kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока физики 10 класс "Сила трения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока физики в 10 классе соответствует технологии критического мышления. На уроке используется работа в группах, работа с интернет ресурсами, видеоматериалами и другие методы работы.На уроке выполняется лабораторная работа по экспериментальному нахождению коэффицента трения. В конце урока проводится тестирование. Домашняя работа - дифференцированная, с элементами творчества. на завершающем этапе урока проводится рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики 10 класс "Сила трения" »

Разработка урока с применением технологии критического мышления

Конспект урока «Сила трения» 10 класс

(2 часа)

Цель урока: изучить тему «Сила трения, систематизировать знания по данной теме.

Задачи урок:

  1. Систематизировать уже имеющиеся у учеников знания по теме « Сила трения»

  2. Расширить знания по теме «Сила трения»

  3. Разработать и применить способ экспериментального нахождения коэффициента трения скольжения.

  4. Развивать умение самостоятельного поиска знаний, умения работать в группах, умения выделять главное и делать выводы.

  5. Продолжить формирование умений наблюдать, экспериментировать, сопоставлять и обобщать результаты эксперимента.

  6. Показать область применения полученных на уроке знаний в жизни человека.

  7. Развивать кооперативную компетентность.

  8. Воспитывать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить умению слушать других.

Применяемая на уроке технология: технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология.

Оборудование: трибометр, набор грузов, динамометр, каток, линейка, интерактивная доска, компьютер с возможностью выхода в интернет.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Литература:1. Касьянов В.А. Физика 10

2. Мякишев Г.Я идр Физика 10

3. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики.

4 Кикоин И.К. Физика 9

5.Энциклопедия школьника. Физика М.: «Авнта+», - 2000г

6. Интернет-ресурсы. Викепедия.

Применяемые методики: работа в группах, работа с текстом учебника, с интернет-ресурсами, работа с видеоматериалами, с интерактивной доской. выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, заполнение граф-схемы ЗХУ, обсуждение методом мозговой атаки, составление синквейнов.

Подготовка к уроку: подготовка интерактивной презентации к уроку (мультимедийного сценария урока).

Этапы урока: 1. Вызов

2. Реализация.

3. Рефлексия.



Этап

Действие учащихся

Действие учителя

Вызов

Работа с ключевыми словами методом мозговой атаки Заполнение граф-схемы ЗХУ Групповая работа с граф-схемой

Организация мозговой атаки, тьюторская поддержка работы в группах

Реализация

Экспериментальная работа в группах Творческие отчёты групп

Работа в группах по систематизации жизненного опыта. Мозговая атака

Раота с учебником и Интернет-ресурсами

Фронтальное тестирование с помощью интерактивной доски Экспериментальная работа по вычислению коэффициента трения

Организация работы в группах



Организация мозговой атаки

Организация и проведение фронтального тестирования

Тьюторская поддержка эксперимента


Рефлексия

Работа в группах с граф-схемой ЗХУ Составление и представление синквейнов

Организация работы в группах

Объяснение домашнего задания

План урока.

  1. Вызов.

1.Сообщение темы урока, актуализация изучения темы, работа с ключевыми словами.

Ключевые слова (слайд 2):

Сила трения, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, коэффициент трения, польза, вред, применение в жизни.

Задание: по данным ключевым словам составьте осмысленный текст, опираясь на уже имеющиеся знания и жизненный опыт.

2.Работа с граф-схемой ЗХУ. (заполнение 1,2 столбика)

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал







  1. Реализация.

  1. Экспериментальная работа в группах по изучению силы трения.

Задание: подберите необходимые приборы и выполните исследование, предложенное вашей группе.

  • 1 группа. Исследование силы трения покоя. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г)

  • 2 группа. Исследование зависимости силы трения от веса тела. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г)

  • 3 группа. Исследование зависимости силы трения от гладкости трущихся поверхностей и от площади контактирующих поверхностей. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г, пластина из оргстекла, металлическая пластина, неотшлифованная деревянная дощечка, отшлифованная или покрытая лаком деревянная дощечка)

  • 4 группа. Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения (Приборы для исследования: трибометр с катком и бруском, динамометр)

  • 5 группа. Сравнение силы сухого трения и силы жидкого трения. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г, лыжная мазь)

  1. Отчёты групп по результатам проведённой работы с фронтальной демонстрацией видео фрагментов:

- сравнение силы трения покоя и силы трения скольжения;

- зависимость силы трения от веса тела;

- сравнение силы трения скольжения и силы трения качения;

- жидкое трение.

3. Подведение итогов экспериментальной работы, составление выводов методом мозговой атаки с последующей записью.

  • 1. Сила трения покоя больше силы трения скольжения.

  • 2. Сила трения зависит от качества обработки трущихся поверхностей.

  • 3. Сила трения не зависит от площади контактирующих поверхностей.

  • 4. Сила трения качения меньше силы трения скольжения.

  • 5. Сила жидкого трения меньше силы сухого трения.

4.Работа в группах. Обобщение жизненного опыта.

Учитель: Трение – явление сопровождающее нас повсюду. В одних случаях оно полезно, и мы всячески стараемся его увеличить. В других – вредно, и мы ведём с ним борьбу. Задание: докажите на примерах из жизни это утверждение.

  • 1,2 группа – пользу, 3,4,5 – вред. Для помощи на слайде 13 представлены картинки в помощь.

5.Отчёты групп.

6.Фронтальное закрепление по вопросам:

  1. Зачем в гололедицу посыпают лёд песком?

  2. Зачем на губках тисков и плоскогубцев делают насечки?

  3. Зачем затачивают лезвия коньков?

  4. Почему опасно ездить на автомобиле, если стёрся рельефный рисунок на колёсах?

  5. Зачем используют систему смазки в конструкции автомобиля?

7.Конкурс опорных конспектов. (работа в группах).

Задание:

1.С помощью знаков INSERТ изучите & 26 учебника 10 класса автор Касьянов В.А.(1 группа) , &36-37 учебника 10 класса Мякишева Г.Я.и др (2 группа), & 35-36 учебника Кикоина И.К.( 3 группа), & 43 элементарного учебника физики Г.С. Ландсберга (4 группа), и Интернет материалы из википедии (5 группа).

2. Дополните граф-схемы неизвестными для вас данными.

3. Составьте опорный конспект на тему «Сила трения», используя ваши знания, обмениваясь мнениями в группах.

4. Что вы сочли необходимым внести в ваш опорный конспект? (фронтальное обсуждение с работой на интерактивной доске)

8. Тестирование (индивидуально выполняет каждый (темп средний, его задают учитель ) Текст на интерактивной доске. После окончания работы самопроверка по предложенному ключу.

  • 1. Как изменится сила трения скольжения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Если силу нормального давления увеличить в 2 раза?

А. Не изменится.

Б. Уменьшится в 2 раза.

В. Увеличится в 2 раза.

Г. Увеличится в 4 раза.

  • Брусок массой 0,2 кг равномерно тянут с помощью динамометра по горизонтальной поверхности стола. Показания динамометра 0,5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с.

А. 0,2

Б.0,25

В. 0,4

Г. 0,5

  • Брусок массой 0,2 кг равномерно тянут с помощью динамометра по горизонтальной поверхности стола. Показания динамометра 0,5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с.

А. 0,2

Б.0,25

В. 0,4

Г. 0,5

  • Конькобежец массой 60 кг скользит по льду. Определите силу трения скольжения, действующую на конькобежца, если коэффициент трения скольжения коньков по льду равен 0, 015.

А. 400Н

Б. 40 Н

В. 9 Н.

Г. 0,9 Н

Ключ: В,А,А,Г

  1. Работа в группах.

1.Предложите способ экспериментального нахождения коэффициента трения скольжения.

2.Какие приборы и материалы вам понадобятся?

3.Продумайте план выполнения работы.

4. Продумайте способ отчета и представление результата лабораторной работы.



10.Выполнение лабораторной работы.

По составленному вами плану, проведете экспериментальное нахождение коэффициента трения.

В помощь, если потребуется, можно предложить возможную таблицу для представления письменного отчёта по лабораторной работе.



№ опыта

Р,Н

∆Р,Н

F, Н

∆F, Н

1





2





3





4







По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы давления, определите среднее значение коэффициента трения µ. Сделайте вывод

  1. Рефлексия.

1.Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. Проанализируйте свою работу на уроке:

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- Какие научные методы познания мира мы использовали на уроке?

- Какой вид работы вам понравился?

2. А сейчас нам предстоит ещё один вид творческой работы. Составьте синквейн урока. Напомню алгоритм его составления.

  1. Существительное означающее суть урока.

  2. 2 прилагательных характеризующих предмет.

  3. 3 глагола или определения характеризующих предмет.

  4. Меткое короткое высказывание или афоризм.

  5. 1 слово подчёркивающее суть темы.

Возможный синквейн урока:

1. Трение.

2. Полезное и вредное.

3. Удерживает, помогает, изнашивает.

4. Без трения нет движения.

5. Важно.

3.Задание на дом.

1.Задание по группам:

1,2 группа составляет речь прокурора «Я обвиняю силу трения»

3,4 группа составляет речь адвоката «Я защищаю силу трения»

5 группа составляет примирительную речь судьи.

2. § 38-43.

3.Закончить таблицу ЗХУ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока физики 10 класс "Сила трения"

Автор: Белоусова Галина Викторовна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Силы в природе" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "150850"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562107"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства