воспитывающая – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место.
Тип урока: урок совершенствования, закрепления знаний и умений
(лабораторная работа №7)
Методы обучения: частично-поисковый (по типу познавательной дея-
тельности) и практический (по источнику получения знаний).
Применяемые технологии обучения: компьютерная + игровая технологии (на этапе повторения пройденного материала); технология проблемного обучения + групповая технология + технология сотрудничества (закрепление полученных знаний экспериментально на этапе формирования ЗУНов) + тестовая (на этапе закрепления ЗУНов).
Оборудование:
штатив с муфтой и лапкой - 6;
динамометр - 6;
стакан с водой - 4;
стакан с насыщенным раствором соли -4;
стакан с подсолнечным маслом – 4;
цилиндры металлические большого размера – 4;
цилиндры металлические малого размера – 5;
цилиндры резиновые малого размера;
цилиндры пластмассовые малого размера.
Учащиеся сидят в группах по 5 человек.
План урока.
I. Организационный момент (12 мин).
1) мобилизующее начало (проверка готовности к уроку)(1 мин);
2) актуализация знаний: фронтальный опрос (повторение закона Архимеда) с целью проверки готовности к выполнению лабораторной работы (11 мин).
Учитель: «Сегодня мы практически научимся определять еще одну силу. Какие силы вы уже знаете?»
Ученики: дают определения уже пройденных сил (силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела).
Учитель: «Предлагаю вам повторить закон Архимеда с помощью отгадывания кроссворда».
Вопросы: 1. Чей закон лежит в основе закона Архимеда? (Паскаль)
2. Прибор, с помощью которого сегодня будем определять силу. (Динамометр)
3. Кто открыл эту силу? (Архимед)
4. Как еще называют эту силу? (Выталкивающая)
5. Какая физическая величина влияет на величину этой силы? (Объем тела)
6. Чему равна эта сила? (Весу жидкости в объеме погруженного в нее тела)
7. Куда можно поместить тело, чтобы возникла эта сила?
(В жидкость)
8. От чего еще зависит эта сила? (Плотности жидкости)
9. Как направлена эта сила по отношению к силе тяжести?
(Противоположно)
10. Куда еще можно поместить тело, чтобы возникла эта сила? (Газ)
Учитель: «И как же эта сила называется?»
Ученики: «АРХИМЕДОВА!»
Учитель: «Вот стихи про Архимедову силу:
Есть сила одна.
Жду ваш ответ:
Эту силу обнаружил Архимед
Прыгнув в ванну сгоряча,
Что воскликнул он тогда?
Ну конечно, ЭВРИКА!
От чего зависит сила эта?
Нельзя оставить без ответа:
Если тело в воду бросить
Или просто опустить,
Будет сила Архимеда
Снизу на него давить.
Если вес воды в объеме
Погруженной части знать,
Можно силу Архимеда
Очень просто рассчитать!»
Ребятам предлагается прочитать свои стихи об Архимедовой силе.
«У Архимеда опыт был:
Корону в воду опустил,
Как приказал ему король,
Чтобы узнать, что золотой корона оказалась.
Но вот беда!
Воды, что вылилась тогда,
Не то количество осталось.
И он по опыту узнал,
Что обманули короля –
Корона медною была!»
(Бакуткина Настя).
По закону Архимеда,
Чтобы избежать беды, вес утопленного тела
Равен весу вытесненной им воды.
Но тело, брошенное в воду,
даже, если сверху лед,
в марте в теплую погоду
обязательно всплывет.
(Зобкова Люда)
Математикой был одержим он,
Да и с физикой крепко дружил он.
Поднимал он тяжелые грузы,
От осады спасал Серакузы.
Мог любой рассчитать он объем,
Расцветала наука при нем.
(Бажанова Анна)
« Физик взял предмет,
Похожий на металлический
браслет.
В сосуд с водою поместил
И закон Архимеда получил».
(Жабарова Валя)
Архимед – Сиракузы спасатель.
Физики он повелитель.
Свой закон он в момент открыл
И мошенников рабочих
Физикой он наказал – силой Архимеда.
(Логинов Андрей)
Погружаясь в воду, тело вес свой
Вовсе не меняет,
Только жидкость вытесняет
Ровно столько, сколько весит под водой.
(Морозов Илья)
II. Закрепление полученных знаний экспериментально (23 мин).
Учитель: «А сейчас приступаем к лабораторной работе.
– Как она называется?
– Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
– Цель работы?
– Обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.
– Какими приборами вы будете сегодня пользоваться, чтобы определить эту силу? Какие приборы у каждой группы общие есть на столах?
– Штатив с муфтой и лапкой, динамометр.
А что из оборудования разного в каждой группе?
– 1 группа: стакан с подсолнечным маслом, стакан с насыщенным раствором соли, 2 цилиндра металлических разного объема;
– 2 группа: стакан с водой, стакан с насыщенным раствором соли, 2 цилиндра одинакового объема, но из разного вещества;
– 3 группа: стакан с водой, стакан с подсолнечным маслом, 2 цилиндра одинакового объема, но из разного вещества;
– 4 группа: стакан с водой, стакан с подсолнечным маслом, 2 цилиндра металлических разного объема;
– 5 группа: стакан с водой, стакан с насыщенным раствором соли, 2 цилиндра металлических разного объема;
– 6 группа: стакан с насыщенным раствором соли, стакан с подсолнечным
маслом, 2 цилиндра одинакового объема, но из разного вещества.
Учитель: У каждой группы будет своя работа по определению выталкивающей силы. А также я поставлю перед каждой группой задачу (проблему) выяснить с помощью своего оборудования, от чего зависит или не зависит Архимедова сила.
– Объясните, что вы будете делать?
– Подвешиваем 1тело на динамометре и определяем его вес в воздухе, затем опускаем его в одну жидкость и снова определяем его вес.
Затем по их разнице находим выталкивающую силу. То же проделываем с другой жидкостью. Результаты заносим в таблицу.
Те же действия производим со 2 телом. Результаты заносим в таблицу.
Ребята выполняют лабораторную работу и заполняют таблицу (15 мин).
Учитель вопрос каждой группе:
- в какой из ваших жидкостей Архимедова сила получилась больше?
- от чего она зависит?
Закрепим основательно знания об Архимедовой силе с помощью кроссворда.
После опроса всех групп:
- Сформулируйте вывод.
Вывод: на опыте мы обнаружили выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определили выталкивающую силу. Выталкивающая (Архимедова) сила оказалась тем больше, чем больше объем тела и плотность жидкости, в которую погружали тело.
III. Подведение итогов (5 мин).
Учитель: «Что нового вы узнали на уроке?»
Ученики:
– Увидели, что выталкивающая сила существует.
– На опыте определили, от чего она зависит (плотности жидкости и объема тела).
– Было очень интересно узнать все это самим.
Ученики приводят в порядок свои рабочие места и сдают тетради на проверку учителю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывающая – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место.
Тип урока: урок совершенствования, закрепления знаний и умений
(лабораторная работа №7)
Методы обучения: частично-поисковый (по типу познавательной дея-
тельности) и практический (по источнику получения знаний).
Применяемые технологии обучения: компьютерная + игровая технологии (на этапе повторения пройденного материала); технология проблемного обучения + групповая технология + технология сотрудничества (закрепление полученных знаний экспериментально на этапе формирования ЗУНов) + тестовая (на этапе закрепления ЗУНов).
Оборудование:
штатив с муфтой и лапкой - 6;
динамометр - 6;
стакан с водой - 4;
стакан с насыщенным раствором соли -4;
стакан с подсолнечным маслом – 4;
цилиндры металлические большого размера – 4;
цилиндры металлические малого размера – 5;
цилиндры резиновые малого размера;
цилиндры пластмассовые малого размера.
Учащиеся сидят в группах по 5 человек.
План урока.
I. Организационный момент (12 мин).
1) мобилизующее начало (проверка готовности к уроку)(1 мин);
2) актуализация знаний: фронтальный опрос (повторение закона Архимеда) с целью проверки готовности к выполнению лабораторной работы (11 мин).
Учитель: «Сегодня мы практически научимся определять еще одну силу. Какие силы вы уже знаете?»
Ученики: дают определения уже пройденных сил (силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела).
Учитель: «Предлагаю вам повторить закон Архимеда с помощью отгадывания кроссворда».
Вопросы: 1. Чей закон лежит в основе закона Архимеда? (Паскаль)
2. Прибор, с помощью которого сегодня будем определять силу. (Динамометр)
3. Кто открыл эту силу? (Архимед)
4. Как еще называют эту силу? (Выталкивающая)
5. Какая физическая величина влияет на величину этой силы? (Объем тела)
6. Чему равна эта сила? (Весу жидкости в объеме погруженного в нее тела)
7. Куда можно поместить тело, чтобы возникла эта сила?
(В жидкость)
8. От чего еще зависит эта сила? (Плотности жидкости)
9. Как направлена эта сила по отношению к силе тяжести?
(Противоположно)
10. Куда еще можно поместить тело, чтобы возникла эта сила? (Газ)
1.
1.
п
а
с
к
а
л
ь
2.
д
и
н
а
м
о
м
е
т
р
3.
А
р
х
и
м
е
д
4.
в
ы
т
а
л
к
и
в
а
ю
щ
а
я
5.
о
б
ъ
у
м
6.
в
е
с
7.
ж
и
д
к
о
с
т
ь
8.
п
л
о
т
н
о
с
т
ь
9.
п
р
о
т
и
в
о
п
о
л
о
ж
н
о
10.
г
а
з
Учитель: «И как же эта сила называется?»
Ученики: «АРХИМЕДОВА!»
Учитель: «Вот стихи про Архимедову силу:
Есть сила одна.
Жду ваш ответ:
Эту силу обнаружил Архимед
Прыгнув в ванну сгоряча,
Что воскликнул он тогда?
Ну конечно, ЭВРИКА!
От чего зависит сила эта?
Нельзя оставить без ответа:
Если тело в воду бросить
Или просто опустить,
Будет сила Архимеда
Снизу на него давить.
Если вес воды в объеме
Погруженной части знать,
Можно силу Архимеда
Очень просто рассчитать!»
Ребятам предлагается прочитать свои стихи об Архимедовой силе.
«У Архимеда опыт был:
Корону в воду опустил,
Как приказал ему король,
Чтобы узнать, что золотой корона оказалась.
Но вот беда!
Воды, что вылилась тогда,
Не то количество осталось.
И он по опыту узнал,
Что обманули короля –
Корона медною была!»
(Бакуткина Настя).
По закону Архимеда,
Чтобы избежать беды, вес утопленного тела
Равен весу вытесненной им воды.
Но тело, брошенное в воду,
даже, если сверху лед,
в марте в теплую погоду
обязательно всплывет.
(Зобкова Люда)
Математикой был одержим он,
Да и с физикой крепко дружил он.
Поднимал он тяжелые грузы,
От осады спасал Серакузы.
Мог любой рассчитать он объем,
Расцветала наука при нем.
(Бажанова Анна)
« Физик взял предмет,
Похожий на металлический
браслет.
В сосуд с водою поместил
И закон Архимеда получил».
(Жабарова Валя)
Архимед – Сиракузы спасатель.
Физики он повелитель.
Свой закон он в момент открыл
И мошенников рабочих
Физикой он наказал – силой Архимеда.
(Логинов Андрей)
Погружаясь в воду, тело вес свой
Вовсе не меняет,
Только жидкость вытесняет
Ровно столько, сколько весит под водой.
(Морозов Илья)
II. Закрепление полученных знаний экспериментально (23 мин).
Учитель: «А сейчас приступаем к лабораторной работе.
– Как она называется?
– Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
– Цель работы?
– Обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.
– Какими приборами вы будете сегодня пользоваться, чтобы определить эту силу? Какие приборы у каждой группы общие есть на столах?
– Штатив с муфтой и лапкой, динамометр.
А что из оборудования разного в каждой группе?
– 1 группа: стакан с подсолнечным маслом, стакан с насыщенным раствором соли, 2 цилиндра металлических разного объема;
– 2 группа: стакан с водой, стакан с насыщенным раствором соли, 2 цилиндра одинакового объема, но из разного вещества;
– 3 группа: стакан с водой, стакан с подсолнечным маслом, 2 цилиндра одинакового объема, но из разного вещества;
– 4 группа: стакан с водой, стакан с подсолнечным маслом, 2 цилиндра металлических разного объема;
– 5 группа: стакан с водой, стакан с насыщенным раствором соли, 2 цилиндра металлических разного объема;
– 6 группа: стакан с насыщенным раствором соли, стакан с подсолнечным
маслом, 2 цилиндра одинакового объема, но из разного вещества.
Учитель: У каждой группы будет своя работа по определению выталкивающей силы. А также я поставлю перед каждой группой задачу (проблему) выяснить с помощью своего оборудования, от чего зависит или не зависит Архимедова сила.
– Объясните, что вы будете делать?
– Подвешиваем 1тело на динамометре и определяем его вес в воздухе, затем опускаем его в одну жидкость и снова определяем его вес.
Затем по их разнице находим выталкивающую силу. То же проделываем с другой жидкостью. Результаты заносим в таблицу.
Те же действия производим со 2 телом. Результаты заносим в таблицу.
Ребята выполняют лабораторную работу и заполняют таблицу (15 мин).
Учитель вопрос каждой группе:
- в какой из ваших жидкостей Архимедова сила получилась больше?
- от чего она зависит?
Закрепим основательно знания об Архимедовой силе с помощью кроссворда.
После опроса всех групп:
- Сформулируйте вывод.
Вывод: на опыте мы обнаружили выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определили выталкивающую силу. Выталкивающая (Архимедова) сила оказалась тем больше, чем больше объем тела и плотность жидкости, в которую погружали тело.
III. Подведение итогов (5 мин).
Учитель: «Что нового вы узнали на уроке?»
Ученики:
– Увидели, что выталкивающая сила существует.
– На опыте определили, от чего она зависит (плотности жидкости и объема тела).
– Было очень интересно узнать все это самим.
Ученики приводят в порядок свои рабочие места и сдают тетради на проверку учителю.