1. | Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока: «Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.» Слайд №1 (Молния) Посмотрите пожалуйста на картинку и ответьте на вопрос: «В какой среде распространяется электрический ток – гигантский разряд молнии?» Ученики: В воздухе. И так, ток может распространяться не только в металлах, но и в других средах: в газах, жидкостях, в вакууме, в полупроводниках. Мы с вами вместе сформулируем цель урока: Изучить электрическую проводимость различных веществ. Цели урока: Дидактические. Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения. Образовательные. Установить различия в условиях существования электрического тока в твердых, жидких, газообразных телах. Сформировать понятие о природе электрического тока в металлах. Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе научного познания. Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение слушать и быть услышанным. |
| Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь оставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Мы познакомились с электрическим током в металлических проводниках и законом Ома. Проведем небольшой тест по пройденному материалу. Каждому учащемуся дается тест. Задания выполняются на этих же листах. (7 минут) Пример задания: 1.Назовите электрические величины и укажите способы их измерений и вычислений. (Указывается единица измерения, называется прибор ). 2.Какой закон устанавливает связь между этими тремя величинами?
3. Как называется электроизмерительный прибор для измерения силы тока через резистор и как он включается в электрическую цепь? Амперметр, последовательно; Амперметр, параллельно; Вольтметр, последовательно Вольтметр, параллельно 4. Как называется электроизмерительный прибор для измерения напряжения на резисторе и как он включается в электрическую цепь? Амперметр, последовательно; Амперметр, параллельно; Вольтметр, последовательно; Вольтметр, параллельно. 5. На графике представлена зависимость силы тока в проводнике от напряжения. Определите по графику сопротивление проводника А. 0,5 Ом. В. 3 Ом. С. 2 Ом. D. 6 Ом.
6. Запишите закон Ома для полной цепи На доске: Слайд №2 с ответами. Учащиеся осуществляют взаимопроверку. Оценивание. За каждый правильный ответ 1 балл. 6 баллов – «5», 4-5 баллов – «4», 3 балла – «3», меньше 3 баллов – «2». Ребятам, не справившимся с заданием подойти в понедельник после уроков. |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Итак, разбираем электрическую проводимость различных веществ. Демонстрационный эксперимент №1: Пропускание электрического тока через раствор поваренной соли. Наряду с металлами хорошими проводниками являются водные растворы или расплавы электролитов. Эти проводники широко используют в технике. (например, в аккумуляторах, гальванических элементах) Демонстрационный эксперимент №2: Демонстрация искрового разряда с помощью электрофорной машины. Демонстрационный эксперимент №3: Демонстрация тлеющего разряда с помощью газоразрядных трубок. В обычных условиях газ является изолятором, но если газ ионизировать, то он становится проводником. Демонстрационный эксперимент №4: Демонстрация электрического тока в вакууме с помощью электронно-лучевой трубки. В вакуумных электронных приборах электрический ток образуют потоки электронов. Так же имеется группа веществ, проводимость которых занимает промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. Это полупроводники. Полупроводники применяют в качестве элементов, преобразующих ток в радиоприемниках, вычислительных машинах и т. д. Демонстрационный эксперимент №5: Демонстрация электрического тока в металлах. Подведем небольшой итог. Ребята, в каких же средах распространяется электрический ток? Ученики дают ответ: в электролитах, в газах, в вакууме, в полупроводниках, в металлах. Начнем с металлических проводников. Пока мы ничего не говорили об объяснении проводимости с точки зрения молекулярно-кинетической теории. Носителями свободных зарядов в металлах являются электроны. Их концентрация велика. 1028 1/м3. Эти электроны участвуют в беспорядочном тепловом движении. Под действием электрического поля они начинают перемещаться упорядоченно со средней скоростью порядка 10-4м/с. Экспериментальное доказательство существования свободных электронов в металлах. Слайд №3 (Опыт Мандельштама и Папалекси. Рассказывает учащийся 10 «Б» Слайд №4 Фотография Мандельштама Л. И. Слайд №5 Фотография Папалекси Н. Д. Слайд №6 Опыт Рикке. Три предварительно взвешенных цилиндра (2 медных и один алюминиевый) Рикке сложил отшлифованными торцами так, что алюминиевый оказался между медными. Затем цилиндры были включены в цепь постоянного тока: через них в течение года проходил ток. Вторичное взвешивание цилиндров показало, что масса цилиндров не изменялась. При исследовании торцов не было обнаружено проникновение одного металла в другой. Результаты свидетельствовали о том, что в переносе заряда в металлах ионы не участвуют. Ребята, какой можно сделать вывод? Носителями зарядов являются электроны. Движение электронов в металле. Электроны под действием постоянной силы, действующей на них со стороны электрического поля, приобретают определенную скорость упорядоченного движения. Эта скорость не увеличивается в дальнейшем со временем, так как со стороны ионов кристаллической решетки на электроны действует некоторая тормозящая сила. В результате V~E. Следовательно, скорость V пропорциональна напряжению U. E=U/l, где l – длина проводника. Мы знаем, что I=q0nVS, поэтому можем сказать, что I~U. В это состоит качественное объяснение закона Ома на основе электронной теории проводимости металлов. Построить удовлетворительную количественную теорию движения электронов в металле на основе законов классической механики невозможно. Условия движения электронов в металле таковы, что классическая механика Ньютона не применима для описания этого движения. Это видно из примера. Если экспериментально определить среднюю кинетическую энергию движения электронов в металле при комнатной температуре mV2/2 = 3/2kT, то получается температура 105 – 106 K. Такая температура существует внутри звезд. Движение электронов в металле подчиняется законам квантовой механики. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Закрепление изученного. Слайд №7 Учащиеся устно отвечают на вопросы: 1. Какие вещества относятся к электролитам? 2. В результате какого процесса газ становится электропроводным? 3. Какие вещества называют полупроводниками? 4. В чем заключается опыт Мандельштама и Папалекси? 5. В чем заключается опыт Рикке? 6. Каковы основные положения электронной теории электропроводимости металлов? Если учащиеся отвечают плохо, то можно показать соответствующие слайды и снова проговорить неусвоенный материал. При хороших, четких ответах переходим к следующему этапу. |
5. | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Домашнее задание. На доске: §111, 112 Поскольку в этом классе есть опыт создания презентаций,предложить ребятам начать работу над новым проектом с компьютерной презентацией: «Электрический ток в разных средах». Срок исполнения проекта 1 месяц. |