Разработка урока по физике для 8 класса "Электрические явления"
Разработка урока по физике для 8 класса "Электрические явления"
эта разработка подготовлена по технологии ТИСО. эта технология очень удобна при проведении уроков в малокомплектных школах, где уроки проводятся в классах комплектах. например в кабинете одновременно учатся 7 и 8 класс, очень трудно преподавать в таких классах. практически невозможно объяснить одновременно две разные темы из разных отделов, а также проверить и закрепить материал, а с помощью ТИСО ребята самостоятельно работают больше, могут сами проверять своих же одноклессников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике для 8 класса "Электрические явления"»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОДЕЛЬ ТЕМЫ (8 класс 2 часа в неделю)
Тема: «Электрические явления»
Параграфы- 28 – 44
Отведено: 22 часа
Система уроков:
15 часов ТИСО
4час – лабораторные работы № 4,5,6,7
2 часа – практические работы № 3 и 4
1 час – контрольная работа
Стандарт содержания темы: «Электрические явления»
Теоретические знания
Специальные умения
Умения творческой деятельности
Электризация тел, электрический заряд, закон сохранения электрического заряда, электроскоп, строение атома, закон Кулона, электрическое поле, напряженность электрического поля, потенциал и разность потенциалов, конденсаторы, электрический ток, сила тока, напряжение, закон Ома для участка цепи, сопротивление, удельное сопротивление, сверхпроводимость, электрические цепи, работа и мощность эл тока, закон Джоуля-Ленца, электронагревательные приборы, лампа накаливания, предохранители.
- физические величины: сила тока, напряжение, сопротивление, напряженность, мощность и работа электрического тока, уд сопротивление, электрические цепи ;
- устройство и действие амперметра, вольтметра, реостата (по плану);
-- электронагревательные приборы; роль электричества в технике; закон Ома для участка цепи, закон Джоуля Ленца.
- приводить примеры действия электрических сил, применять правильную терминологию;
- различать понятия протон, электрон, нейтрон;
- измерять силу силу тока, напряжение, сопротивление;
- различать виды конденсаторов, измерять напряженность, применять знания в учете электризации на производстве и в быту, сравнивать виды соединения проводников;
- изображать графически электрические цепи.
Учебный лист темы «Электрические явления».
В результате изучения темы нужно:
Знать:
Уметь
Усвоить понятия:
- физические величины: сила тока, напряжение, сопротивление, напряженность, мощность и работа электрического тока, уд сопротивление, электрические цепи ;
- устройство и действие амперметра, вольтметра, реостата (по плану);
-- электронагревательные приборы; роль электричества в технике; закон Ома для участка цепи, закон Джоуля Ленца.
- приводить примеры действия электрических сил, применять правильную терминологию;
- различать понятия протон, электрон, нейтрон;
- измерять силу силу тока, напряжение, сопротивление;
- различать виды конденсаторов, измерять напряженность, применять знания в учете электризации на производстве и в быту, сравнивать виды соединения проводников;
- изображать графически электрические цепи.
Электризация тел, электрический заряд, закон сохранения электрического заряда, электроскоп, строение атома, закон Кулона, электрическое поле, напряженность электрического поля, потенциал и разность потенциалов, конденсаторы, электрический ток, сила тока, напряжение, закон Ома для участка цепи, сопротивление, удельное сопротивление, сверхпроводимость, электрические цепи, работа и мощность эл тока, закон Джоуля-Ленца, электронагревательные приборы, лампа накаливания, предохранители.
Список литературы по теме:
Учебник: Физика 8 класс, Б.Дуйсембаев
Дидактический материал: Ж.Бакынов
Справочники по физике
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, презентации, эл пособие по физике.
. Помни, что работать нужно по алгоритму. Не забывай делать проверку, пометы на полях, заполнять рейтинговый лист темы. Пожалуйста, не оставляй без ответа возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время проверки – это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
Желаю спеха!
Задание №1
Прочти § 28, 29 на стр 107 - 111
Выпиши в тетрадь новые слова, которые ты встретил в тексте, дай определение (письменно), выучи.
Пройди проверку № 1
Задание № 2
Работа с презентацией
Пройди проверку № 2
Задание № 3
Прочитай § 30 - 31 на стр 112 – 114, выпиши определения слов: электрический заряд, элементарный заряд, протон, нейтрон, электрон,
Сформулируй закон Кулона (письменно), объясни рисунок
А.Физическая величина, равная отношению потенциальной энергии заряда, помещенного в данную точку поля, к величине этого заряда.
Б. Физическая величина, равная отношению заряда, помещенного в данную точку поля к потенциальной энергии заряда.
В. Отношение работы поля при перемещении заряда из точки 1 в точку 2 к величине этого заряда.
2. Найдите разность потенциалов между точками 1 и 2, если при перемещении заряда q= +4·10–8Кл была произведена работа 2·10–5Дж.
3. Потенциал точки 1 электрического поля равен +18 В, а потенциал точки 2 равен –29 В. Чему равно напряжение между этими точками?
Пройди проверку № 4
Задание № 5
Прочитай § 33 – 34 на стр 122 - 127, запиши определения слов – электростатическое поле, напряжение, напряженность, конденсатор. Выучи определения.
Выполни упр № 16 (1и2).
Пройди проверку №5
Задание № 6
Работа с презентацией
Задание № 7
Прочитай § 35на стр 129 - 132
Запиши определения терминов: электрический ток, ЭДС.
Как действует электрический ток?
Пройди проверку №6
Выполни практическую работу № 3 «Расчет электрических цепей»
Пройди проверку №7
Задание № 8
Прочитай § 36 на стр 132-133
Запиши определения, единицы измерения, формулу, прибор измерения: сила току
Работа с презентацией
Задача 1
Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?
Задача 2
Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?
Задача 3
Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?
Задача 4
По обмотке включенного в цепь прибора идет ток силой 5 мА. Какое количество электричества пройдет через прибор в течение 1 ч?
Задача 5
При включении лампы накаливания в электрическую цепь через ее нить за 0,5 мин проходит 9 Кл электричества, а после того как накал достигнет максимальной величины - 12 Кл за 1 мин. Как изменяется сила тока в лампе? Каким образом можно объяснить это явление?
Выполни Лабораторную работу № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных ее участках»
Пройди проверку №10
Задание № 10
Выполни Практическую работу № 4 «Расчет силы тока и напряжения»
Пройди проверку №11
Задание № 11
Прочитай § 38-39 на стр 136 - 141
Запиши определения терминов, единицы измерения, формулы: электрическое сопротивление, удельное сопротивление.
Сформулируй закон Ома для участка цепи. Выучи
Пройди проверку №12
Выполни упр №18 на стр137 (1,2). Упр № 19 на стр141 (1,2,3), работа на компьютере
Пройди проверку №13
Задание № 12
Выполни лабораторную работу № 5 «Проверка закон Ома для участка цепи»
Пройди проверку №14
Задание № 13
Прочитай § 38-39 на стр 136 - 141
Запиши определения терминов, единицы измерения, формулы: электрическое сопротивление, удельное сопротивление.
Сформулируй закон Ома для участка цепи. Выучи
Пройди проверку №12
Выполни упр №18 на стр137 (1,2). Упр № 19 на стр141 (1,2,3), работа на компьютере
Пройди проверку №13
Задание № 14
Прочитай § 40 на стр 142 - 144
Выпиши в тетрадь новые слова, которые ты встретил в тексте, дай определение (письменно), выучи
Пройди проверку №14
Выполни зад на стр 144, работа на компьютере
Пройди проверку №15
Задание № 15
Прочитай § 41 на стр 145 - 148
Выпиши в тетрадь способы соединения проводников, выучи
Заполни таблицу:
Последовательное соединение
Параллельное соединение
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Выполни задание
1. Какое из выражений верно для напряжения на концах участка цепи при последовательном соединении трех проводников с различными сопротивлениями?
А. U = U1 + U2 + U3
Б. U = U1 · U2 · U3
В.U = U1 = U2 = U3
2. Два последовательно соединенных проводника сопротивлением 6 и 4 Ом включены в сеть напряжением 20 В. Определите общую силу тока в цепи, силу тока в каждом проводнике, а также напряжение на каждом проводнике.
Рассчитать соединение проводников:
если
I, А
U, В
R,Ом
I1, А
I2, А
R1,Ом
R2,Ом
U1, В
U2, В
3
6
6
Пройди проверку №16
Задание № 16
Выполни лабораторную работу № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
Выполни упр № 20
Пройди проверку №17
Задание № 17
Прочитай § 42 на стр 149 - 151
Выпиши в тетрадь определения, ед. измерения, формулы: работа электрического тока, мощность электрического тока. Выучи наизусть.
Сформулируй закон Джоуля.
Пройди проверку №18
Реши разноуровневые задачи
Уровень 1
При напряжении 450 В сила тока в электродвигателе равна 90 А. Определите мощность тока в обмотках электродвигателя.
Чему равна работа тока в электродвигателе за время 90 с, если при напряжении 220 В сила тока в обмотке двигателя равна 0,2 А?
Уровень 2
При каком напряжении работает электрическая плитка, если за 20 мин при силе тока 4 А была совершена работа 480 кДж.
Определите сопротивление нити электрической лампы по следующим маркированным данным «100 Вт; 220 В».
Уровень 3
На баллоне электрической лампы написано 100 Вт; 120 В. Определите, какими будут сила тока и сопротивление, если её включить в сеть с напряжением, на которое она рассчитана.
Имеется нихромовая проволока площадью поперечного сечения 0,1 мм2. Сколько метров проволоки потребуется для намотки паяльника мощностью 100 Вт, рассчитанного на напряжение 220 В?
Пройди проверку №19
Задание № 18
Выполни лабораторную работу № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока»
Прибор
Мощность прибора, Вт
Время работы в день, ч
Суточный расход эл.энергии, кВтч
Стоимость этой энергии
Холодильник
800
Телевизор
80
Магнитофон
50
Эл. Печь
5600
Микровол.печь
2800
Эл. Чайник
2000
Эл. Утюг
1000
Пылесос
600
Пройди проверку № 20
Задание № 19
Выполни задание
Заполните таблицу ( за правильно заполненную ячейку – 1 балл)
опрос
Работа
электрического тока
Мощность
электрического тока
Обозначение
Формула расчёта
Единица измерения
Обозначение единицы измерения
Дополнительные единицы измерения
За правильно законченное предложение 1 балл:
-Единица электрического сопротивления….
- Закон Ома для участка цепи….
-Электрическое напряжение измеряется…
-Амперметр включается в цепь….
- Вольтметр включается в цепь …..
-Сила тока – это….
Сила тока измеряется…
-Единица силы тока…
-Электрическое напряжение….
Все потребители находятся под одним и тем же напряжением…
1Джоуль- единица измерения..
1Вт- единица измерения…
Работа с презентацией
Пройди проверку № 21
Задание № 19
Работа с презентацией
Выполни упр № 23 на стр 161
Пройди проверку № 22
Задание № 20
Прочитай § 45 – 51
Работа с презентацией
Пройди проверку № 23
Задание № 21
Выполни контрольную работу № 3 «Электрические явления»
КРОССВОРД «Электрические цепи»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Вопросы кроссворда
1.Источник тока(элемент), в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
2.Источник тока, в котором световая энергия непосредственно превращается в электрическую.
3.Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
4.Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
5.Итальянский ученый построивший первый источник тока.
6.Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных ее частей.
7.Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
8.Часть электрической цепи, служащая для ее замыкания и размыкания.
9.Соединение электрических проводов.
10.Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
11.Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
12.Итальянский ученый, в честь которого названы элементы - химические источники тока.
Дайте определение понятиям – электрон, электролизация, (3 балла),
Составь примеры с этим определением (3 балла)
1. Тело, которое наэлектризовано:
:нагревается. :охлаждается: :приходит в движение. :притягивает к себе другие тела.
2. Электрические заряды бывают:
:положительными. :отрицательными. :положительными и отрицательными. :разными.
3. Как взаимодействуют наэлектризованные тела?
Тела с зарядами одного знака притягиваются.
Тела с зарядами разного знака отталкиваются.
Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного-притягиваются.
4. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?
№ 1. № 2. № 3. Нет правильного изображения.
5. Какие бумажные цилиндрики, показанные на рисунке, не заряжены, а каким сообщены одноименные заряды?
№ 3; № 1. № 3; № 2. № 1; № 3. № 1; № 2.
6. В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться?
№ 1 и № 3. № 2 и № 4. № 2 и № 4. № 2и № 3.
7. Два тела, обладая положительным зарядом, отталкиваются. Как они будут взаимодействовать, если одно из них приобретет отрицательный заряд? Если отрицательно наэлектризованными станут оба тела?
Притянутся в обоих случаях. В том и другом случае оттолкнутся.
Притянутся; оттолкнутся. Оттолкнутся; притянутся.
8. К наэлектризованным шарам, знаки зарядов которых неизвестны, подносят палочки с зарядом известного знака. На каком рисунке показан шар, имеющий отрицательный заряд?
№ 1. № 2. № 3.
Проверочная работа №2
Проверочная работа №3
Задача № 1. Два одинаковых металлических шарика зарядили одноименными зарядами +q и +4q, привели в соприкосновение, а потом развели. Чему стал равен заряд каждого шарика?
Задача № 2. Два одинаковых металлических шарика, имеющие заряды q1 = -6 • 10-8 Кл и q2= +15 • 10-8 Кл, привели в соприкосновение, а затем раздвинули. Определите заряд каждого шарика после соприкосновения.
Задача № 3. Если ножовкой распилить лист какого-нибудь полимера, то опилки прилипнут к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатываемая деталь, и к другим предметам. Чем это объяснить?
Задача № 4. Почему нити прилипают к гребням чесальных машин и при этом часто путаются и рвутся?
Задача № 5. Определите состав ядра атома азота 147N, заряд ядра.
6. Три тела состоят из элементов, указанных на рисунке. Определите, как заряжено каждое из тел (положительно (q 0), отрицательно (q q = 0)
7. Как электрически взаимодействуют между собой тела 1 и 2? 3 и 4?
8. Какая из формул правильно выражает закон Кулона?
9) 2) 3)
А. 3 Б. 1 В. 2
Проверка № 4
1
А
500 В
47 В
Проверочная работа №5
Ответь на вопросы в конце параграфа
Проверочная работа №6
Что такое электрический ток?
Какие условия нужны для того, чтобы возник эл. ток и существовал длительное время?
Назови источники тока?
ЭДС ?
Проверочная работа №7 (оценка за работу)
Проверочная работа №8
1. Сила тока — это физическая величина, равная...
а) ...электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время ее работы.
б) ...электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.
в) ...электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.
г) ...электрическому заряду, перемещенному за 1 с от положительного полюса источника тока к отрицательному.