“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: интегрированный урок (физика, химия) 8 класс.
Цель урока: изучить строение атома.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить планетарную модель атома.
- Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.
Развивающие:
- Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов.
- Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- Развивать познавательный интерес к предметам.
- Показать значение опытных фактов.
Оборудование: плакаты, выполненные учащимися; портреты ученых; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; видеофильм “Опыт Резерфорда” (фрагмент); бланк опорного конспекта (у каждого учащегося, см. Приложение1).
План урока:
- Повторение материала.
- Вступительное слово учителя, постановка целей урока.
- Изложение нового материала.
- Отработка изученного материала.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
1. Фронтальный опрос.
- Можно ли разделить элементарный электрический заряд на 4?, 3?, 2?
- Что можно сказать о величине заряда любого заряженного тела?
- Можно ли передать телу заряд величиной 1,6 • 10 – 20 Кл?; 48 •10 – 20 Кл?
2. Учитель химии. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики, биология, географии. Сегодня мы решили объединить уроки химии и физики, чтобы раскрыть строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?
3. Учитель физики. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.
Учащийся. Делает небольшое сообщение о модели атома (см. рис. 1), предложенной английским физиком Дж. Дж. Томсоном: “Атом” в переводе с греческого - неделимый. Но после открытия в 1897 г. электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон. Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “вкраплены” в атом. Предполагалось, что их очень много. В целом атом электронейтрален. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений. Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металлов легко теряют часть электронов.
Первая модель атома сыграла положительную роль: в дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, о потере электронов атомами. Однако скоро обнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда”.
Учитель физики. Чтобы проверить гипотезу Дж. Дж. Томсона необходимо провести эксперимент. (Просматривается фрагмент видеофильма об опыте Э.Резерфорда).
Учащийся. Делает пояснения о планетарной модели атома, вытекающей из опытов Э.Резерфорда по самостоятельно изготовленному плакату (см. рис. 2): “В 1909 - 1911 гг. Резерфорд экспериментально доказал, что у атомов есть ядра. В мае 1911 г. на страницах лондонского “философского журнала” он изложил результаты экспериментальных и теоретических поисков в области строения атома. Ядро занимает в атоме ничтожную часть объема, оно положительно заряжено, и в нем сосредоточена почти вся масса атома, так как электроны по сравнению с атомом очень легкие частицы. Электроны движутся вокруг ядра.
Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад.