Разработка урока физики 8 класс
Тема: Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп.
Цель. 1. Создать условия для усвоения понятий: электризация тел, электрический заряд, одноимённые, разноимённые и нейтральные заряды. Объяснить устройство и назначение электроскопа. Научить определять знак заряда при взаимодействии.
2. Воспитывать умение слушать одноклассников, работать в мини- группах, толерантность
3. Развивать память, научную речь учащихся, мышление
Тип урока: объяснительно- демонстративный
Структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Мотивационный этап
Демонстрация опыта
На демонстрационном столе находятся кусочки бумаги
-Внимательно пронаблюдайте за тем, что будет происходить и сделайте вывод для 1-го случая и для 2-го
-Что вы пронаблюдали?
-А почему во 2-м случае кусочки бумаги прилипают к ручке
-Так как звучит тема нашего урока
-запись темы
-А что мы должны узнать на уроке?
-Цель записываем на доску
Тезаурус понятий на доску:
-электризация
-электрический заряд
-электрометр (электроскоп)
Электрические силы
1 уч-ся выходит для демонстрации опыта. Подносит ручку к кусочкам бумаги, которая не была потерта, а затем подносит ручку, потерев ее о волосы. Остальные учащиеся наблюдают за опытом
- В 1-м случае кусочки бумаги не прилипли, а во втором прилипают!
-Потому что потерли….неэлектризовались
-… электризация
-Что такое электризация, заряд, закон сохранения заряда, электроскоп
II Информационный блок
Цель: Добиться усвоения понятий: электризация, электрический заряд, виды зарядов (одноименные, разноименные заряды, «+» и «-» заряды), нейтрализация. Объяснить устройство и назначения электрометром, деление вещества на проводники и диэлектрики
Демонстрация опыта: Внимательно пронаблюдайте за опытом и ответьте на вопрос: в каком случае тела электризуются и почему?
Демонстрация опыта
Два шарика из фольги подвешенные на нити взаимодействуют со стеклянной палочкой потертой о шелк. Затем к одному шарику подносят стеклянную палочку потертую о шелк, а к другому эбонитовую палочку потертую о мех.
Демонстрация прибора
С явлением электризации мы сталкиваемся каждый день, например: при расчесывании волос, при снятии через голову синтетической одежды.
-прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению темы давайте послушаем откуда пришло к нам слово «электризация» и что оно означает?
-значит что такое электризация?
-запишите в тетрадь
-сначала рука натирается о кусочек шерсти, а затем о кусок бумаги и преподносят к кусочкам бумаги
-Тела из разных веществ при электризации обладают способностью вступать в электрическое взаимодействие, это свойство характеризуется физической величиной зарядом
-заряды бывают «+» и «-»
-сейчас вы пронаблюдаете за опытом и из пункта IV стр.110-111 учебника. Сделаете вывод
-Для 2-х сильных уч-ся предварительно даются карточки с заданием.
-записывайте вывод в тетрадь
-Кроме заряженных тел, существуют тела не имеющие заряда, они называются нейтральными. Стр.111 пункт V.
-Что это означает?
-Как и энергия заряд не возникает из ничего. И для зарядов характерен закон сохранения. Запишите закон в тетрадь и приведите пример замкнутой системы
-как и любую физическую величину заряд измеряют прибором электрометром рис.64
1. Палочку из эбонита и из стекла трут друг о друга и поочередно вносят внутри полого шара электроскопа, а затем две вместе.
-по способности проводить заряды все вещества делятся на: проводники, диэлектрики (изоляторы, непроводники)
-сейчас я даю вам 2-3 минуты для выполнения теста (оценивание за тест на доске)
-демонстрация уч-ся
-выступление уч-ся (1-2)
-слушают выступление
-способность притягивать другие тела
-Когда ручку натирали о шерсть, то возникала электризация. Потому что электризация происходит при взаимодействии разнородных тел
-уч-ся работают с учебником и делают вывод
Уч-ся отвечают, а за тем обобщают сильные уч-ся
-одноименные заряды отталкиваются друг от друга, а разноименные заряды притягиваются друг к другу
-Работают с учебником
-при контакте заряды распределяются поровну, а сумма двух равных по модулю, но противоположных по знаку зарядов равна нулю
-стр.112 закон
-замкнутая система –система, которая не взаимодействует с другими окружающими ее телами
-почему при внесении двух палочек стрелка не отклоняется. Противоположные по знаку, но одинаковые по величине заряды взаимоуничтожаются.
Проводники –металлы, растворы солей и кислот в воде.
Диэлектрики - пластмасс, резина, дерево
Выполняют тест
III. Рефлексия
Цель: Систематизировать знания уч-ся по новой теме. Выявить пробелы в усвоении новой темы
1.Выполнение теста по вариантам. На доске записаны критерии оценивания по тестам:
0- «5»
1-2-«4»
3- «3»
более 3-«2»
На против каждого вопроса поставьте + или- обменявшись вариантами
Ключ: (на обратной стороне доски)
1 вариант
1-Б 4-А
2-А 5-А
3-Б 6-А
2 вариант
1-А 4-Б
2-А 5-А
3-Б 6-А
2.Кроссворд (предварительно на доске)
Вопросы
1)Электризация тел, характеризуется величиной
2)Как греки назвали янтарь
3)Прибор, для определения заряда
4)В результате чего тела электризуются
-Какое ключевое слово получилось
-Это слово будет темой нашего следующего урока
Выполняют тест и ставят оценки карандашом
-Проверив, называют свои оценки
-атом
IV Д/з
Параграф 28, 29 выучить закон.