Разработка урока физики по теме "Сила трения" (7 класс)
Разработка урока физики по теме "Сила трения" (7 класс)
Данный материал представляет собой подробный план-конспект урока физики в 7 классе по теме "Сила трения". У
Тип урока - объяснение нового материала. Урок проводился с целью формирования у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Данные навыки формируются на всех этапах урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
создать условия для формирования у учащихся практических навыков :
измерения силы трения;
развивать логическое мышление учащихся;
воспитывать интерес к предмету;
развивать интерес к решению задач.
Задачи урока:
Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления
Развивающие и воспитательные: формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Итак, начинаем наш урок. 2. Мотивация урока
Ребята, на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: «Взаимодействия тел», где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем такую знакомую, но таинственную силу – силу трения, но с начало необходимо повторить полученные знания по теме.
3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках
А. Фронтальный опрос.
Что такое сила.
К чему приводит действие силы?
Чем характеризуется сила?
Какие силы мы уже знаем?
Укажите название прибора для определения силы
Укажите единицы измерения силы, ее обозначение.
Какой величиной: векторной или скалярной является сила. Ответ пояснить.
Какая сила возникает при деформации тела?
Какую силу мы называем весом тела?
В чем различия между силой тяжести и весом тела?
4. Постановка цели урока
Учитель Ребята, мы с вами сейчас повторили основную информацию о силах. Сегодня нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил- силу трения, которая сильнее бурь, ветра и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. ( Попробуйте сами сформулировать цель нашего урока). Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является: изучить силу трения и её виды ; экспериментально установить, от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека. (на доске) 10 минут
Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока. Эпиграф: Анатолий Аркадьевич Первозванский – выдающийся российский ученый в области автоматизации управления, доктор технический наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Что можно сказать о характере движения велосипеда после прекращения вращения педалей?
Как движется автомобиль после прекращения работы двигателя?
Что происходит с конькобежцем, скользящим по льду?
Что объединяет все эти примеры? (Одинаковый характер движения. Во всех перечисленных случаях скорость тела изменяется, в данном случае уменьшается).
В каком случае скорость тела может измениться? ( Если на тело действует сила).
Значит, в рассмотренных нами примерах на каждое движущееся тело действует сила. Эта сила называется силой трения. С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном.
У вас на столах лежат опорные листы. Посмотрите на таблицу 1 и перенесите ее в тетрадь. Для того, чтобы изучить силу трения, нам необходимо заполнить эту таблицу.
В каком случае возникает сила трения
При соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел
Как направлена сила трения
Против движения тела
Причины возникновения силы трения (исследование 1)
Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;
Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел
Определение силы трения
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению, называется силой трения. Обозначается Fтр; измеряется в Н.
Изображение на чертеже
Точка приложения расположена в точке соприкосновения тела с поверхностью.
Измерение силы трения.
(исследование 2)
Прибор для измерения – динамометр. Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы находим силу трения.
Зависимость силы трения от прижимающей силы
Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения.
Сила трения зависит от:
- силы, прижимающей тело к поверхности4
-качества обработки поверхностей;
-вида трения
Виды трения
- трение качения;
- трение скольжения;
-трение покоя; причем
Fпокоя › Fскольж. › Fкач.
Способы изменения силы трения
Увеличение: увеличить нагрузку; увеличить шероховатость поверхности
Уменьшение: шлифовка поверхности; применение подшипников; применение смазки.
Исследование 1. Откройте учебник на странице 79. Изучив материал п. 30, установите причины возникновения силы трения.
Исследование 2. На поверхность стола кладем брусок, цепляем динамометр и равномерно перемещаем брусок. Замечаем показания динамометра.
Вопрос. Почему динамометр надо перемещать равномерно? (Динамометр действует на брусок с некоторой силой, но скорость бруска не меняется. Значит эта сила компенсируется силой трения. Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело, мы находим силу трения.
Исследование 3. Положите брусок на рейку, прикрепите к бруску динамометр. Равномерно перемещайте брусок вдоль рейки. Измерьте возникающую при этом силу трения. Поместите на брусок один груз, два груза, три груза. Измерьте силу трения в каждом случае. Сделайте вывод о зависимости силы трения от прижимающей силы.
Вопрос. Как легче переместить груз: перетащить или перекатить? (Колесо – величайшее изобретение человечества). Вывод: трение при качении, меньше, чем при скольжении.
Вопрос. Можно ли говорить о силе трения между соприкасающимися твердыми телами, если они находятся в покое? (гвозди в досках, нитки в швах одежды). Сделать вывод о видах силы трения.
20 минут
Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно для нас. Сообщение учащихся о роли силы трения.
Трение играет в нашей жизни как положительную, так и отрицательную роль. В первом случае силу трения пытаются увеличить, а во втором уменьшить. Сообщение о способах изменения силы трения.7 минут
Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Сообщение учащегося, класс с комментирует.
не подмажешь, не поедешь;
пошло дело как по маслу;
угря в руках не удержишь;
что кругло – легко катится;
лыжи скользят по погоде;
из навощенной нити сеть не сплетешь;
коси коса, пока роса; роса долой – и мы домой
ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду. 5 минут
Подведение итогов урока: что узнали, что понравилось, были ли достигнуты цели урока?
На дом: п. 30,31 – выучить; п.32 – самостоятельно 9домашнее исследование) 3 минуты