Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по теме "Сила трения " 7 класс»
Тема урока: Силы трения
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.
Развивающая: развитие навыков составления структурной схемы при изучении нового материала формировать представление о процессе научного познания; развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов;
Воспитывающая: прививать культуру умственного труда.
Урок изучения нового материала ( урок – исследование)
Ход урока
Организационный этап
Начнем с определения.
Какое явление называют трением?
Используя текст сформулируем определение:
Явление взаимодействия
двух тел при соприкосновении, которое
выражается в препятствии их взаимному перемещению называют трением.
Какой физической величиной характеризуют действие одного тела на другое?
Как назовем силу, возникающую при трении?
Распознаем виды силы трения, участвующей в опыте.
Демонстрации:
1. Тележка с закрепленными колесами удерживается на наклонной плоскости.
2. Тележка съезжает с наклонной плоскости и останавливается на поверхности стола.
3.Тележка скатывается с наклонной плоскости.
4.Шарик падает в трубке с водой.
5.На моих пальцах трубка скользит одним концом дольше, чем другим и пальцы сходятся не на середине.
Сила нормального давления.
Чему численно равна эта сила? – силе тяжести при нормальном ее действии.N =gm
Коэффициент трения.
Выразите его значение и дайте определение.
μ = Fтр/N
Коэффициент трения равен отношению силы трения к силе нормального давления.
В каких единицах будем его измерять?
Нет единицы измерения, так как Н/Н =1
От чего зависит коэффициент трения?
Немного истории:
Шел 1500-й год. Великий итальянский художник, скульптор и ученый Леонардо да Винчи проводил странные опыты, чем удивлял своих учеников: он таскал по полу то плотно свитую веревку, то ту же веревку во всю длину. Его интересовал ответ на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от величины площади соприкасающихся в движении тел? Механики того времени были глубоко убеждены, что чем больше площадь касания, тем больше сила трения. Они рассуждали примерно так: чем больше таких точек, тем больше сила трения. Совершенно очевидно, что на большей поверхности будет больше таких точек касания, поэтому сила трения должна зависеть от площади трущихся тел.
Сейчас вам предстоит выполнить небольшую работу:
«Исследовать зависимость силы трения от площади соприкосновения».
Что вам предстоит измерять? – силу трения.
Каким способом? – динамометром.
Что будете изменять в ходе исследования? – площадь соприкосновения тел.
Какими воспользуетесь приборами?
Динамометром. Посмотрите на рисунок и вспомните как нужно им пользоваться при измерении силы трения.
Помещая брусок на плоскую грань и на ребро можно убедиться, что сила трения не изменяется.