Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике»
Урок физики в 7 классе
Тема: Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Тип урока: формирование новых знаний.
Учитель: Быкова Е.В.
Цель урока: Ввести понятие равнодействующей сил, как векторной
суммы всех сил, действующих на тело. Планируемый результат обучения: понимание равнодействующей силы; умение решать задачи на нахождение равнодействующей силы.
В том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации, определение числового значения ускорения свободного падения через практическую деятельность.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.
Ход урока.
1. Организационный момент:
2. Этап определения темы, постановки целей и задач урока.
- Откуда эти строки?
Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
-Нет ребята, вы не ошиблись кабинетом, и сейчас у нас не урок литературы, а физики.
Давайте разберемся вместе, почему сегодняшний урок я начал с басни И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак", а для этого вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках? О какой величине? (Сила)
2. Этап повторения.
_1) -Ребята на двух первых партах ( работа в парах) выполняют задания на развитие ФГ (естественнонаучной).
- Какие силы вы знаете? ( тяжести, упругости, тяготения, вес- на доске укрепляю таблички с названиями этих сил)
-А сейчас поиграем. У вас есть таблички с примерами проявления сил в природе и нашей жизни. Ученики с примерами поднимают таблички над головой и идут к той силе, примером действия которой являются. 1) Движение Луны вокруг Земли, 2) Восстановление формы и размеров тела после снятия нагрузки, 3) Образование водопадов, 4) Сход лавин с гор, 5) Растяжение резинового шнура под действием висящего на нем груза, 6) Прогибание доски от стоящего на ней груза, 7) Приливы и отливы, 8) Натяжение тетивы спортивного лука, 9) Движение ледников, 10) Перегрузка космонавта при взлете ракеты, 11) Прыжки на батуте, 12) Движение планет вокруг Солнца.
№/п
Сила тяготения
Сила тяжести
Сила упругости
Вес тела
1
Движение Луны вокруг Земли
Образование водопадов
Восстановление формы и размеров тела после снятия нагрузки
Растяжение резинового шнура под действием висящего на нем груза
2
Приливы и отливы
Сход лавин с гор
Натяжение тетивы спортивного лука
Прогибание доски от стоящего на ней тела
3
Движение планет вокруг Солнца
Движение ледников
Прыжки на батуте
Перегрузка космонавта при взлете ракеты
- докажите, что вы сделали правильный выбор. Почему вы встали сюда?
- а остальные ребята, обдумывают и высказываются, правильно ли произведен выбор.
3. Продолжение этапа определения темы, постановки целей и задач урока.
- Вернемся к нашей басне. (Слайд)
- Сколько сил действуют на воз? Целых три! А сдвинулся он с места?
- Предположите, что лебедь и щука тянут воз в месте в одну сторону, а рак в другую. Тогда будет воз двигаться? Куда? А теперь втроем тянут в одну сторону? Давайте придумаем числовое значение силы для каждого (7Н, 4Н, 3Н). Тогда с какой силой они вместе действуют на воз в последнем случае? Сколько Н? как узнали? А можно их заменить лошадью, которая тянет с силой 14 Н? Из п.31узнайте, как называется сила, которой можно заменить несколько одновременно действующих на тело сил (Равнодействующая). Значит, сегодня узнаем о чем? (запись темы в тетрадь - слайд)
4.Этап изучения нового материала.
-И так, равнодействующая всех сил, действующих на тело – это …. можно воспользоваться учебником (даем определение, см. слайд и записываем в тетрадь)
-А теперь проверим это на установке (прикрепляю стрелочки, указывающие направление действия сил и выписываю числовые значения). Смотрим то, что несколько сил можно заменить одной.
В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих вдоль одной прямой (действуют там все члены семьи)? (слайд)
- Как же можно вычислить равнодействующую силу? Ведь сила – это величина векторная, и мы не имеем права сложить силы обычным способом. Мы должны учитывать направление этих сил. А, если они действуют не в одну сторону? Как тогда вычислять?
- Давайте на опыте попробуем разобраться, что будет происходить с телом, на которое действует несколько сил. Для этого каждая группа (группа формируется из учащихся сидящих на одном ряду) подходит к своим демонстрационным столам и выполняет задание карточки, лежащей на столе (групповая работа).
Проверяем на установке.
-Посмотрим на установке, что происходит с равнодействующей сил, если они направлены вдоль одной прямой, в одну сторону и в разные стороны. Когда я одну из сил направила в противоположную сторону, что произошло с равнодействующей, увеличилась она или уменьшилась? Какой из этого можно сделать вывод? ( если силы направлены противоположно, то равнодействующая находится вычитанием, а если в одну сторону, то сложением)
- рис. + формула в тетрадь.
5. Закрепление.
По тесту из РЭШ фронтально (урок 13 «Равнодействующая сила»)
-Ребята, а в жизни действуют правила равнодействующей сил?
-Например, если мама и папа создают все условия для учебы и развития своего ребенка, и ребенок старается учиться, участвовать в различных мероприятиях. То, можно предположить, каким он станет? Т.е. усилия всех членов семьи сложились, т.к. они действовали в одном направлении.
- А вот другая ситуация. Мама и папа создают все условия для учебы и развития своего ребенка, а ребенку ничего не хочется, кроме телефона. Как вы думаете, какова будет дальнейшая судьба его?
6. Рефлексия
- выставление оценок ( молодцы, все замечательно сегодня работали!)
-А вот теперь ребята давайте вспомним самое начало урока, и попробуем объяснить, почему в басне И.А.Крылова воз и ныне там. Могло быть так на самом деле? Почему? (силы не равны)
7. Домашнее задание
Для всех: Параграф 31.
Для желающих: Упражнение 12, №2.
И подумать над вопросами:
Груз подвешен на пружине. Почему тело покоится?
Ответ: равнодействующая сила равна нулю, силы тяжести и сила упругости равны, но направлены в разные стороны.
Объясните ситуацию равномерного движения автомобиля, т.е. скорость его не меняется, и на автомобиль действую четыре силы: сила тяжести и сила реакции дороги, сила тяги двигателя и сила трения.
Ответ: на автомобиль действую четыре силы: сила тяжести и сила реакции дороги (равны), сила тяги двигателя и сила трения (равны).
Те, ребята, кто делал задания на развитие естественнонаучной грамотности, расскажут нам о них на следующем уроке.