Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока
образовательная: ознакомление школьников с новыми физическими
явлением – действие жидкости на погруженное в нее
тело; установление, от каких факторов зависит
выталкивающая сила, от каких не зависит;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике;
воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: формирование интеллектуальные умения анализировать,
сравнивать, систематизировать знания.
Оборудование: динамометры (12 шт.), мензурки с водой (12шт.), сосуд с раствором соли, нитка, пластилин, алюминиевые цилиндры (12 шт.), латунный цилиндр, парафиновый шарик.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!
Как известно, опыт и наблюдение – величайшие источники мудрости. А доступ к ним открыт для каждого из вас.
II. Мотивация:
Эксперимент: В сосуде на дне лежат два шарика (из пластилина и парафина). Наливаем воду, парафиновый шарик всплыл.
- Почему одно тело всплыло?
(на него действует сила направленная вверх)
- А на второе тело эта сила действует? Проверим экспериментально.
Фронтальная работа:
На каждом столе у вас есть динамометр и металлический цилиндр.
- Определите вес данного тела в воздухе Р1.
- Не снимая с динамометра погрузите это тело в воду и определите вес этого тела в воде Р2.
- Сравните результаты и сделайте вывод. (Р2 < Р1).
Проблема: Почему вес тела в воде меньше веса тела?
(существует сила, действующая на тело в воде и направленная вверх)
- А действуют ли газы на тело, погруженное в них?
(да, например, воздушный шар) Если ребята затрудняются ответить на вопрос, можно продемонстрировать заранее спрятанный воздушный детский шарик.
? Таким образом, на любое тело, погруженное в жидкость или газ действует выталкивающая сила.
Запишем тему нашего урока: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
Определим цели и задачи нашего урока:
- выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа;
- научиться определять выталкивающую силу;
- исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость;
- практическое применение.
III. Актуализация.
Для того чтобы выяснить причину действия жидкости на погруженное в нее тело, нам необходимо вспомнить следующие физические понятия и величины:
- Вес тела.
- Гидростатическое давление.
- Сила давления.
- Масса тела.
- Объем цилиндра.
Работа с формулами. У каждого на столе карточки с формулами:
Когда называется «величина» ребята поднимают нужную карточку с формулой.
IV. Изучение нового материала:
Рассмотрим, как действует жидкость на погруженное в нее тело. Чтобы легче было рассуждать, выберем тело, которое имеет форму параллелепипеда с основаниями параллельными жидкости. V = S?h.
Если верхняя грань находится на глубине h1, а нижняя на глубине h2, то Р1 < Р2. Давление на боковые грани компенсируются, т.к. давление на одном уровне по всем направлениям одинаковое (закон Паскаля).
? Вывод: выталкивание тела происходит в результате действия разного давления на нижнюю верхнюю грани.
? Вывод: выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в него тела.
Fвыт = F2 – F1 = gρжVт = gmж =Pж
- А как можно измерить выталкивающую силу?
Р1 – вес тела в воздухе, Р2 – вес тела в жидкости. Fвыт = Р1 – Р2 (есть разница в весе тела).
Работа в группах.
Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила.
Разбиваемся на небольшие группы по 4-5 человек, выбираем «старшего» в группах. Каждая группа получает свое задание.
Задание первой группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от массы и плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и латунный цилиндры, нить.
Задание второй группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Задание третьей группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной в жидкость части тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело из пластилина, нить.
Задание четвертой группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости, в которую погружено тело.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с раствором соли, небольшое тело.
Задание пятой группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела внутри жидкости.
Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Задание шестой группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела, погруженного в жидкость.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
По ходу отчетов каждой группы на доске заполняется схема:
ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА
ЗВИСИТ ОТ НЕ ЗАВИСИТ ОТ
объема тела; формы тела;
плотности жидкости; плотности и массы тела;
глубины погружения тела
внутри жидкости.
Молодцы! Все группы справились со своими заданиями.
V. Закрепление.
- А действует ли выталкивающая сила в невесомости?
- Собака – водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что в воде на человека действует меньше сила тяжести, чем на суше?
- Большинство водорослей (например, спирогира, ламинария и др.) обладает тонкими гибкими стеблями. Почему водоросли не нуждаются в прочных, твердых стеблях? Что произойдет с водорослями, если выпустить воду из водоема, в котором они находятся?
Предлагаю проверить прочность полученных знаний сегодня на уроке итоговым тестом «Верю, не верю».
Итоговый тест: «Верю, не верю»
САМОПРОВЕРКА.
Подведем итоги: Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы этих целей?
VI. Домашнее задание: Выучить §48. Записать в тетрадь доказательство существования выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.