Разработка урока по физике по теме :"Сила трения". Урок можно использовать при изучении данной темы в 7 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 7 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Сила трения" в 7 классе»
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.
Цель: Дать понятие о трении, причинах его возникновения, сформировать знания о силе трения, как физической величине.
Ход урока
I. Орг. момент
Настрой на урок
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
II. Повторение изученного материала.
На последних уроках мы с вами изучали силы, существующие в природе, сегодня мы продолжим изучать эту большую тему, но прежде, давайте повторим ранее изученный материал и поработаем устно.
Что такое сила? (мера взаимодействия тел )
Какие силы вам известны? (-сила тяжести, -сила упругости, -сила трения)
От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от её модуля, направления, точки приложения.)
Какую силу называют силой тяжести?(Сила с которой Земля притягивает к себе тела.)
Какую силу называют силой упругости?(Силу, возникающую при деформации тел и направленную в сторону, противоположную приложенному усилию.)
III. Изучение нового материала.
Из всех сил, существующих в природе, мы уже познакомились с силой тяжести и силой упругости, а какую силу мы будем изучать сегодня? (силу трения)
Тема нашего урока: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения.
Откроем тетради и запишем число и тему урока.
С явлением трения мы знакомы с раннего детства. Но многое нам с вами ещё непонятно.
Что такое трение? Трение – явление. Враг оно нам или друг? Это знают все вокруг: Если б трение пропало Чтоб со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли, Оттолкнувшись от земли. Помогает трение Начинать движение Всем машинам, тракторам, Мотоциклам, поездам. Ну а также тормозить И их всех остановить. Но при том приносит вред И не мало разных бед: В станках, приборах Трутся части И это главное несчастье. И поэтому вопрос Не настолько уж и прост Тренье друг нам или враг? Ответ двоякий: так и так!
Оказывается, что первые исследования трения проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы. Законы трения открыли французские ученые Гильом Амонтон (1699 г) и Шарль Огюстен Кулон (1785г).
Сегодня мы с вами проведем небольшие исследования, найдем ответы на основные вопросы.
определение силы трения;( дадим определение этой силе)
причины возникновения трения; (выясним причины её возникновения)
виды сил трения; (рассмотрим виды трения)
способы уменьшения силы трения; (узнаем способы изменения этой силы)
трение в природе и технике;( выясним роль силы трения в повседневной жизни)
Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называется трением.
Сила трения – сила возникающая, при взаимодействии тел, направленна против скорости движения.
Сила трения обозначается Fтр Прикладывается в точку взаимодействия тел. Направлена против движения тел.
Виды трения
Трение скольжения
трение качение
трение покоя
Для дальнейшего изучения этой физической величины каждой группе учащихся предлагается провести эксперимент и сделать вывод по результатам эксперимента.
Задания для групп учащихся
Измерить силу трения покоя, скольжения и качения.
Для измерения силы трения покоя расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок начинает движение.
Для измерения силы трения скольжения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по поверхности линейки.
Для измерения силы трения качения расположите деревянный колесо на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой происходит качение.
Результаты запишите в тетрадь:
Fпокоя= , Fскольжен.= , Fкачения=
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
Измерить силу трения при скольжении различных поверхностей.
Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по деревянной линейке.
Используя разные бруски определите F1= , F2= , F3= .
Результаты запишите в тетрадь.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
Измерить силу трения при скольжении брусков разной массы.
Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по деревянной линейке.
Используя брусок с 1 грузом, 2 грузами и 3 грузами.
Определите F1= , F2= , F3= . Результаты запишите в тетрадь.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
Измерить силу трения скольжения при разной поверхности соприкосновения одного и того же бруска.
Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по деревянной линейке. Брусок необходимо располагать различными способами, каждый раз записывая значение силы трения скольжения.
Определите F1= , F2= , F3= . Результаты запишите в тетрадь.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
Для проведения эксперимента отводится 5 минут.
Далее следует отчет каждой группы учащихся о проделанной работе с оглашением результатов и выводов.
IV. Закрепление изученного.
Итак, подведём итоги
Причины возникновения силы трения: 1. шероховатость соприкасающихся тел (рисунок 2)
А теперь попробуем ответить на вопрос : приносит трение нам пользу или от него вред?
Польза Вред
Если сила трения нам мешает, приносит вред, можно ли что-нибудь с ней сделать чтобы она не мешала?
Замена трения скольжения трением качения
Смазка
Шлифование
А обратная ситуация, когда она приносит пользу?
Использование специальных материалов
Ответьте на вопросы:
1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?
2. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
3. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?
4. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
5. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?
6. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
Объясните поговорки:
Не подмажешь – не поедешь!
Пошло дело, как по маслу.
Угря в руках не удержишь!
Лыжи скользят по погоде.
Из навощенной нити сеть не сделаешь.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря силе трения мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению. Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в работе. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики.
V. Домашнее задание к следующему уроку. § 30,31,32, прошу вас написать рассказ на тему «Если бы не было силы трения на Земле» ( задание выполняется по желанию).
VI. Подведение итогов урока, объявление оценок учащимся, рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: