1 | Организационный момент Мотивационный этап | Создание эмоционального настроя. Вхожу в класс, приветствую учащихся, отмечаю отсутствующих. Итак, сегодня на уроке мы продолжаем изучение электрических явлений. Но прежде чем знакомиться с новыми понятиями, давайте немного повторим. Это мы сделаем для того, чтобы наиболее успешно рассмотреть новые вопросы. | Настраиваются на урок | Личностные: - стремление приобретать новые знания |
2. | Актуализация Подведение к теме урока. | Работать будем следующим образом. Некоторые из вас получат задания, остальные будут работать со мной вместе. За каждый правильный ответ вы получите жетоны, которые мы подчитаем в конце урока. Фронтальный опрос. 1. С какими видами соединений мы с вами знакомились? 2. Чем отличатся эти виды соединений друг от друга? 3. Что вы можете сказать о силе тока в параллельном соединении? 4. Каково общее напряжение при последовательном соединении? 5. Как определить сопротивление при параллельном соединении? 6. Как определить общее сопротивление 20 одинаковых лампочек соединённых последовательно. Ребята, а что такое работа? Совершали ли мы работу, когда шли в школу? Что у нас совершало работу? Правильно, молодцы. Это у нас какая работа? Какую работу мы изучали в 7 классе? Но мы, ребята, сегодня поговорим о другом виде работы - о работе электрического тока. Какой буквой обозначается работа? Слайд А кто знает, почему? В каких единицах измеряется работа? Слайд С работой мы с вами разобрались, но есть еще второе понятие. Рассмотрим такой пример. 1000 кирпичей надо поднять на 9 этаж. Какими способами их можно поднять? Результат один и тот же. 1000 кирпичей окажутся на 9 этаже. А чем отличается работа, совершаемая краном и рабочим? Что за величина характеризует быстроту работы? Какой буквой обозначается мощность? СЛАЙД Почему буквой Р, сможете сказать? В каких единицах измеряется мощность? О каких величинах мы с вами вспомнили? Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? В рабочих тетрадях запишите, пожалуйста, число, тему урока «Работа и мощность электрического тока» | Часть детей получают индивидуальные задания в виде теста Последовательное и параллельное. Последовательное соединение - это такое соединение, когда вывод одного элемента подключен к выводу другого элемента. Параллельное соединение - это соединение, при котором подключенные элементы цепи имеют два общих узла подключения. I= + U= R= 20 Дети дают свои ответы. Да. Ноги, руки. Механическую. А. С НЕМЕЦКОГО В ПЕРЕВОДЕ ARBEITEN ОЗНАЧАЕТ РАБОТАТЬ В джоулях. С ПОМОЩЬЮ КРАНА ИЛИ ТАСКАЕТ РАБОЧИЙ Быстротой. Мощность. Р. С АНГЛИЙСКОГО POWER МОЩНОСТЬ В ваттах. Работа и мощность. Работа и мощность электрического тока. «Работа и мощность электрического тока» | |
3 | Создание проблемной ситуации. Определение цели урока | Что называют электрическим током? Почему заряженные частицы движутся упорядоченно? Что характеризует электрическое поле? Как рассчитать напряжение? Ребята, вы уже знаете, что прохождение электрического тока по проводнику представляет собой процесс упорядоченного движения зарядов в электрическом поле, существующем в проводнике. При этом силы электрического поля, действующие на заряды, совершают работу. Будем называть эту работу работой тока. -Приведите примеры, где ток совершает работу? Давайте подумаем: можем ли мы рассчитать работу тока Итак, какова цель нашего сегодняшнего урока? | Упорядоченное движение заряженных частиц. На них действует электрическое поле Напряжение Работу поля разделить на заряд. Вентилятор, миксер, электрический чайник, лампа и т. д Дети делают свои предположения познакомиться с физическими величинами: работа и мощность тока; усвоить формулы, позволяющие определить эти величины, узнать от чего зависит работа и мощность тока | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу. |
4 | Изучение нового материала Работа в парах | Ребята, давайте вспомним, какая физическая величина характеризует электрическое поле? Что показывает электрическое напряжение? Правильно. Отсюда мы можем сказать, что работа равна А= Uq С другой стороны, мы знаем о том, что заряд – это есть произведение силы тока на время, в течение которого этот заряд протекает по проводнику. q=It А теперь давайте попробуем на основании этих рассуждений вывести формулу для расчета работы, Сделайте вывод Напряжение измеряют в Вольтах, силу тока – в Амперах, а время- в секундах, поэтому можно написать [А ] = [ Дж ] = [ А*В*c] Какие же приборы нам потребуются, чтобы измерить работу электрического тока? Верно, все это сочетается в счетчике электрической энергии, которые есть в наших домах (слайд) Но одинаковую работу можно совершить за различное время. Например, нагрев воды электрическим чайником старой и новой модели. Мы с вами сказали, что быстроту совершения работы характеризует мощность -Умеете ли вы рассчитывать мощность электрического тока? Что же мы будет делать дальше? Какова будет наша дальнейшая цель? Выведем формулу мощности электрического тока (слайд) Какой можно сделать вывод?
Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр - это сочетается в ваттметре (слайд) Рассмотрите таблицу и сравните мощности устройств, применяемых в быту, технике, на производстве. Стр.120.Таблица 9. «Мощности различных электрических устройств, кВт» (слайд) Задание: 1. По таблице назовите мощность некоторых источников и потребителей, например минимальную и максимальную мощности Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =P∙t. На практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: Вт∙ч и производных им единицах. | Характеристикой электрического поля является величина, называемая напряжением Напряжение показывает, какова работа электрического поля по переносу электрического заряда q из одной точки в другую Если в формулу для работы А= Uq подставить соотношение q=It, то получим формулу для вычисления работы электрического тока, работы электрического поля по перемещению электрического заряда А=UIt Вывод: работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. (слайд ) Чтобы измерить работу тока, надо взять амперметр, вольтметр и часы Нет Вывести формулу для расчета электрической мощности
Записывают вывод формулы в тетради Вывод: мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока Работают в парах с таблицей учебника | Познавательные: - сознавать познавательную задачу. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу. |
6 | Релаксация. “Дыхание счастья” по Г.П. Молохову.(2 мин) | Дорогие ребята, а сейчас восстановим свои силы для дальнейшей работы. Расслабьтесь, сядьте поудобнее. При вдохе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, счастье, здоровье, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, красоту, продолжительные эмоции, жизненные силы… При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и нечистоты, грязь, болезни, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, несчастье, ненависть, глупость. | Дети слушают звуки пения птиц. | |
5 | Закрепление изученного материала | А теперь мы с вами проверим, как вы усвоили тему нашего урока Решим задачу. В нашем классе установлено 10 потолочных светильника мощностью по 72 Вт каждый. Каков расход электроэнергии выраженной в кВт∙ч за 1ч работы светильников. Время 1ч выбрано не случайно:10мин - время одной перемены, а за время учебы-5-6 перемен – 1 час А в школе 17 классов, сколько же электроэнергии можно сэкономить, выключая светильники во время перемен за один день? А за 20 дней? А знаете ли вы, что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна, заменяет физический труд двух рабочих в течение семичасового рабочего дня Так что же нам можно делать в школе для экономии электроэнергии? | А=10∙72Вт1ч=720Вт∙ч = 0,72 кВт ∙ ч. 0,72 кВт∙ч ∙17 = 12,24 кВт∙ч 12,24 кВт ∙ ч ∙20=244,8 кВт ∙ ч Дети предлагают свои действия | |
7 | Постановка домашнего задания и выставление оценок. | Домашнее задание. § 50,51,52.Упр. 24 (2), принести паспорт электрического прибора Кто получил за урок больше 10 жетонов получает «5», 7 и больше «4», у кого набралось 5 и больше – могут поставить себе «3». Спасибо за урок. | Домашнее задание. § 50,51,52.Упр. 24 (2) Принести паспорт электрического прибора | |