kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока по физике 8 класс на тему: «Тепловое движение. Температура.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый  урок в 8 классе по физике УМК Перышкин А.В.

 «Тепловое движение. Температура.»

Кушанова Светлана Хабдуллаевна, учитель физики

Цели урока:  познакомить обучающихся с понятиями «тепловое движение», «температура», рассмотреть устройство, принцип действия термометра, правила измерения температуры жидкости лабораторным термометром;

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, продолжить формировать умение работать с текстом, проводить измерения;

воспитывать  внимание, умение  контролировать свои действия, умение работать в парах.

Оборудование:

проектор, экран, компьютер, текст интеллектуальной разминки «Согласен - не согласен» (приложение 1),текст «Термометр» ( приложение 2),  термометр лабораторный, стакан с  горячей водой (на каждую парту).

Ход урока:

1.Организационный момент: инструктаж по технике безопасности  в кабинете физики.

2. Актуализация знаний.

  Учитель: В прошлом году мы начали изучение физики. Давайте вспомним, что изучает эта наука.

Какие физические явления вы видите на слайде? ( слайд 2)

  Ученики называют физические явления.

 Учитель: В 7 классе мы в основном говорили о механических явлениях. А в этом году будем изучать тепловые, электрические, магнитные и световые явления.  И чтобы двигаться дальше, давайте проведем интеллектуальную разминку.  Возьмите лист интеллектуальной разминки (Приложение 1). В тетради запишите два слова «да» и «нет».  Номера утверждений, с которыми вы согласны запишите рядом  с  « да»,  не согласны –  рядом с «нет». На работу вам -5 минут.

 Учитель: Проверим ваши ответы. (слайд 3)

Как вы думаете - с изучения  каких  физических явлений мы с вами начнем? Подсказка: прочитайте  первые буквы утверждений, с которыми вы согласились. Получилось слово «тепло».

Ученики отвечают, что это  тепловые явления.

Учитель: Верно. Запишите тему урока  (слайд 4)

3. Изучение нового материала.

  Учитель: Приведите примеры тепловых явлений. Какие изменения позволяют нам отнести эти явления к  тепловым?

  Ученики приводят примеры, высказывают предположения.

  Учитель: Итак, давайте  запишем определение  (слайд 5): Тепловыми называют явления, связанные с изменением температуры или агрегатного состояния вещества.

Все вещества состоят из огромного числа частиц. Эти частицы движутся по сложным траекториям, в разных направлениях, стакиваются друг с другом. В результате столкновений они изменяют свою скорость и продолжают движение (слайд 6). Такое беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым.

 Сравните это движение с механическим движением. Какие особенности имеет тепловое движение?

 Ученики называют такие особенности как беспорядочность движения, большое число частиц и зависимость интенсивности этого движения от температуры; отмечают, что тепловое движение более сложное.

 Учитель: говоря о тепловых явлениях, мы часто употребляем слово «температура». Что вы знаете о температуре?

 Ученики называют единицу измерения температуры, обозначение температуры, прибор для измерения температуры.

 Учитель: Попробуем дать определение этой физической величине. Часто мы говорим о температуре тела, используя слова «горячий», «холодный».  Слова «холодный», «горячий» обозначают различную степень нагретости тел или температуру. Но наши ощущения могут нас обманывать. Если вы прикоснетесь одной рукой к крышке  парты, а другой к металлической ножке той же парты, то ножка парты покажется холоднее. Но это не так. Их температуры одинаковы   и равны температуре воздуха в классе. Чтобы дать более точное определение температуры, вспомним, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Значит скорость движения частиц и температура связаны  между собой. При повышении температуры скорость движения частиц увеличивается. Различные молекулы имеют разные массы. Движущиеся тела обладают кинетической энергией. Значит, температура и кинетическая энергия связаны между собой. зависит от температуры. Поэтому можно сказать, что температура – это физическая величина, являющаяся мерой кинетической энергии частиц вещества (слайд 7). Запишите эти определения в тетрадь.

 Измеряют температуру термометром (слайд 8).  Существуют разные виды термометров. Мы на уроках будем пользоваться спиртовым жидкостным термометром. Принцип его действия основан на расширении жидкости при нагревании. В зависимости от вида жидкости различают спиртовые и ртутные термометры.  Ртуть ядовита и в сейчас широко распространены спиртовые термометры.  Основные части термометра: шкала, стеклянная колба с подкрашенным спиртом с узкой запаянной трубкой, корпус. Термометр можно использовать в определенном диапазоне температур. Поэтому прежде, чем приступить к измерениям, нужно посмотреть, какие максимальную и минимальную температуры  можно им измерять. И не забыть определить цену деления шкалы прибора.

 Существуют правила пользования термометром (слайд 9).

1.Определить пределы измерения и цену деления шкалы прибора.

2.Поместить термометр в жидкость и подождать некоторое время пока его температура не будет изменяться.

3.Снять показания, не вынимая термометр из среды.

 А когда появился первый термометр? И какие температурные шкалы существуют? Прочитайте текст «История изобретения термометра» и выполните задания (слайды 10,11,12)

 Ученики выполняют задания, правильность выполнения проверяют по слайдам 13,14,15.

4. Выполнение лабораторного опыта.

   Учитель: А теперь поработаем с термометром и выполним лабораторный опыт «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (слайды 16,17). Запишите название опыта в тетрадь.

 Цель: исследовать изменение температуры  воды.

Оборудование: термометр, стакан лабораторный с горячей водой.

Ход работы:

  1. Определите пределы измерения и цену деления термометра. Запишите эти значения в тетрадь.

2. Опустите термометр в воду и записывайте его показания через 1 минуту. Сделайте 5 измерений. Запишите их в виде таблицы.

3. По полученным данным постройте график зависимости  температуры воды t от времени τ.

4. Сделайте вывод: Постоянна ли скорость остывания воды?  Можно ли назвать конечную температуру воды?

После выполнения опыта предложить 2-3 учащимся прочитать вывод (ответы на вопросы),

     5. Домашнее задание. Запишем домашнее задание: §1, ответить на вопросы 1-4, по желанию создать свою температурную шкалу или подготовить сообщение  о

видах   термометров.

Используемые источники:

·        Физика 8 класс. Перышкин А. В.-М. :Дрофа,2013-191с.

·        Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс, изд. "ВАКО", Москва, 2005 г,336 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по физике 8 класс на тему: «Тепловое движение. Температура.»»

Приложение 1. Интеллектуальная разминка

« Согласен – не согласен»


1.Все вещества состоят из частиц – молекул и атомов.

2. Частицы вещества неподвижны.

3. Явление диффузии можно объяснить движением частиц вещества.

4. Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.

5. При нагревании жидкости сжимаются.

6. Движущаяся молекула обладает потенциальной энергией.

7. Движущаяся молекула обладает кинетической энергией.

8.Траектория движения молекулы газа – ломаная линия.

9. Число частиц в 1 см3 воды легко сосчитать.

10. Молекулы всех веществ одинаковы.


Приложение 2.

История изобретения термометра

До изобретения такого обыденного и простого для нашей повседневной жизни измерительного прибора как термометр о тепловом состоянии люди могли судить только по своим непосредственным ощущениям: тепло или прохладно, горячо или холодно. В 1592 году Галилео Галилей создал первый прибор для наблюдений за изменениями температуры, назвав его термоскопом. Термоскоп представлял собой небольшой стеклянный шарик с припаянной стеклянной трубкой. Шарик нагревали, а конец трубки опускали в воду. Когда шарик охлаждался, давление в нем уменьшалось, и вода в трубке под действием атмосферного давления поднималась на определенную высоту вверх. При потеплении уровень воды в трубки опускался вниз. Недостатком прибора было то, что по нему можно было судить только об относительной степени нагрева или охлаждения тела, так как шкалы у него еще не было. Позднее флорентийские ученые усовершенствовали термоскоп Галилея, добавив к нему шкалу из бусин и откачав из шарика воздух.В 17 веке воздушный термоскоп был преобразован в спиртовой флорентийским ученым Торричелли. Прибор был перевернут шариком вниз, сосуд с водой удалили, а в трубку налили спирт. Действие прибора основывалось на расширении спирта при нагревании, - теперь показания не зависели от атмосферного давления. Это был один из первых жидкостных термометров. На тот момент показания приборов еще не согласовывались друг с другом, поскольку никакой конкретной системы при градуировке шкал не учитывалось. В 1714 году Д. Г. Фаренгейт изготовил ртутный термометр. На шкале он обозначил три фиксированные точки: нижняя, 32 °F - температура замерзания солевого раствора, 96 ° - температура тела человека, верхняя 212 ° F - температура кипения воды.

Еще одна шкала была предложена французским ученым Реомюром в 1730 году. Он делал опыты со спиртовым термометром и пришел к выводу, что шкала может быть построена в соответствии с тепловым расширением спирта. Установив, что применяемый им спирт, смешанный с водой в пропорции 5:1, расширяется в отношении 1000:1080 при изменении температуры от точки замерзания до точки кипения воды, ученый предложил использовать шкалу от 0 до 80 градусов. Приняв за 0 ° температуру таяния льда, а за 80 ° температуру кипения воды при нормальном атмосферном давлении.

В 1742 году шведский ученый Андрес Цельсий предложил шкалу для ртутного термометра, в которой промежуток между крайними точками был разделен на 100 градусов. При этом сначала температура кипения воды была обозначена как 0 °, а температура таяния льда как 100 °. Однако в таком виде шкала оказалась не очень удобной, и позднее астрономом М. Штремером и ботаником К. Линнеем было принято решение поменять крайние точки местами.

М. В. Ломоносовым был предложен жидкостный термометр, имеющий шкалу со 150 делениями от точки плавления льда до точки кипения воды. И. Г. Ламберту принадлежит создание воздушного термометра со шкалой 375 °, где за один градус принималась одна тысячная часть расширения объема воздуха. Были также попытки создать термометр на основе расширения твердых тел. Так в 1747 голландец П. Мушенбруг использовал расширение железного бруска для измерения температуры плавления ряда металлов.

К концу 18 века количество различных температурных шкал значительно увеличилось. По данным «Пилометрии» Ламберта на тот момент их насчитывалось 19.

Температурные шкалы, о которых шла речь выше, отличает то, что точка отсчета для них была выбрана произвольно. В начале 19 века английским ученым лордом Кельвином была предложена абсолютная термодинамическая шкала. Одновременно Кельвин обосновал понятие абсолютного нуля, обозначив им температуру, при которой прекращается тепловое движение молекул. По Цельсию это -273,15 °С.











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Козловская средняя общеобразовательная школа».














Первый урок в 8 классе по физике УМК Перышкин А.В.

«Тепловое движение. Температура.»















Кушанова Светлана Хабдуллаевна,

учитель физики











2015г.

Первый урок в 8 классе по физике УМК Перышкин А.В.

«Тепловое движение. Температура.»

Кушанова Светлана Хабдуллаевна, учитель физики


Цели урока: познакомить обучающихся с понятиями «тепловое движение», «температура», рассмотреть устройство, принцип действия термометра, правила измерения температуры жидкости лабораторным термометром;

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, продолжить формировать умение работать с текстом, проводить измерения;

воспитывать внимание, умение контролировать свои действия, умение работать в парах.

Оборудование:

проектор, экран, компьютер, текст интеллектуальной разминки «Согласен - не согласен» (приложение 1),текст «Термометр» ( приложение 2), термометр лабораторный, стакан с горячей водой (на каждую парту).

Ход урока:

1.Организационный момент: инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.

2. Актуализация знаний.

Учитель: В прошлом году мы начали изучение физики. Давайте вспомним, что изучает эта наука.

Какие физические явления вы видите на слайде? ( слайд 2)

Ученики называют физические явления.

Учитель: В 7 классе мы в основном говорили о механических явлениях. А в этом году будем изучать тепловые, электрические, магнитные и световые явления. И чтобы двигаться дальше, давайте проведем интеллектуальную разминку. Возьмите лист интеллектуальной разминки (Приложение 1). В тетради запишите два слова «да» и «нет». Номера утверждений, с которыми вы согласны запишите рядом с « да», не согласны – рядом с «нет». На работу вам -5 минут.

Учитель: Проверим ваши ответы. (слайд 3)

Как вы думаете - с изучения каких физических явлений мы с вами начнем? Подсказка: прочитайте первые буквы утверждений, с которыми вы согласились. Получилось слово «тепло».

Ученики отвечают, что это тепловые явления.

Учитель: Верно. Запишите тему урока (слайд 4)

3. Изучение нового материала.

Учитель: Приведите примеры тепловых явлений. Какие изменения позволяют нам отнести эти явления к тепловым?

Ученики приводят примеры, высказывают предположения.

Учитель: Итак, давайте запишем определение (слайд 5): Тепловыми называют явления, связанные с изменением температуры или агрегатного состояния вещества.

Все вещества состоят из огромного числа частиц. Эти частицы движутся по сложным траекториям, в разных направлениях, стакиваются друг с другом. В результате столкновений они изменяют свою скорость и продолжают движение (слайд 6). Такое беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым.

Сравните это движение с механическим движением. Какие особенности имеет тепловое движение?

Ученики называют такие особенности как беспорядочность движения, большое число частиц и зависимость интенсивности этого движения от температуры; отмечают, что тепловое движение более сложное.

Учитель: говоря о тепловых явлениях, мы часто употребляем слово «температура». Что вы знаете о температуре?

Ученики называют единицу измерения температуры, обозначение температуры, прибор для измерения температуры.

Учитель: Попробуем дать определение этой физической величине. Часто мы говорим о температуре тела, используя слова «горячий», «холодный». Слова «холодный», «горячий» обозначают различную степень нагретости тел или температуру. Но наши ощущения могут нас обманывать. Если вы прикоснетесь одной рукой к крышке парты, а другой к металлической ножке той же парты, то ножка парты покажется холоднее. Но это не так. Их температуры одинаковы и равны температуре воздуха в классе. Чтобы дать более точное определение температуры, вспомним, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Значит скорость движения частиц и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения частиц увеличивается. Различные молекулы имеют разные массы. Движущиеся тела обладают кинетической энергией. Значит, температура и кинетическая энергия связаны между собой. зависит от температуры. Поэтому можно сказать, что температура – это физическая величина, являющаяся мерой кинетической энергии частиц вещества (слайд 7). Запишите эти определения в тетрадь.

Измеряют температуру термометром (слайд 8). Существуют разные виды термометров. Мы на уроках будем пользоваться спиртовым жидкостным термометром. Принцип его действия основан на расширении жидкости при нагревании. В зависимости от вида жидкости различают спиртовые и ртутные термометры. Ртуть ядовита и в сейчас широко распространены спиртовые термометры. Основные части термометра: шкала, стеклянная колба с подкрашенным спиртом с узкой запаянной трубкой, корпус. Термометр можно использовать в определенном диапазоне температур. Поэтому прежде, чем приступить к измерениям, нужно посмотреть, какие максимальную и минимальную температуры можно им измерять. И не забыть определить цену деления шкалы прибора.

Существуют правила пользования термометром (слайд 9).

1.Определить пределы измерения и цену деления шкалы прибора.

2.Поместить термометр в жидкость и подождать некоторое время пока его температура не будет изменяться.

3.Снять показания, не вынимая термометр из среды .

А когда появился первый термометр? И какие температурные шкалы существуют? Прочитайте текст «История изобретения термометра» и выполните задания (слайды 10,11,12)

Ученики выполняют задания, правильность выполнения проверяют по слайдам 13,14,15.

4. Выполнение лабораторного опыта.

Учитель: А теперь поработаем с термометром и выполним лабораторный опыт «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (слайды 16,17). Запишите название опыта в тетрадь.

Цель: исследовать изменение температуры воды.

Оборудование: термометр, стакан лабораторный с горячей водой.

Ход работы:

  1. Определите пределы измерения и цену деления термометра. Запишите эти значения в тетрадь.

2. Опустите термометр в воду и записывайте его показания через 1 минуту. Сделайте 5 измерений. Запишите их в виде таблицы.

3. По полученным данным постройте график зависимости температуры воды t от времени τ.

4. Сделайте вывод: Постоянна ли скорость остывания воды? Можно ли назвать конечную температуру воды?

После выполнения опыта предложить 2-3 учащимся прочитать вывод (ответы на вопросы),

5. Домашнее задание. Запишем домашнее задание: §1, ответить на вопросы 1-4, по желанию создать свою температурную шкалу или подготовить сообщение о

видах термометров.

Используемые источники:

  • Физика 8 класс. Перышкин А. В.-М. :Дрофа,2013-191с.

  • Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс, изд. "ВАКО", Москва, 2005 г,336 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
План - конспект урока по физике 8 класс на тему: «Тепловое движение. Температура.»

Автор: Кушанова Светлана Хабдуллаевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок физики. Тепловое движение. Температура"
    ["seo_title"] => string(48) "urok-fiziki-tieplovoie-dvizhieniie-tiempieratura"
    ["file_id"] => string(6) "254340"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447751726"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "План конспект урока на тему: Насыщенный пар. Влажность воздуха. "
    ["seo_title"] => string(67) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-nasyshchiennyi-par-vlazhnost-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "175028"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424199645"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект + презентация урока Физики Тепловые двигатели "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-priezientatsiia-uroka-fiziki-tieplovyie-dvighatieli"
    ["file_id"] => string(6) "141898"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418205500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "«Тепловые двигатели» в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(34) "tieplovyie-dvighatieli-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "305821"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457985704"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "«Тепловые двигатели»"
    ["seo_title"] => string(24) "tieplovyie-dvighatieli-1"
    ["file_id"] => string(6) "305823"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457985809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства