Методическая разработка урока физики 10 класс "Сила трения"
Методическая разработка урока физики 10 класс "Сила трения"
Разработка урока физики в 10 классе соответствует технологии критического мышления. На уроке используется работа в группах, работа с интернет ресурсами, видеоматериалами и другие методы работы.На уроке выполняется лабораторная работа по экспериментальному нахождению коэффицента трения. В конце урока проводится тестирование. Домашняя работа - дифференцированная, с элементами творчества. на завершающем этапе урока проводится рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики 10 класс "Сила трения" »
Разработка урока с применением технологии критического мышления
Конспект урока «Сила трения» 10 класс
(2 часа)
Цель урока: изучить тему «Сила трения, систематизировать знания по данной теме.
Задачи урок:
Систематизировать уже имеющиеся у учеников знания по теме « Сила трения»
Расширить знания по теме «Сила трения»
Разработать и применить способ экспериментального нахождения коэффициента трения скольжения.
Развивать умение самостоятельного поиска знаний, умения работать в группах, умения выделять главное и делать выводы.
Продолжить формирование умений наблюдать, экспериментировать, сопоставлять и обобщать результаты эксперимента.
Показать область применения полученных на уроке знаний в жизни человека.
Развивать кооперативную компетентность.
Воспитывать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить умению слушать других.
Применяемая на уроке технология: технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология.
Оборудование: трибометр, набор грузов, динамометр, каток, линейка, интерактивная доска, компьютер с возможностью выхода в интернет.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Литература:1. Касьянов В.А. Физика 10
2. Мякишев Г.Я идр Физика 10
3. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики.
4 Кикоин И.К. Физика 9
5.Энциклопедия школьника. Физика М.: «Авнта+», - 2000г
6. Интернет-ресурсы. Викепедия.
Применяемые методики: работа в группах, работа с текстом учебника, с интернет-ресурсами, работа с видеоматериалами, с интерактивной доской. выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, заполнение граф-схемы ЗХУ, обсуждение методом мозговой атаки, составление синквейнов.
Подготовка к уроку: подготовка интерактивной презентации к уроку (мультимедийного сценария урока).
Этапы урока: 1. Вызов
2. Реализация.
3. Рефлексия.
Этап
Действие учащихся
Действие учителя
Вызов
Работа с ключевыми словами методом мозговой атаки Заполнение граф-схемы ЗХУ Групповая работа с граф-схемой
Организация мозговой атаки, тьюторская поддержка работы в группах
Реализация
Экспериментальная работа в группах Творческие отчёты групп
Работа в группах по систематизации жизненного опыта. Мозговая атака
Раота с учебником и Интернет-ресурсами
Фронтальное тестирование с помощью интерактивной доски Экспериментальная работа по вычислению коэффициента трения
Организация работы в группах
Организация мозговой атаки
Организация и проведение фронтального тестирования
Тьюторская поддержка эксперимента
Рефлексия
Работа в группах с граф-схемой ЗХУ Составление и представление синквейнов
Организация работы в группах
Объяснение домашнего задания
План урока.
Вызов.
1.Сообщение темы урока, актуализация изучения темы, работа с ключевыми словами.
Ключевые слова (слайд 2):
Сила трения, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, коэффициент трения, польза, вред, применение в жизни.
Задание: по данным ключевым словам составьте осмысленный текст, опираясь на уже имеющиеся знания и жизненный опыт.
2.Работа с граф-схемой ЗХУ. (заполнение 1,2 столбика)
Я знаю
Я хочу узнать
Я узнал
Реализация.
Экспериментальная работа в группах по изучению силы трения.
Задание: подберите необходимые приборы и выполните исследование, предложенное вашей группе.
1 группа. Исследование силы трения покоя. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г)
2 группа. Исследование зависимости силы трения от веса тела. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г)
3 группа. Исследование зависимости силы трения от гладкости трущихся поверхностей и от площади контактирующих поверхностей. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г, пластина из оргстекла, металлическая пластина, неотшлифованная деревянная дощечка, отшлифованная или покрытая лаком деревянная дощечка)
4 группа. Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения (Приборы для исследования: трибометр с катком и бруском, динамометр)
5 группа. Сравнение силы сухого трения и силы жидкого трения. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г, лыжная мазь)
Отчёты групп по результатам проведённой работы с фронтальной демонстрацией видео фрагментов:
- сравнение силы трения покоя и силы трения скольжения;
- зависимость силы трения от веса тела;
- сравнение силы трения скольжения и силы трения качения;
- жидкое трение.
3. Подведение итогов экспериментальной работы, составление выводов методом мозговой атаки с последующей записью.
1. Сила трения покоя больше силы трения скольжения.
2. Сила трения зависит от качества обработки трущихся поверхностей.
3. Сила трения не зависит от площади контактирующих поверхностей.
4. Сила трения качения меньше силы трения скольжения.
5. Сила жидкого трения меньше силы сухого трения.
4.Работа в группах. Обобщение жизненного опыта.
Учитель: Трение – явление сопровождающее нас повсюду. В одних случаях оно полезно, и мы всячески стараемся его увеличить. В других – вредно, и мы ведём с ним борьбу. Задание: докажите на примерах из жизни это утверждение.
1,2 группа – пользу, 3,4,5 – вред. Для помощи на слайде 13 представлены картинки в помощь.
5.Отчёты групп.
6.Фронтальное закрепление по вопросам:
Зачем в гололедицу посыпают лёд песком?
Зачем на губках тисков и плоскогубцев делают насечки?
Зачем затачивают лезвия коньков?
Почему опасно ездить на автомобиле, если стёрся рельефный рисунок на колёсах?
Зачем используют систему смазки в конструкции автомобиля?
7.Конкурс опорных конспектов. (работа в группах).
Задание:
1.С помощью знаков INSERТ изучите & 26 учебника 10 класса автор Касьянов В.А.(1 группа) , &36-37 учебника 10 класса Мякишева Г.Я.и др (2 группа), & 35-36 учебника Кикоина И.К.( 3 группа), & 43 элементарного учебника физики Г.С. Ландсберга (4 группа), и Интернет материалы из википедии (5 группа).
2. Дополните граф-схемы неизвестными для вас данными.
3. Составьте опорный конспект на тему «Сила трения», используя ваши знания, обмениваясь мнениями в группах.
4. Что вы сочли необходимым внести в ваш опорный конспект? (фронтальное обсуждение с работой на интерактивной доске)
8. Тестирование (индивидуально выполняет каждый (темп средний, его задают учитель ) Текст на интерактивной доске. После окончания работы самопроверка по предложенному ключу.
1. Как изменится сила трения скольжения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Если силу нормального давления увеличить в 2 раза?
А. Не изменится.
Б. Уменьшится в 2 раза.
В. Увеличится в 2 раза.
Г. Увеличится в 4 раза.
Брусок массой 0,2 кг равномерно тянут с помощью динамометра по горизонтальной поверхности стола. Показания динамометра 0,5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с.
А. 0,2
Б.0,25
В. 0,4
Г. 0,5
Брусок массой 0,2 кг равномерно тянут с помощью динамометра по горизонтальной поверхности стола. Показания динамометра 0,5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с.
А. 0,2
Б.0,25
В. 0,4
Г. 0,5
Конькобежец массой 60 кг скользит по льду. Определите силу трения скольжения, действующую на конькобежца, если коэффициент трения скольжения коньков по льду равен 0, 015.
А. 400Н
Б. 40 Н
В. 9 Н.
Г. 0,9 Н
Ключ: В,А,А,Г
Работа в группах.
1.Предложите способ экспериментального нахождения коэффициента трения скольжения.
2.Какие приборы и материалы вам понадобятся?
3.Продумайте план выполнения работы.
4. Продумайте способ отчета и представление результата лабораторной работы.
10.Выполнение лабораторной работы.
По составленному вами плану, проведете экспериментальное нахождение коэффициента трения.
В помощь, если потребуется, можно предложить возможную таблицу для представления письменного отчёта по лабораторной работе.
№ опыта
Р,Н
∆Р,Н
F, Н
∆F, Н
1
2
3
4
По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы давления, определите среднее значение коэффициента трения µ. Сделайте вывод
Рефлексия.
1.Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. Проанализируйте свою работу на уроке:
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- Какие научные методы познания мира мы использовали на уроке?
- Какой вид работы вам понравился?
2. А сейчас нам предстоит ещё один вид творческой работы. Составьте синквейн урока. Напомню алгоритм его составления.
Существительное означающее суть урока.
2 прилагательных характеризующих предмет.
3 глагола или определения характеризующих предмет.
Меткое короткое высказывание или афоризм.
1 слово подчёркивающее суть темы.
Возможный синквейн урока:
1. Трение.
2. Полезное и вредное.
3. Удерживает, помогает, изнашивает.
4. Без трения нет движения.
5. Важно.
3.Задание на дом.
1.Задание по группам:
1,2 группа составляет речь прокурора «Я обвиняю силу трения»
3,4 группа составляет речь адвоката «Я защищаю силу трения»