kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока физики в 7 классе по теме: "Сила трения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 7 классе

по теме "Сила трения"

ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский

Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:

  • измерения силы трения;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету;
  • развивать интерес к решению задач.

Задачи урока:

  • Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления
  • Развивающие и воспитательные: формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сила трения. урок физики в 7 классе. сценарий.docx»













Урок физики в 7 классе

по теме: «Сила трения»

































Урок физики в 7 классе

по теме "Сила трения"

ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский

Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:

  • измерения силы трения;

  • развивать логическое мышление учащихся;

  • воспитывать интерес к предмету;

  • развивать интерес к решению задач.

Задачи урока:

  • Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления

  • Развивающие и воспитательные: формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютер, подключенный к проектору, презентация к уроку, видеосюжеты, широкий сосуд с водой, подшипники; на столах учащихся: ноутбуки, деревянные бруски, набор грузов, катки, кусок резины, шероховатая поверхность (наждачная бумага).

1. Организационный момент.

Итак, начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
Задачки решать.


2. Мотивация урока

Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем еще одну такую знакомую, но таинственную силу, но с начало необходимо повторить полученные знания по теме.

3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках

Класс делится на две группы. Первая группа выполняет тестирование на ПК по теме «Взаимодействие тел» (используется электронное приложение «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9кл.» издательства «Глобус») . Вторая группа отвечает на вопросы физического диктанта, который транслируется на экран через проектор (используется электронное приложение «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9кл.» издательства «Глобус»).

4. Постановка цели урока

Учитель: Ребята мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить на мой взгляд одну из самых важных сил, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Послушайте вопросы- задачи и скажите о какой силе сегодня пойдет речь.



Учащиеся дают ответ, что изучается сегодня сила трения.

Учитель: подумайте и сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что вы должны узнать, чему научиться?

Учащиеся формулируют цели урока: целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; причины ее возникновения; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

Учитель: Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока слайд 1

5. Изучение нового материала

Постановка проблемы.

Учитель: Что мешает движению тела? Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Попробуйте сформулировать определение силы трения. (слайд2)

Выводы:

Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.

Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.

Определение: Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. ( демонстрируется видео №1 о силе трения)

Учитель: Выясним причины возникновения трения. Откройте учебник и найдите в параграфе причины трения.

Учащиеся дают ответы: ( демонстрируется слайд 3)

  • шероховатость поверхности.

  • Молекулярное взаимодействие

Учитель: Сейчас мы должны выяснить какие виды трения существуют (слайд 4).

1.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу) - (демонстрируется слайд 10 сказка «Репка»), какие силы удерживают репку в земле? (демонстрируется видео №2 о трении покоя)

2.Трения скольжения (санки) (слайд 11 –стихотворение про трение скольжения). Учащимся предлагается измерить силу трения скольжения, используя брусок, динамометр, набор грузов.

(демонстрируется видео №3 о трении скольжения)



Учитель: трение скольжения бывает сухое и жидкое. Посмотрите эксперимент и сделайте вывод какое трение больше.

Эксперимент: движение деревянного бруска по твердой поверхности и движение этого бруска по поверхности жидкости.

Учащиеся делают вывод: сухое трение больше чем жидкое.

3.Трения качения (колёса) (слайд 12 –стихотворение про трение качения)

Учащимся предлагается измерить силу трения качения, используя брусок, динамометр, набор грузов, катки. Сравнить трение скольжения и трение качения.

Учащиеся делают вывод, что трение скольжения больше чем трение качения.

(демонстрируется видео №4 о трении качения), демонстрируются подшипники.

Учитель: Давайте выясним от каких факторов зависит сила трения? (слайд 5)

Экспериментальные задания:

Проверка зависимости силы трения от веса тела, шероховатости поверхности, от используемых различных материалов, от площади поверхности.

Учащиеся делают вывод, что от площади поверхности сила трения не зависит.

Учитель: Трение может быть как полезным, так и вредным. В первом случае его стараются усилить, во втором - ослабить. Автомобили могут двинуться с места и остановиться, однако в результате действия силы трения быстро изнашиваются шины. (слайд 6)





Учитель: Анализируя знания, полученные на уроке подумайте какие способы изменения силы трения вы можете предложить. (слайд 7)

Учащиеся делают вывод:

Уменьшить трение:

  • Обработка трущихся поверхностей до гладкого состояния

  • Замена трения скольжения трением качения

  • Использование смазки



Увеличить трение:

  • Увеличить нагрузку (вес)

  • Увеличить шероховатости поверхностей

  • Применение различных материалов трущихся поверхностей

6. Закрепление. Рефлексия. (слайд8)

Учитель: Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в пословицы и поговорки. Предлагаю вам осуществить поиск информации в Интернете: пословицы и поговорки о силе трения.

Информация, найденная учащимися в Интернете может быть такой:

  • не подмажешь, не поедешь;

  • пошло дело как по маслу;

  • угря в руках не удержишь;

  • что кругло – легко катится;

  • лыжи скользят по погоде;

  • из навощенной нити сеть не сплетешь;

  • колодезная веревка сруб перетирает;

  • ржавый плуг только на пахоте очищается;

  • ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;

  • нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль. Приведите несколько примеров.

Каждый учащийся делает высказывание начиная предложение:

Я знаю…

Мне это необходимо…

Я умею…

Я применяю…

7.Итоги урока.

Домашнее задание: § 30 ,таблица (слайд 9)

Заполнить таблицу: привести примеры: “Злые” дела силы трения, “Добрые” дела силы трения.

Индивидуальные задания: 1. Выяснить почему лыжи смазывают двумя мазями.

2.Почему легко скользить на коньках по льду, а по гладкому стеклу это сделать невозможно.

3.Подготовить рассказ о силе трения в природе и технике.





..



Просмотр содержимого презентации
«сила трения.pptx»

Тема урока:  Сила трения ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,  НО ТАИНСТВЕННАЯ   А.А. Первозванский

Тема урока: Сила трения

ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ, НО ТАИНСТВЕННАЯ

А.А. Первозванский

Сила трения ( F тр ) - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и препятствующая их относительному движению.

Сила трения ( F тр ) - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и препятствующая их относительному движению.

ПРИЧИНЫ ТРЕНИЯ: Взаимное притяжение молекул Шероховатость  поверхности

ПРИЧИНЫ ТРЕНИЯ:

Взаимное

притяжение молекул

Шероховатость

поверхности

Виды трения Трение качения  Трение  покоя  Трение скольжения F тр.пок. F тр.кач. F тр.ск. жидкое сухое

Виды трения

Трение качения

Трение

покоя

Трение скольжения

F тр.пок.

F тр.кач.

F тр.ск.

жидкое

сухое

Сила трения зависит : 1 . От веса тела 2.От рода материала поверхностей 3. От качества шлифовки поверхностей Сила трения не зависит: 1. От площади соприкасающихся поверхностей

Сила трения зависит :

1 . От веса тела

2.От рода материала поверхностей

3. От качества шлифовки поверхностей

Сила трения не зависит:

1. От площади соприкасающихся поверхностей

Трение может быть как полезным, так и вредным. В первом случае его стараются усилить, во втором - ослабить. Автомобили могут двинуться с места и остановиться, однако в результате действия силы трения быстро изнашиваются шины.

Трение может быть

как полезным, так и вредным.

В первом случае его стараются усилить,

во втором - ослабить.

Автомобили могут двинуться с места и остановиться, однако в результате действия силы трения быстро изнашиваются шины.

Способы изменения силы трения Уменьшение трения Увеличение трения

Способы изменения силы трения

Уменьшение трения

Увеличение трения

  • Увеличить нагрузку (вес)
  • Увеличить шероховатости поверхностей
  • Применение различных материалов трущихся поверхностей
  • Обработка трущихся поверхностей до гладкого состояния
  • Замена трения скольжения трением качения
  • Использование смазки
Мне это необходимо Я знаю Я умею Я применяю

Мне

это необходимо

Я

знаю

Я

умею

Я

применяю

Домашнее задание: п. 30, таблица  Заполните таблицу:   “ Злые” дела силы трения “ Добрые” дела силы трения

Домашнее задание: п. 30, таблица

Заполните таблицу:

“ Злые” дела силы трения

“ Добрые” дела силы трения

Кошка за Жучку  Жучка за внучку  Внучка за бабку  Бабка за дедку  Дедка за репку  Тянут – потянут, вытянуть не могут.

Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку

Тянут – потянут, вытянуть не могут.

В зимние сумерки нянины сказки  Саша любила. Поутру в салазки  Саша садилась, летела стрелой,  Полная счастья, с горы ледяной.  Н. А. Некрасов

В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной.

Н. А. Некрасов

Хоть тяжело подчас в ней бремя,  Телега на ходу легка;  Ямщик лихой, седое время,  Везет не слезет с облучка.  А. С. Пушкин

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет не слезет с облучка.

А. С. Пушкин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока физики в 7 классе по теме: "Сила трения"

Автор: Старостина Татьяна Валентиновна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 162114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Разработка урока физики по теме "Сила трения" (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-fiziki-po-tiemie-sila-trieniia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232503"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442853044"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему "Сила трения" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt_uroka_na_tiemu_sila_trieniia_v_7_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "370756"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482051132"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка урока  в соответствии  с требованиями ФГОС по Теме: Сила трения "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-po-tiemie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246707"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446446933"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока по физике в 7 кл по теме " Силы в природе" "
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka-uroka-po-fizikie-v-7-kl-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "171739"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423721493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1620 руб.
2320 руб.
1570 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства