Методическая разработка урока физики по теме: "Архимедова сила"
Методическая разработка урока физики по теме: "Архимедова сила"
Методическая разработка урока физики по теме: "Архимедова сила" (учебник: "Физика" А.В. Перышкин, 7 класс)
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Оборудование: ведерко Архимеда, сосуд с отливом, штатив, стакан с водой, свеча, спички; для фронтальной работы: динамометр, мензурка, набор тел для калориметрических работ, стаканы с водой и раствором соли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики по теме: "Архимедова сила" »
Методическая разработка
урока физики по теме: «Архимедова сила»
7 класс
Автор: Жуков Константин Юрьевич,
учитель физики МОУ Ветлужская школа № 2
Ветлужский район, Нижегородской области
Учебник: Перышкин А.В.
Оборудование: ведерко Архимеда, сосуд с отливом, штатив, стакан с водой, свеча, спички;
для фронтальной работы: динамометр, мензурка, набор тел для калориметрических работ, стаканы с водой и раствором соли.
Задачи: обеспечить усвоение учащимися формулы для расчета архимедовой силы; развивать познавательную активность учащихся; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
План урока
Актуализация знаний.
Какая сила действует на тело, погруженное в жидкость или газ?
Как она направлена?
Как определить выталкивающую силу?
Постановка проблемного задания.
Определите выталкивающую силу, действующую на погруженный в воду цилиндр. (Оборудование: мензурка, цилиндр, стакан с водой.)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами определяли выталкивающую силу как разность между весом тела в воздухе и весом тела в воде. И это у нас прекрасно получалось, используя динамометр. А как быть сейчас? (Мнения учащихся.) Значит, сегодня мы должны найти другой способ определения выталкивающей силы.
Формирование новых знаний.
Опыт с ведерком Архимеда.
Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду?
Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение?
А как можно увеличить вес ведерка?
Вывод: сила, выталкивающая целиком погруженное в газ или жидкость тело, равна весу газа или жидкости в объеме этого тела.
Легенда об Архимеде
(А.В.Перышкин, Н.А.Родина. Физика: Учеб. для 7 класса сред. шк. –М.: Просвещение, 1993).
Существует легенда о том, как Архимед пришел к открытию, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме тела. Он размышлял над задачей, заданной ему сиракузским царем Гиероном (250 лет до н. э.).
Царь Гиерон поручил ему проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь или нет.
Достоверно неизвестно, каким методом пользовался Архимед, но можно предположить следующее. Сначала он нашел, что кусок чистого золота в 19,3 раза тяжелее такого же объема воды. Иначе говоря, плотность золота в 19,3 раза больше плотности воды.
Архимеду надо было найти плотность вещества короны. Если эта плотность оказалась бы больше плотности воды не в 19,3 раза, а в меньшее число раз, значит, корона была изготовлена не из чистого золота.
Взвесить корону было легко, но как найти ее объем? Вот что затрудняло Архимеда, ведь корона была очень сложной формы. Много дней мучила Архимеда эта задача. И вот однажды, когда он, находясь в бане, погрузился в наполненную водой ванну, его внезапно осенила мысль, давшая решение задачи. Ликующий и возбужденный своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика! Эврика!», что значит: «Нашел! Нашел!».
Архимед взвесил корону сначала в воздухе, затем в воде. По разнице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объеме короны. Определив затем объем короны, он смог уже вычислить ее плотность, а зная плотность, ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?
Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием.
Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление замечательного сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас.
Седьмое предложение (теорема) этого сочинения сформулировано Архимедом следующим образом:
Тело, которые тяжелее жидкости, будучи опущены в нее, погружаются все глубже, пока не достигают дна, и, пребывая в жидкости, теряют в своем весе столько, сколько весит жидкость, взятая в объеме тел.
Экспериментальная работа.
Выясните, от каких величин зависит архимедова сила, а от каких - не зависит: от объема погруженной части тела, от плотности тела, от веса тела, от глубины погружения, от плотности жидкости.
Учащиеся выполняют экспериментальную работу, учитель по ходу работы закрепляет таблички на магнитной доске:
Архимедова
сила
зависит от
не зависит от
объема погруженной части тела
плотности тела
плотности жидкости
веса тела
глубины погружения
Закон Архимеда: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.
Вывод формулы: FА=ж g V.
Решение проблемной задачи и проверка результата на опыте.
Дано: СИ Решение:
V=20 см3 2.10-5 м3 FА =ж g V FА = 1000 кг/м3. 9,8 Н/кг х
х 2.10-5 м3 0,2 Н
ж=1000 кг/м3
FА - ?
Ответ: 0,2 Н
Учитель: Как видим, наши расчеты совпали с данными эксперимента. Значит, мы с вами нашли еще один способ определения выталкивающей силы. Зная объем тела, мы сможем рассчитать архимедову силу.
8. Предъявление опорного конспекта.
9. Решение качественных задач.
№1. На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
№2. Одинакового объема тела - стеклянное и стальное - опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?
№3. Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?
№4. Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся в жидкости, перевести из положения а в положение б?
№5. Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили в жидкость сначала так, как показано на рисунке а, а затем так, как показано на рисунке б. В каком случае равновесие весов нарушится? Почему?
№6. На дне аквариума находится камень, полностью погруженный в воду. Изменится ли действующая на камень выталкивающая сила при доливании воды в аквариум?
№7. Кусок стального рельса находится на дне реки. Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом действующая на него выталкивающая сила? Изменится ли она, если при подъеме часть рельса окажется над водой?
№8.Почему у рыб и морских животных атрофированы конечности, менее массивный скелет по сравнению со скелетом млекопитающих?
(Архимедова сила - важный природный фактор, определяющий конструкцию скелета рыб. Поскольку на существо, живущее в воде, действует выталкивающая сила, то вес его в жидкости меньше, чем в воздухе на значение этой силы. Таким образом, "легким" в воде рыбе, дельфину не нужны для передвижения крепкие конечности, для этой цели им достаточны плавники и хвост.)
№9. Почему отстаивание воды ведет к очищению ее от нерастворимых в ней веществ?
(На каждую частицу в воде действует сила тяжести и выталкивающая сила. Если первая из них больше второй, то под действием их равнодействующей частица опускается на дно. Если в воде нет растворимых примесей, то она после отстаивания становится пригодной для питья.)
Учитель. А вот более подробно о том, как ведет себя тело, погруженное в жидкость, при разных соотношениях силы тяжести и архимедовой силы мы поговорим на следующем уроке, посвященном плаванию тел.
Подведение итогов уроков: от каких величин зависит и от каких не зависит архимедова сила.