Опорный конспект помогает лучше разобраться в новом трудном материале урока и успешно выступить на следующем уроке. Таким образом, методика преподавания физики с использованием опорного конспекта дает возможность всем учащимся, независимо от их индивидуальных способностей, почувствовать себя самостоятельными, уверенными в себе, активными, способными людьми, испытывающими радость от успеха в учении. Я думаю, что это самое главное для учителя, когда его ученики любят его предмет и не боятся идти к нему на урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опорные конспекты на уроках физики»
К поколению сегодняшних школьников общество выдвигает следующие требования: они должны знать не только основы наук, но и быть инициативными и самостоятельно мыслящими. Поэтому одной из важнейших задач школы в современных условиях является развитие интеллектуальных способностей у детей. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую учебно-познавательную деятельность. Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. В настоящее время практически каждый учитель применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это прежде всего связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на более эффективное решение образовательно-воспитательных задач и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Использование опорных конспектов позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить изучаемый материал. При этом я использую демонстрационный эксперимент, а в последнее время и ИКТ технологии. В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыках наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям, значительно расширяет кругозор. Перед школьниками распахиваются безграничные возможности новых способов добывания знаний. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знаний учащимися, на их самообразование. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает определенные трудности и теряет интерес к предмету. Поэтому современный учитель должен помочь ребёнку овладеть технологиями познавательной деятельности, качественно обрабатывать получаемую им информацию и уметь применять её на практике при решении различных видов задач. Преподавание физики представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий. Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины. Важным признаком опорного конспекта должен стать его внешний вид. Современные компьютерные технологии и различные редакторы позволяют успешно решать эту задачу. Основные принципы составления опорного конспекта: - Структурность; - Последовательность; - Лаконичность; - Ассоциативность; - Доступность; - Наглядность; - Эстетичность. Опорные конспекты реализуют принципы последовательности и системности. Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению. Следует отметить, что опорный конспект — это не исчерпывающее отображение всего учебного материала, а лишь средство выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам. Как правило, опорный конспект изучаемой темы располагается перед глазами школьников с самого начала урока. По ходу изложения нового материала школьники делают записи в тетрадях, используя символы опорного конспекта. Учитель, привлекая внимание учащихся, раскрывает содержание конспекта, последовательно продвигаясь от одного его пункта к другому. Особо следует сказать о значении опорных конспектов для «слабых» учащихся. Конспект становится для них опорой, помогая вспомнить и воспроизвести материал темы. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. И вообще помогает учащимся строить логическое выступление. Зрительное восприятие опорных конспектов, воспроизведение их в тетрадях учащимися, устный рассказ по ним развивают все виды памяти школьников. Создание опорных конспектов – нелегкий труд для учителя. Ему необходимо не только осмыслить, затем структурировать, интегрировать, обобщить учебный материал, но и творчески подойти к оформлению самого конспекта. Также задача учителя сводится к тому, чтобы научить школьников работать с опорным конспектом. Для этого целесообразно предложить следующий алгоритм действий: 1. Вспомни объяснение учителя, используя конспект. 2. Раскрась его цветными карандашами, фломастерами. 3. Прочти материал в учебнике. 4. Перескажи материал учебника с помощью конспекта. 5. Расскажи материал без конспекта. В своей педагогической деятельности я часто использую метод опорных конспектов. Например, при изучении таких тем, как «Сила трения» (7 класс), «Энергия» (8 класс), «Последовательное и параллельное соединение проводников» (9 класс), «Основные положения МКТ» (10 класс), «Строение атома» (11 класс) и многих других. При применении в ответе опорных материалов, у детей отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог, быть уверенным в себе и т. д. Упрощается оперирование новыми терминами, возникает чувство уверенности в успехе и любознательности, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает положительную мотивацию и открывает дорогу к творчеству. Подача информации при работе с опорным конспектом осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального эффекта при получении знаний учащихся. Сочетание и расположение текста, формул, схем, рисунков, графиков позволяет наилучшим образом выделить и подчеркнуть главное в изучаемой теме. Опорный конспект помогает лучше разобраться в новом трудном материале урока и успешно выступить на следующем уроке. Таким образом, методика преподавания физики с использованием опорного конспекта дает возможность всем учащимся, независимо от их индивидуальных способностей, почувствовать себя самостоятельными, уверенными в себе, активными, способными людьми, испытывающими радость от успеха в учении. Я думаю, что это самое главное для учителя, когда его ученики любят его предмет и не боятся идти к нему на урок. Использование такого методического приема дают возможность рационально распределить время на уроке, уменьшить его затрату на подготовку домашнего задания, увеличить работоспособность и результативность труда учителя и учащихся, создать условия для раскрытия творческих способностей и талантов учащихся, что способствует более глубокому изучению теоретического материала и развитию речи учащихся. При использовании этого метода очень важное значение имеет создание благоприятного психологического климата на уроке. В заключении хочется сказать, что разработка опорного конспекта по физике — это реальная помощь в работе ученика, которая помогает не только понять физические законы и процессы, опираясь на теорию, изложенную в краткой и доступной форме, но и быть успешным, отвечая на уроке.