Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?» Что означает поговорка: «Не подмажешь, не поедешь»
На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.
А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» (Трение)
На данном уроке мы изучим еще одну силу, не менее важную - силу трения познакомимся и со способами увеличения и уменьшения трения. Ведь два самых главных изобретения человека - Колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением увеличить или уменьшить трение.
Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.
Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока.
Существует на свете сила трения,
Она имеет большое значение!
три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно, нужны!
Опыт “Наблюдение явления трения ”
На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.
Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?
Какая сила возникает? В результате чего она возникает?
Выводы:
- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.
Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы.
Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гийомом Амонтоном и Шарлем Кулоном, они ввели новую физическую постоянную - коэффициент трения (k).
После этого была выведена формула для силы трения: Fтр = kN, где N – сила реакции опоры, соответствующая силе давления, производимой телом на поверхность.
Определение: Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.
Сила трения всегда направлена противоположно движению
Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.
Выводы: - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;
-имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения
тела с поверхностью.
Опыты. “Выяснение причин возникновения трения”.
Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.
Опыт: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Опыт: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.
Назовите 2 причины возникновения трения.
Выводы:
шероховатость поверхности.
Молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)
Сила трения зависит от:
силы тяжести, действующей на движущееся тело;
качества поверхности;
площади трущихся поверхностей;
вида трения
Соприкасающиеся поверхности тел никогда не являются идеально плоскими и имеют неровности.
Можно выделить три вида сил трения: Можно выделить три вида сил трения:
Если тело двигать сложно
Трение уменьшить можно.
Человечество давно колесо изобрело.
Возникает трение, трение качения.
Сухое трение - возникает при движении твердых соприкасающихся тел относительно друг друга.
Трение скольжения - возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.
Трение качения - возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.
Вязкое - (иначе жидкое) трение возникает при движении твёрдых тел в жидкой или газообразной среде, или когда жидкость или газ текут мимо неподвижных твёрдых тел.
Трение покоя - возникает, когда к телу прикладывают силу, пытающуюся сдвинуть это тело.
Как измерить силу трения?
Это можно сделать при помощи динамометра.
При равномерном движении тела динамометр показывает силу тяги, равную силе трения.
Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.
Полезное трение:
при ходьбе
- удерживать предметы
- остановка автомобиля - начало движения машины
при письме
- чистить зубы
- накладывать повязку
- носить одежду
- зажигать огонь и т д
Трение помогает человеку и животным ходить по земле.
Если бы между телам не было трения, мы ничего не смогли бы взять и руки. Подошвы кроссовок делают из рифленой резины, чтобы увеличить их трение о землю. Трение используется во многих механизмах. На поверхность шины наноситься своего рода «узор». Он улучшает сцепление резины с дорогой. Для увеличения трения в гололед тротуары посыпают песком.
Вредное трение:
нагреваются и изнашиваются движущиеся части машин
- скрип дверей, полов
- мозоли на ногах и руках
- боли в суставах
Трение тормозит движение; на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Трение вызывает износ трущихся поверхностей. Для уменьшения трения используют смазку. В движущихся частях машин используют подшипники, в которых трение скольжения заменяется трением качения. Рыбы и птицы имеют обтекаемую форму тела, что также уменьшает трение. Поэтому автомобилям, самолетам и ракетам придают обтекаемую форму.
Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки.
не подмажешь, не поедешь;
пошло дело как по маслу;
угря в руках не удержишь;
что кругло – легко катится;
лыжи скользят по погоде;
из навощенной нити сеть не сплетешь;
колодезная веревка сруб перетирает;
ржавый плуг только на пахоте очищается;
нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.
V. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера
1.Почему течение воды в реке около берегов и дна медленнее, чем посередине и на поверхности?
2.Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погружённым в воду?
3.Почему живую рыбу трудно удержать в руках? И неживую тоже?
4.Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?
5.Для чего при спуске с горы тележки (воза) одно колесо её закрепляют так, чтобы оно не вращалось?
VI. Подведение итогов.
Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?