Спортивные соревнования
на уроках физики
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Форма урока: урок - соревнование.
Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска.
Оформление: на доске записан эпиграф урока: “…Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”.(Аристотель.)
Педагогическая цель: создать условия для повторения, обобщения пройденного материала за курс основного общего образования; осуществления интеграции предметов ”Физика” и “Физическая культура”; способствовать применению знаний на првктике через решение задач междисциплинарного содержания; развивать у учащихся активность,инициативность, чувство ответственности за порученное дело, чувство коллективизма; расскрыть творческие способности детей.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: применять формулы для вычисления мощнсти, ускорения и скорости движения тел; работать с таблицами физических величин; давать ответы на качественные вопрося, связанные со спортивными соревнованиями и спортивным инвентарем.
Получат возможность научиться: проявлять аккуратность при решении задач; доброжелательно общаться и оказывать взаимопощь при работе в группахю
Личностные УУД: стремятся к совершенствованию; проявляют чувство гордости за спортивные достижения олимпийцев своей страны; осознают значение учебно деятельности и личностный смысл учения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; соотносить цели и результаты своей деятельности; искать пути решения проблем.
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы строить логические рассуждения; пользоваться дополнительной литературой (сборниками, справочниками).
Коммуникативные: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Организационная структура урока.
-
Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание.
Урок проводится в форме соревнования между двумя командами. Команды заранее выбирают каитанов, придумывают названия и девизы. При подготовке учащиеся могут консультироваться с учителями физической культуры и использовать дополнительную литературу. Соревнования состоят из нескольких этапов. Судейтсво осуществляет компетентная экспертная группа во главе с учителем физкультуры.
-Сегодня у нас обычный урок, но с довольно необычными формами работы. Я попрошу от вас внимания, внимания и еще раз внимания. Гоотовы? Прекрасно! Тогда давайте приступим к работе. Капитаны, представьте свои команды.
-
Повторительно-обобщающий этап.
- < >Разминка”.За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1.Для чего на уроках физкультуры при выполнении некоторых упражнений на снарядах ладони натирают магнезией, а подошвы канифолью?(Увеличение силы трения, уменьшения скольжения.)
2. Поверхность зеркала более гладкая, чем лед. Почему нак коньках так легко кататься по льду и совсем невозможно по зеркалу? (Лед под давление лезвия коньков плавится, а вода является хорошей смазкой. Поэтому коньки легко скользат по льду. )
3. Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры перчатками, покрытыми слоем шероховатаго материала?(Для увеличения силы трения.)
4. Почему пловц почти всё время стараются держать голову погруженной в воду?(Погружение головы увеличивает выталкивающую силу, и пловец тратит меньше усилий, чтобы удержаться на поверхности. Кроме того, голова является “обтекателем”, уменьшая лобовое сопротивление, что позволяет спортсмену быстрее плыть.)
5. Почему в конце прыжка спортсмен опускается на согнутые ноги? (Чтобы смягчить, амортизировать удар.)
6. Первый мяч, изготовленный из резины, был представлен вулканизированного каучука. Применение резины позволило усилить качество отскока мяча и его прочность. Почему мяч, дформированный при сжатии его руками, опять приобретает шарообразную форму, когда его выпускают из рук? (Это следует из закона Паскаля.)
7. Какие преобразования энергии происходят при падении теннисного мяча на пол? (Изменение механической энергии. Кинетическая энергия возрастает, а потенциальная уменьшается.)
8. Быстро соскальзывая вниз по канату на уроке физкультуры, ученик обжигает руки. Почему? (При трении ладоней о канат увеличивается внутренняя энергия тел.)
9. В спорте используют тренировычные дорожки, движущиеся относительно земли. С какой скоростью спортсмен должен бежать по такой дооржке, чтобы относительно врача, стоящего рядом, он был в покое?(С такой же скоростью, скоростью, с которрй движется дорожка, но в обратном направлении.)
10. Когда судья соревнований по ходьбе, стоящий на финише, должен пустить в ход свой секундомер: когда увидит ды стартового пистолета или услышит выстрел? (Скорость света 300 000 км/с, а скорость звука в воздухе 340 м/с. Скорость света значительно больше скорости звука. Поэтому судья должен включить свой секундомер, когда увидит дым стартового пистолета.)
2.”Решение спортивных задач”.
За правильный ответ команда, решившая задачу первой, получает 3 балла.
1.По преданию, после Марафонской битвы (490 г. до н. э.) греческий воин-гонец нес в Афины весть о победе и упал замертво. В память об этом событии в соревнования по легкой атлетике включена дистанция 42 км 195 м. Эта дистанция назвывается “марафонский”. Мировой рекорд по бегу на эту дистанцию среди мужчин составил 2 ч 8 мин 0,05 с. Вычислите среднюю скорость бега рекордсмена на это расстояние. (5,6 м/с)
2.Конькобежец Е. Гришин в 1963 году установил рекорд мира, пробежав дистанцию 500 м за 39,5 с. Найдите среднюю скороть конькобежца и выразите ее в км/ч. (12,7 м/с = 50 км/ч.)
3. Спортсмену присваивают звани е мастера спорта если он пробежит дистанцию в 100 м за 10,3 с или меньше. Выполнил ли норму мастера легкоатлет, пробежавший 100 м со скоростью 9,75 м/с? (Да, выполнил.)
4. В 1964 году на Олимпийских играх в Токио знаменитый советский штангист Леонид Жаботинский установил несколько мировых рекордов, подняв в толчке штангу весом 217,5 кг, и стал чемпионом мира. Поднимая штангу, он совершил работу, равную 4,6 кДж. Какую мощность развил спортсмен при этом, если на подъем штанги было затрачено 4 с? (1150 Вт.)
5.Зная свой вес, рассчитайте, какую работу вы совершаете, поднимаясь по канату длиной 5 м, и какую мощность вы развиваете за 8 с? (Ответ: если вес равен 600 Н, то работа равна 3 кДж, а мощность 375 Вт.)
6. Опредилите мощность, развиваемую вами при прыжке в высоту на уроке физкультуры. Время прижка считайте равным 0,2 с. Сравните полученный результат со значением мощности, которые вы нашли в задаче № 5.(Если высота прыжка рана 1,2 м, а вес 600 Н. то мощность равна 3,6 кВт.)
7. Для безопасного спуска человека с парашютом достаточна площадь купола 40 – 50 м². В безветренную погоду скорость приземления параштиста 4 м/с. Какова будет скорость его приземления, если в горизонтальном направлении ветер дует со скоростью 5 м/с?(= 6,4 м/с.)
8. Бразилец Айртон Сенна был трижды чемпионом в гонках Гран-При. Его гоночный автомобиль разгонялся от старта до скорости 180 км/ч за 5 с. При полном торможении автомобиль останавливается за 4 с. Определите ускорение при разгоне и при торможении. (10 м/с²-12,5 м/с².)
3.”Спортивный инвентарь”.
За правильный ответ команда получает 2 балла.
1.Бакаут (железное дерево) имет плотность 1300 кг/м3 и применяется для изготовления кегельных шаров. Определите вес шара, если его объем равен 0,004 м3. (52 Н.)
2. На центральном стадионе в Лужниках в плавательном бассейне, размеры которого 50 × 22 × 2 м, температура воды во время соревнований равна 26 ?С. Некоторые команды просят увеличить температуру до 27 ?С. Какое количество энергии нужно израсходовать на дополнительное нагревании воды, если КПД нагревателей равен 70 %? (1,3 · 1010 Дж.)
3. Игровая площадка хоккейного стадиона размером 61 · 30 м покрыта слоем льда толщиной 9 см. Когда потребовалось в теплый летний день разморозить лед, выключили холодильную установку. За счет какой энергии произошло таяние льда и сколько джоулей потребовалось для этого, если окончательная температура образовавшейся воды стала равной 14 ?С? (За счет внутренний энергии воздуха и теплоты, сообщаемой непосредственно солнечными лучами; = 5,5 · 107 кДж.)
4.На экваторе или на полюсе Земли сила тяжести, действующая на одну и ту же гирю, больше? Где болье её вес? Почему? (Сила тяжести на полюсе будет больше, потоу что Земля – это эллипсоид, и полярный радиус у нее меньше экваториального. То есть по мере уменьшения поперчного диаметра эллипсоида сила тяжести должна увеличиваться.)
5. Спортсмен переплыл бассейн по праой водной дорожке длиной 25 м (туда и обратно). Определите графичеки координаты эого спортсмена в начальной, средней и конечной точках траектории, а также пройденный путь и его перемещения за все время движения. (х0 = 0; х1 = 25 м; х2 = 0; l = 50 м; Sx = 0.)
6. Длина беговой дорожки вокруг стадиона 400 м. Спортсмен пробежал одтн круг. Чему равно его перемещение, если он пробежал 200 м пути? Если он финишировал? (Если путь равен 200 м; перемещеие равно диаметру круга: 400 : 3,14 = 127,4 м. Если спортсмен финишировал, модуль перемещения равен нулю.)
Начало урока
Середина урока
Конец урока
Плохое
Хорошее
Отличное
Быстро пробежал урок.
Давайте подведем итог:
Весь урок мы проиграли,
Многое, надеюсь, мы узнали.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается памятными подарками и дипломами, участникам выставляются пятерки в журнал.
Домашнее задание: Задачи для повторения № 16, 18, 19, с.243-244 (учебник “Физика. 9 класс” А. В. Перышкина, Е. М. Гутник).
- < >
Как вам понравилось сегодня работать в команде?
-
Все ли чувствовали себя комфортно?
-
Каким было ваше настроение на уроке?
- < >