kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока физики по теме: "Архимедова сила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики по теме: "Архимедова сила" (учебник: "Физика" А.В. Перышкин, 7 класс)

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Оборудование: ведерко Архимеда, сосуд с отливом, штатив, стакан с водой, свеча, спички; для фронтальной работы: динамометр, мензурка, набор тел для калориметрических работ, стаканы с водой и раствором соли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики по теме: "Архимедова сила" »

Методическая разработка

урока физики по теме: «Архимедова сила»

7 класс


Автор: Жуков Константин Юрьевич,

учитель физики МОУ Ветлужская школа № 2

Ветлужский район, Нижегородской области


Учебник: Перышкин А.В.

Оборудование: ведерко Архимеда, сосуд с отливом, штатив, стакан с водой, свеча, спички;

для фронтальной работы: динамометр, мензурка, набор тел для калориметрических работ, стаканы с водой и раствором соли.


Задачи: обеспечить усвоение учащимися формулы для расчета архимедовой силы; развивать познавательную активность учащихся; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.


План урока


  1. Актуализация знаний.

  1. Какая сила действует на тело, погруженное в жидкость или газ?

  2. Как она направлена?

  3. Как определить выталкивающую силу?


  1. Постановка проблемного задания.

Определите выталкивающую силу, действующую на погруженный в воду цилиндр. (Оборудование: мензурка, цилиндр, стакан с водой.)


Учитель: На прошлом уроке мы с вами определяли выталкивающую силу как разность между весом тела в воздухе и весом тела в воде. И это у нас прекрасно получалось, используя динамометр. А как быть сейчас? (Мнения учащихся.) Значит, сегодня мы должны найти другой способ определения выталкивающей силы.


  1. Формирование новых знаний.

  1. Опыт с ведерком Архимеда.

  1. Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду?

  2. Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение?

  3. А как можно увеличить вес ведерка?


  1. Вывод: сила, выталкивающая целиком погруженное в газ или жидкость тело, равна весу газа или жидкости в объеме этого тела.


  1. Легенда об Архимеде

(А.В.Перышкин, Н.А.Родина. Физика: Учеб. для 7 класса сред. шк. –М.: Просвещение, 1993).


Существует легенда о том, как Архимед пришел к открытию, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме тела. Он размышлял над задачей, заданной ему сиракузским царем Гиероном (250 лет до н. э.).

Царь Гиерон поручил ему проверить честность мастера, изгото­вившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь или нет.

Достоверно неизвестно, каким методом пользовался Архимед, но можно предположить следующее. Сначала он нашел, что кусок чи­стого золота в 19,3 раза тяжелее такого же объема воды. Иначе го­воря, плотность золота в 19,3 раза больше плотности воды.

Архимеду надо было найти плотность вещества короны. Если эта плотность оказалась бы больше плотности воды не в 19,3 раза, а в меньшее число раз, значит, корона была изготовлена не из чистого золота.

Взвесить корону было легко, но как найти ее объем? Вот что за­трудняло Архимеда, ведь корона была очень сложной формы. Много дней мучила Архимеда эта задача. И вот однажды, когда он, находясь в бане, погрузился в наполненную водой ванну, его внезапно осенила мысль, давшая решение задачи. Ликующий и возбужденный своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика! Эврика!», что значит: «Нашел! Нашел!».

Архимед взвесил корону сначала в воздухе, затем в воде. По раз­нице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объеме короны. Определив затем объем короны, он смог уже вы­числить ее плотность, а зная плотность, ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?

Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием.

Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление замечательного сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас.

Седьмое предложение (теорема) этого сочинения сформулировано Архимедом следующим образом:

Тело, которые тяжелее жидкости, будучи опущены в нее, погружа­ются все глубже, пока не достигают дна, и, пребывая в жидкости, теряют в своем весе столько, сколько весит жидкость, взятая в объ­еме тел.


  1. Экспериментальная работа.

Выясните, от каких величин зависит архимедова сила, а от каких - не зависит: от объема погруженной части тела, от плотности тела, от веса тела, от глубины погружения, от плотности жидкости.


Учащиеся выполняют экспериментальную работу, учитель по ходу работы закрепляет таблички на магнитной доске:


Архимедова

сила

зависит от

не зависит от

объема погруженной части тела

плотности тела

плотности жидкости

веса тела


глубины погружения


  1. Закон Архимеда: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.


  1. Вывод формулы: FА=ж g V.


  1. Решение проблемной задачи и проверка результата на опыте.

Дано: СИ Решение:

V=20 см3 2.10-5 м3 FА =ж g V FА = 1000 кг/м3 . 9,8 Н/кг х

х 2.10-5 м3  0,2 Н

ж=1000 кг/м3

FА - ?

Ответ:  0,2 Н

Учитель: Как видим, наши расчеты совпали с данными эксперимента. Значит, мы с вами нашли еще один способ определения выталкивающей силы. Зная объем тела, мы сможем рассчитать архимедову силу.


8. Предъявление опорного конспекта.

9. Решение качественных задач.


№1. На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила?


№2. Одинакового объема тела - стеклянное и стальное - опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?


№3. Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?

№4. Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся в жидкости, перевести из положения а в положение б?


№5. Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили в жидкость сначала так, как показано на рисунке а, а затем так, как показано на рисунке б. В каком случае равновесие весов нарушится? Почему?


№6. На дне аквариума находится камень, полностью погруженный в воду. Изменится ли действующая на камень выталкивающая сила при доливании воды в аквариум?

№7. Кусок стального рельса находится на дне реки. Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом действующая на него выталкивающая сила? Изменится ли она, если при подъеме часть рельса окажется над водой?









№8. Почему у рыб и морских животных атрофированы конечности, менее массивный скелет по сравнению со скелетом млекопитающих?

(Архимедова сила - важный природный фактор, определяющий конструкцию скелета рыб. Поскольку на существо, живущее в воде, действует выталкивающая сила, то вес его в жидкости меньше, чем в воздухе на значение этой силы. Таким образом, "легким" в воде рыбе, дельфину не нужны для передвижения крепкие конечности, для этой цели им достаточны плавники и хвост.)

№9. Почему отстаивание воды ведет к очищению ее от нерастворимых в ней веществ?

(На каждую частицу в воде действует сила тяжести и выталкивающая сила. Если первая из них больше второй, то под действием их равнодействующей частица опускается на дно. Если в воде нет растворимых примесей, то она после отстаивания становится пригодной для питья.)


Учитель. А вот более подробно о том, как ведет себя тело, погруженное в жидкость, при разных соотношениях силы тяжести и архимедовой силы мы поговорим на следующем уроке, посвященном плаванию тел.


  1. Подведение итогов уроков: от каких величин зависит и от каких не зависит архимедова сила.


  1. Домашнее задание: § 49, вопросы.




26




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока физики по теме: "Архимедова сила"

Автор: Жуков Константин Юрьевич

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 247142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства