применить знания на практике      ( 1-3 балла)   |  
  |   1   |         |         |  
  |   2   |         |         |  
  |   3   |         |         |  
  |   4   |         |         |  
  |   5   |         |         |  
 
 
 
 
 
 Лист оценки работы в группе №4
      |   Фамилия ученика   |    Активность во время эксперимента  ( 1-3 балла)   |    Умение применить знания на практике      ( 1-3 балла)   |  
  |   1   |         |         |  
  |   2   |         |         |  
  |   3   |         |         |  
  |   4   |         |         |  
  |   5   |         |         |  
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 Приложение 4
 Качественные вопросы
 
 
  
  1. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковороде?
  2. Почему в недосоленом супе ощипаная курица тонет, а в пересоленом спасается вплавь?
  3. Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду.  
  Кого вода выталкивает сильнее? Почему?
  4. В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?