Разработка урока физики в 9 классе по теме «Магниты»
(продолжительность урока 45 минут)
Проблемно-мотивационный блок.
Тема: Магниты
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Педагогическая технология: проблемное обучение.
Метод: исследование.
Педагогические задачи проблемного урока: познакомить обучающихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать обучающихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Проблемные вопросы:
Предметы из каких материалов притягивают магниты?
Магнит действует на металлические предметы только через воздух?
Можно ли изолировать магнит?
Одинаково ли действуют магниты разной формы на металлические предметы?
Все ли части магнита имеют одинаковую силу?
Как взаимодействуют полюсы магнитов?
Можно ли намагнитить предмет?
Притягивает ли намагниченная игла металлические предметы?
Только ли трением можно намагнитить предмет?
Только ли магниты имеют магнитную силу?
Имеет ли электромагнит те же полюса, что и постоянный магнит?
Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.
Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:
Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.
Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Объяснить полученный результат.
Сделать вывод.
Презентовать работу пары перед классом.
Дать оценку работы группы.
Информационный блок.
Класс делится на творческие пары. Можно по желанию, можно по тому, как сидят за партами. Все задания выполняют вместе, при презентации результатов работы каждый участник пары выбирает себе роль:
Докладчик – выступает у доски перед классом с выводами пары;
Эксперт – оценивает работу пары.
Учитель даёт инструктаж по работе в парах, по проведению исследований.
Аналитический блок.
Учитель организует парную исследовательскую работу. Исследовательская работа на 5 минут, оставшееся время урока отводится на презентацию результатов, подведение итогов. Обучающиеся проводят исследования по инструктивным карточкам.
Инструктивная карточка № 1
Проблемный вопрос: Предметы из каких материалов притягивают магниты?
Оборудование:
Предметы из разных материалов (деревянный брусок, пластмассовая линейка, ложка, тетрадь, мягкая игрушка).
Различные поверхности (батарея отопления, стена, аудиторная доска, входная дверь).
Магнит, подвешенный на нить.
Инструктивная карточка № 2
Проблемный вопрос: Магнит действует на металлические предметы только через воздух?
Оборудование:
Магнит.
Стакан с водой.
Скрепка.
Инструктивная карточка № 3
Проблемный вопрос: Можно ли изолировать магнит?
Оборудование:
Большой магнит.
Несколько газетных листов.
Ткань.
Ложка
Инструктивная карточка № 4
Проблемный вопрос: Одинаково ли действуют магниты разной формы на металлические предметы?
Оборудование:
Магниты разной формы (подкова, круг, брусок).
Металлические предметы (скрепки, кнопки, гвозди)
Инструктивная карточка № 5
Проблемный вопрос: Все ли части магнита имеют одинаковую силу?
Оборудование:
Железные опилки.
Магнит в форме прямоугольного бруска.
Магнит в форме подковы.
Два кусочка картона.
Инструктивная карточка № 6
Проблемный вопрос: Как взаимодействуют полюсы магнитов?
Оборудование:
Два магнита в форме брусков.
Игрушечный фургон.
Инструктивная карточка № 7
Проблемный вопрос: Можно ли намагнитить предмет?
Оборудование:
Магнит в форме прямоугольного бруска.
Две толстых иглы.
Инструктивная карточка № 8
Проблемный вопрос: Притягивает ли намагниченная игла металлические предметы?
Оборудование:
Большая игла.
Маленькие иглы.
Магнит.
Инструктивная карточка № 9
Проблемный вопрос: Только ли трением можно намагнитить предмет?
Оборудование:
Гвоздь.
Источник тока.
Медный провод.
Соединительные провода.
Мелкие металлические предметы.
Штатив с лапкой.
Инструктивная карточка № 10
Проблемный вопрос: Только ли магниты имеют магнитную силу?
Оборудование:
Железные опилки.
Источник тока.
Катушка на подставке.
Пластиковая платформа.
Инструктивная карточка № 11
Проблемный вопрос: Имеет ли электромагнит те же полюса, что и постоянный магнит?
Оборудование:
Большой стальной гвоздь.
Магнит в форме бруска с помеченными полюсами.
Батарейка на 4,5В.
Изолированный провод.
Игла.
Пробка.
Скотч.
Тазик.
Вода.
Цветная изолента.
Ножницы.
Презентация результатов работы пар: Докладчик выступает у доски. Время выступления не более 3 минут.
Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждена или опровергнута гипотеза?
Фокус-вопрос: Вокруг любого магнита существует магнитное поле…
(Выступают по цепочке все обучающиеся класса, высказывая научные основы, которые запомнили с урока. Начать высказываться может желающий обучающийся класса, если такого нет – учитель.)
Рефлексивно-оценочный блок.
Оценка работы обучающихся. Выступление экспертов. Эксперты дают оценку работы пары в соответствии с критериями оценивания.
Критерии оценивания:
Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка - 1 балл
Исследование проведено в соответствии с планом - 1 балл
Результаты исследований не противоречат теории - 1 балл
Дано верное объяснение полученных результатов - 2 балла
Умение сделать вывод - 1 балл
Публичное выступление:
Логичность - 1 балл
Правильная речь - 1 балл
Наглядность демонстрации опыта - 1 балл
Соблюдение временных рамок - 1 балл
Итого
Перевод баллов в отметку:
8 - 10 баллов - отметка «5»
6 - 7 баллов - отметка «4»
4 - 5 баллов - отметка «3»
Оценка работы пары:
ФИ обучающегося - отметка
ФИ обучающегося - отметка
Подведение итогов урока учителем.
Домашнее задание. §21-24 (прочитать)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Магниты" »
Разработка урока физики в 9 классе по теме
«Магниты»
(продолжительность урока 45 минут)
Проблемно-мотивационный блок.
Тема: Магниты
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Педагогическая технология: проблемное обучение.
Метод: исследование.
Педагогические задачи проблемного урока: познакомить обучающихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;заинтересовать обучающихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Проблемные вопросы:
Предметы из каких материалов притягивают магниты?
Магнит действует на металлические предметы только через воздух?
Можно ли изолировать магнит?
Одинаково ли действуют магниты разной формы на металлические предметы?
Все ли части магнита имеют одинаковую силу?
Как взаимодействуют полюсы магнитов?
Можно ли намагнитить предмет?
Притягивает ли намагниченная игла металлические предметы?
Только ли трением можно намагнитить предмет?
Только ли магниты имеют магнитную силу?
Имеет ли электромагнит те же полюса, что и постоянный магнит?
Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.
Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:
Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.
Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Объяснить полученный результат.
Сделать вывод.
Презентовать работу пары перед классом.
Дать оценку работы группы.
Информационный блок.
Класс делится на творческие пары. Можно по желанию, можно по тому, как сидят за партами. Все задания выполняют вместе, при презентации результатов работы каждый участник пары выбирает себе роль:
Докладчик – выступает у доски перед классом с выводами пары;
Эксперт – оценивает работу пары.
Учитель даёт инструктаж по работе в парах, по проведению исследований.
Аналитический блок.
Учитель организует парную исследовательскую работу. Исследовательская работа на 5 минут, оставшееся время урока отводится на презентацию результатов, подведение итогов. Обучающиеся проводят исследования по инструктивным карточкам.
Инструктивная карточка № 1
Проблемный вопрос: Предметы из каких материалов притягивают магниты?
Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на отдельный лист. Лист разместите на доске.
Подготовьте выступление по проделанной вами работе.
Презентация результатов работы пар: Докладчик выступает у доски. Время выступления не более 3 минут.
Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждена или опровергнута гипотеза?
Фокус-вопрос: Вокруг любого магнита существует магнитное поле…
(Выступают по цепочке все обучающиеся класса, высказывая научные основы, которые запомнили с урока. Начать высказываться может желающий обучающийся класса, если такого нет – учитель.)
Рефлексивно-оценочный блок.
Оценка работы обучающихся. Выступление экспертов. Эксперты дают оценку работы пары в соответствии с критериями оценивания.
Критерии оценивания:
Критерии оценивания
Количество баллов
норма
самооценка
Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка