Методическая разработка урока решения задач по теме «Закон Ома и соединение проводников».
Методическая разработка урока решения задач по теме «Закон Ома и соединение проводников».
Данная методическая разработка предназначена для учителей физики. В ней представлена подробная разработка урока в 8 классе (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008.) по электрическим явлениям, описаны методика проведения урока в свете информационных и педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение, а также виды деятельности педагога и учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока решения задач по теме «Закон Ома и соединение проводников». »
Методическая разработка
урока решения задач по теме «Закон Ома и соединение проводников».
Данная методическая разработка предназначена для учителей физики. В ней представлена подробная разработка урока в 8 классе (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008.) по электрическим явлениям, описаны методика проведения урока в свете информационных и педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение, а также виды деятельности педагога и учащихся.
Автор: Григорьева Н.Н.. – учитель физики МОУ «СОШ №3 г. Ершова, Саратовской области»
Оглавление
Оглавление
1 Введение
2 Основная часть
2.1 Методическое обоснование темы:
2.2 План урока с методическими рекомендациями по проведению урока и дидактическим материалом
2. 3 Дидактический материал к уроку:
3 Заключение:
Литература
Введение
Основной формой учебно-воспитательного процесса остается современный урок. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Кем бы ни стали ученики по окончанию школы, но им всегда будут нужны научные знания, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, умения логически мыслить, делать выводы, сравнивать, находить правильные решения, а также умения работать в команде. И формировать перечисленные компетенции необходимо на уроке. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Необходимо также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку – не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества. Чтобы он был интересным, нужно постоянно совершенствовать его форму и содержание, использовать современные технологии, находиться в поиске эффективных приемов, методов.
Добиться качественно высокого уровня эффективности уроков в процессе обучения позволяют применение современных педагогических и информационных технологий.
Использование информационных технологий на уроках физики способствует эффективной организации познавательной деятельности обучающихся и индивидуализацию обучения, дает возможность организации процесса познания, поддерживающего системно - деятельностный подход к учебному процессу, открывает широкие возможности виртуального эксперимента. Возможности урока становятся эффективнее, ни один урок не обходится без презентации, либо применения какого – либо ЦОРа
Использование на уроке компетентностного подхода к преподаванию физики, который тесно связан с выполнением творческих заданий и самостоятельной деятельности учащихся, позволяет наполнить урок разнообразными формами деятельности.
Физика такая наука, которая создана для исследований, поэтому даже придумывать ничего не надо, нужно только определить проблему и учащиеся на уроке сами подберут вопросы для изучения, определят поиск решения проблемы и самореализуются.
Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к проблемно-поисковой, исследовательской деятельности на уроке:
• позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении;
• формирует у учеников компетенции, необходимые для продолжения образования.
В данной методической разработке представлен урок по физике в 8 классе, обеспеченный компьютерной презентацией, разработанной с целью приобщения учащихся к частично поисковой исследовательской деятельности.
В ходе урока учащимся предлагается участие в различных видах деятельности, постоянный поиск разрешения поставленной проблемы. Учитель нацеливает учащихся на самостоятельную работу, активизирует мыслительную деятельность, ребята просчитывают все возможные варианты соединений проводников.
Практикуется работа в малых группах, способствующая приобщению всех учащихся к начальным формам исследовательской деятельности и возможности обсуждать и решать поставленную проблему вместе, где можно все предположения проверить сразу. Такие уроки можно проводить и в фазе освоения знаний и в фазе совершенствования ЗУНов, такие умения в течении всей жизни необходимы.
2 Основная часть 2.1 Методическое обоснование темы:
Данная методическая разработка написана как одна из форм обмена накопленным педагогическим опытом по развитию исследовательских способностей учащихся на уроках физики и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении уроков,. связанных с электричеством, неотъемлемой частью жизни любого человека, не считая отшельников.
Тема открытого урока выбрана неслучайно, так как она является основополагающей для большого раздела физики - электрических явлений. Эта тема обязательно присутствует в КИМах ЕГЭ и ГИА, а многие дети уже задумываются идти в технические профили и ВУЗы. Если воочию убедиться в законах Ома и роли соединений между проводниками, и провести исследование в этой области, задача учителя выполнена и для жизни, и для экзамена. Цель разработки данного урока, научиться решать задачи на Закон Ома и соединение проводников, от простых соединений к более сложным, хотя для углубленного изучения предмета эта разработка может и не подойдет, но для моих испытателей и исследователей в самый раз.
2.2 План урока с методическими рекомендациями по проведению урока и дидактическим материалом
Открытый урок учителя физики МОУ «СОШ №3 г.Ершова саратовской области» Григорьевой Н.Н.
Эпиграф к уроку:
Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение,
но и учит он лучше всех учителей
Томас Карлейль (1795-1881)
Тема урока: Решение задач
по теме «Закон Ома и соединение проводников»
Класс: 8
Цели урока:
способствовать формированию навыков решения задач на закон Омаи соединение проводников;
способствовать формированию навыков работать в коллективе;
способствовать развитию коммуникативных компетенций.
способствовать развитию креативных способностей учащихся
способствовать формированию элементов информационной культуры.
способствовать самореализации учеников;
Задачи урока:
способствовать формированию навыков работать в коллективе при выполнении групповых заданий;
способствовать развитию коммуникативных компетенций при работе в группах;(при выполнении в группах практического задания)
способствовать развитию креативных способностей учащихся при решении нестандартных задач;
способствовать совершенствованию аналитических навыков учащихся при решении задач;
способствовать формированию навыков и умений использовать различные способы решения задач.
Метод обучения: проблемный, частично – поисковый, исследовательский;
Вид урока: Форма совместной деятельности – беседа с эвристическими элементами, самостоятельная работа, экспериментальная работа;
Тип урока: Комбинированный урок
Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку;
Межпредметные и метапредметные связи: оптические явления, электротехника;
Требования к уровню усвоения учебного материала перед началом урока:
иметь представление о законе Ома ;
уметь решать задачи на закон Ома;
иметь представление о величинах: сила тока, напряжение, сопротивление;
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока: иметь представление о законе Ома ;
уметь решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, начиная с простейших, стандартных заканчивая более сложными
иметь представление о различиях последовательного и параллельного соединения
Основные элементы усвоения: способы соединения резисторов, законы последовательного и параллельного соединения для силы тока и напряжения.
Оборудование и материалы:
электрооборудование лаборатории L-микро или 4 набора из источника тока, резисторов, амперметр, вольтметр ламп, соединительных проводов, ключа( для исследований в группах).
источник питания на 24 В, лампа, резистор, соединительные провода, магнитная доска для крепления, для демонстрации.
Приветствие, перекличка, вопросы по домашнему заданию;
2Постановка цели урока для обучающихся, мотивация их на деятельность 3 мин.
Урок, с точки зрения системно – деятельного подхода к обучению всегда, уместно начинать с постановки целей урока для учащихся, это дисциплинирует их мыслительную деятельность, которая строится теперь в соответствии с целями урока.
3 Учащимся заранее раздали тесты по 5 вопросов и они на них отвечают, при этом проверяется усвоение прошлого материала,
один ученик заполняет недостающие символы на интерактивной доске в презентации (слайд3)
Работа у доски проверяется вместе с остальными учениками, если нужно исправляют работу товарища
На слайде 4 также готовится основа четких знаний, на наглядности
.
3 Активизация и актуализация знаний учащихся по теме, изучаемой на предыдущем уроке, начнем с проблемных вопросов.
Исследуем задачи на интерактивной доске и зарисовываем схемы
Какие лампы будут гореть, если замкнуть отдельно переключатели 1, 2? А если замкнуть их одновременно?
Подключите электрические лампы в цепь так, чтобы при включении выключателя 1 загорались три лампы, а при включении выключателя 2 – две лампы.
Ответы неоднозначны, ребята, приступают к поиску решений, и они найдены, прелесть поискового и проблемного метода в том, что ребята хотят найти выход, тем более такие схемы у кого-то есть в доме..
У РАЗНЫХ СПОСОБОВ СОЕДИНЕНИЯ РАЗНЫЕ СВОЙСТВА!
4.Задачу на доске решает ученик «по-сильнее», где четко проговаривает правила последовательного и параллельного соединения проводников, закон Ома
Расчетная задача и она решена
Запись в тетрадь и у доски приучает ребят к аккуратности.
Немного услали, применим здоровьесберегающие методики и посмотрим на свой любимый цвет, это может быть цвет тетради, пенала, неба и т.д.
Поморгали головой, покрутили глазами, посмеялись, ручным замком покрутили и опять взяли ручки.
Закрепление
Работа в парах. Каждая пара получает задание определенного цвета и производят ее решение на полученных листах.
Но при этом, нельзя обойтись без ТБ.
Один ученик сообщает правила работы с оборудованием, так как работа в парах творческая и связана с электричеством, элетроприборами, которые нужно беречь. Навыки работы электрика, очень необходимы в повседневной жизни.
Соберите цепь из трех ламп так чтобы сопротивление цепи было наименьшим и измерьте общее сопротивление цепи. Начертите схему.
Получить сопротивление
12 Ом, 4 Ом, 1,2 Ом, если у вас есть 4 одинаковых резистора по 3 Ом. Начертите схемы . Сделайте расчет.
Определить показания амперметра и изменение силы тока, если один из резисторов отключить. R=6 Ом
Соберите цепь из резистора и лампы, так чтобы яркость лампы была наибольшая. Измерьте ток в цепи, определите общее сопротивление . Схема.
Даны три резистора
сопротивлением по 4 Ом каждый. Сколько разных значений сопротивления можно
получить? Начертить схемы, рассчитать значения.
Определить сопротивление одного резистора. Записать показания вольтметра и амперметра. Схема
Задания в группе, контролирует учитель и, если нужно лаборант(если учеников много) Учитель, используя метод диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности, направляет учеников и они сами приходят к истине.
ДЛЯ самопроверки, на слайде есть ответы, по которым выставляется балл в лист самоконтроля
Заслушиваем одного выступающего от группы синих, они ставят демонстрационный эксперимент для всех остальных. Сомнений остаться не должно: Лампа горит ярче, когда ее включают параллельно к резистору и все это видят, . и одного от зеленых – он сообщает, что самое маленькое из смешанных соединений сопротивлений – это когда они все включены параллельно. Если дома включить много электроприборов, то что произойдет ?
Как они включаются в цепь? Значит по закону Ома, что произойдет с силой тока в цепи?
R общ =6,2 - 6,5 Ом
R лампы =18,6 – 19,5 Ом
I1=6A,
I2=4A
Значит сила тока уменьшится на 2 А
R общ = 6 Ом±0,2Ом
I = 0,5 A
12 Ом
5 Ом
8/3=2,67 Ом
4/3=1,33 Ом
I=0,9А
U=18 В
Сопротивление каждого резистора R=5 Ом
ЧТОБЫ НЕ ЗАБЫТЬ, нужно вспомнить начало урока, ребята заполняют листы самоконтроля ответами на физический диктант, проводят взаимопроверку, по ответам на слайде.
1 вариант
2 вариант
1. одинаковое
1. одинаковый
2. наименьшим
2. наименьшим
3. наибольшим
3. наибольшим
4. сумме
4. сумме
5. меньше
Итог урока. Как замечательно мы сегодня поработали! Давайте подведём итоги.
Оцените вашу работу на уроке. Возьмите ваши оценочные листы и посчитайте общую сумму баллов.
В соответствии с поставленными целями учащимся предлагается самостоятельно определить, что они узнали за урок, где полученные знания можно будет применить, что они научились делать. Данная стадия рефлексии необходима для будущей работы, будущего урока и формирования у учащихся навыков мыслительной деятельности. Важно, чтобы прослеживалась цепочка: Постановка проблемы → мыслительный поиск решения → обдумывание полученного решения → ответ на вопрос: « А где это можно применить в дальнейшем?»
Задача учителя прокомментировать оценки, нужно указать перспективы роста и конечно похвалить ученика, это определенный воспитательный момент, который направлен на решение поставленных воспитательных задач.
Домашняя работа п.48, 49 Придумать задачу со своей схемой или придумать и решить задачу к предложенной схеме.
Дидактический материал
1. Цветные карточки задания
Соберите цепь из трех ламп так чтобы сопротивление цепи было наименьшим и измерьте общее сопротивление цепи. Начертите схему.
Получить сопротивление
12 Ом, 4 Ом, 1,2 Ом, если у вас есть 4 одинаковых резистора по 3 Ом. Начертите схемы . Сделайте расчет.
Определить показания амперметра и изменение силы тока, если один из резисторов отключить. R=6 Ом
Соберите цепь из резистора и лампы, так чтобы яркость лампы была наибольшая. Измерьте ток в цепи, определите общее сопротивление . Схема.
Даны три резистора
сопротивлением по 4 Ом каждый. Сколько разных значений сопротивления можно
получить? Начертить схемы, рассчитать значения.
Определить сопротивление одного резистора. Записать показания вольтметра и амперметра. Схема
2.Задания для теста Заключение:
В заключении хотелось бы отметить, что учитель – предметник на каждом уроке старается уделить особое внимание формированию на уроке понимания окружающего мира, изучаемых явлений и механизма протекания физических процессов. В разработанном уроке многие процессы происходят в нашем быту, у каждого в доме есть светильник, который можно включить из двух разных мест и никто, наверное, из ребят не задумывался почему? Почему, когда много приборов включено дома, может выключиться свет. А на уроке они узнали об этом.