Конспект урока физики "Плавление и кристаллизация"
Конспект урока физики "Плавление и кристаллизация"
Тема:Плавление и кристаллизация. Сублимация.
Цели урока:1) обеспечить усвоение учащимися понятий плавление, кристаллизация, сублимация;
2) развивать умение выделять существенные признаки и свойства, умение выделять главное, составлять кластер; умение работать в должном темпе; умение оценивать результаты своих действий;
3)воспитывать культуру учебного труда, дисциплинированность, патриотизм.
Оборудование: электронная презентация, проектор, экран, раздаточный материал, жетоны c символами олимпийских игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики "Плавление и кристаллизация"»
Тема:Плавление и кристаллизация. Сублимация.
Цели урока:1) обеспечить усвоение учащимися понятий плавление, кристаллизация, сублимация;
2) развивать умение выделять существенные признаки и свойства, умение выделять главное, составлять кластер; умение работать в должном темпе; умение оценивать результаты своих действий;
3)воспитывать культуру учебного труда, дисциплинированность, патриотизм.
Оборудование: электронная презентация, проектор, экран, раздаточный материал, жетоны c символами олимпийских игр.
Ход урока:
Этап урока
Действия учителя, содержание этапа.
Предполагаемые действия учащихся
I.Организационный этап.
5мин
1.Приветствует учащихся.
2. Вводное слово учителя: Сегодняшний наш урок мы проводим в преддверии олимпийских игр (ОИ) в Сочи. И поэтому мне показалось, что будет интересным позаимствовать некоторые из олимпийских видов спорта и применить их на нашем уроке.(историческая справка: Олимпи́йские и́гры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелемПьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних Игр.
В тех же местах проведения Олимпийских игр спустя две недели проводятся Паралимпийские игры для людей с инвалидностью)
3. Все олимпийские игры имеют свой талисман. Знакомы ли вы с талисманами игр в Сочи Зайкой, Белым Мишкой и Леопардом?
А с талисманами паралимпийских игр Лучиком и Снежинкой?
4.Скажите, а с чего начинаются все олимпийские игры? Правильно, с зажжения Олимпийского Огня.
Сегодня и мы зажжем свой олимпийский огонь(демонстрация горящей свечи). Скажите, какие процессы мы наблюдаем при горении свечи? Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?
5. Проводится жеребьевка – определение очередности выбора вопросов на следующем этапе.
1.Приветствуют учителя.
2.Слушают учителя.
3.Отвечают на вопросы.
(с эстафеты олимпийского огня)
4.Предполагаемые ответы:наблюдаем прцесс плавления парафина и его отвердевания при прекращении подачи теплоты. Тема: «Плавление и кристаллизация».
Цель урока: изучить процессы плавление, отвердевание, механизм их протекания.
5. Вытягивают жетоны с номерами на обратной стороне.
II. Проверка домашнего задания. (5-7мин)
Прыжки с трамплина. «Своя игра».(в качестве трамплина, знания накопленные на прошлых уроках) (Приложение1.) На экран проецируется таблица с категориями и номерами вопросов
Согласно жеребьевке отвечают на вопросы выбирая категорию и номер вопроса, за каждый правильный ответ получают жетоны.
III. Изучение нового материала.
(17мин)
1.Бобслей. 10мин (Бобслей представляет собой скоростной спуск с гор по специальным трассам с искусственным намораживанием льда на управляемых санях (бобах). Олимпийские соревнования по бобслею в каждом виде программы проходят в два дня — по 2 заезда в день. Победительницей становится команда, чье суммарное время (по всем 4 заездам) минимально. Если две команды финишировали с одинаковым временем, то они получают одинаковые награды. Различают соревнования мужчин и женщин.)
2) Керлинг(5мин). Керлинг представляет собой спортивную игру на льду, в которой участвуют две команды, в каждой из которых играют 4 спортсмена. Участники поочерёдно пускают по льду гранитные снаряды («камни») весом 19,96 кг в сторону размеченной на льду мишени («дома»). Цель игры — попасть камнем ближе к центру «дома», чем это сделал соперник.
3) Показательные виды спорта(2 мин). Виды спорта, завоеванные медали в которых не входят в командный зачет, и те которые не стали олимпийскими видами спорта, называются показательными. Например, хоккей с мячем, лыжный балет, гонки на лыжах с собачьей упряжкой впереди.
Класс делится на две группы-команды. Каждая команда самостоятельно изучает материал учебника по теме урока, первая команда рассматривает плавление, вторая кристаллизацию.Каждая команда на доске делает кластер мелом одного цвета и защищает его. Объясняют график плавления твердых тел.
2. Каждая команда дополняет кластер другой команды мелом своего цвета. Чем больше дополнений, тем больше камней команда загоняет в «дом» и тем больше получает жетонов.
3.Сообщение учащегося о сублимации.
Физминутка.1мин
Казахстан принимал участие в 5 летних и 6 зимних Олимпийских играх. До 1988 года казахстанские спортсмены выступали в составе сборной СССР. На летних Олимпийских играх 1992 года казахстанские спортсмены входили в состав Объединённой команды.
Под флагом Казахстана было выиграно 59 медалей: 52 олимпийские медали в летних видах спорта и 7 олимпийских медалей в зимних видах спорта. Наиболее успешно для казахстанских спортсменов сложились Игры 2012 года в Лондоне, где они сумели завоевать 7 золотых наград.
Наиболее титулованный олимпийский чемпион — Илья Ильин первый и пока единственный двукратный Олимпийский чемпион из Казахстана.
Казахстан подавал заявку на проведение зимних Олимпийских игр 2018 года в Алма-Ате, но победа была отдана корейскому Пхёнчхану.
Выполняют разминку, слушают историческую справку.
IV.Закрепление материала.
Хоккей на льду(5мин).
Каждая команда задает вопрос команде- сопернице, чем больше задано вопросов, тем больше шайб забито, тем больше жетонов получает команда.
V. Проверка понимания нового материала.
5мин
Биатлон(5мин) Гонка с массовым стартом - один из самых молодых видов биатлонных гонок. Длина дистанции 15 км для мужчин и 12,5 км для женщин со стрельбой на четырёх огневых рубежах. 30 лучших спортсменов (биатлонистов или биатлонисток) стартуют одновременно с общего старта. Первая и вторая стрельба выполняются «лёжа», третья и четвёртая — «стоя». Спортсмены занимают места на огневых рубежах в соответствии с порядком прихода на стрельбище (при первой стрельбе — в соответствии со стартовым номером). За каждый промах предусмотрено прохождение штрафного круга длиной 150 м.
Выполняют тестирование (Приложение 2) с последующей самопроверкой. Сколько правильных ответов, столько жетонов получает каждый.
VI. Подведение итогов урока.
3-4мин
Подсчет жетонов. Выставление оценок за урок.
Критерии оценки:≥7жетонов- «5»
6-5жетонов-«4»
3-4жетона-«3»
1-2жетона-«2»
Рефлексия.
Считают жетоны, оглашают свои оценки.
VII.Домашнее задание. 1мин
Параграф 7.2., задачи на карточках. (Приложение3)
Записывают домашнее задание в дневник, подают дневники на оценки.
Приложение 1.
«Своя игра».
Кристаллические и аморфные тела.
1)тела, имеющие определенную температуру плавления, дальний порядок в расположении молекул, анизотропны.(кристаллические тела)
2)тела, не имеющие определенной температуры плавления, ближний порядок в расположении молекул, изотропны. Назовите, приведите примеры.(аморфные тела, мех, смолы, стекло)
3)твердые тела, имеющие гладкие плоские поверхности, расположенные под определенными углами, а иногда и форму правильных многогранников .(монокристалл)
4)график плавления этих тел не имеет горизонтальной площадки, их можно рассматривать как очень вязкие жидкости. почему? (аморфные, не имеют постоянной температуры плавления)
Кристаллические структуры.
1)Изучает различные типы кристаллов и возможное расположение узлов в кристаллической решетке(кристаллография)
2.Какой (ртутный или спиртовой) термометр используют на Севере для измерения температуры, если температура отвердевания воды 0°С, температура отвердевания ртути ≈38°С, температура отвердевания спирта 114°С. А) ртутный; Б) спиртовой; В) ртутный и спиртовой.
2. . Какие металлы можно расплавить в медном тигле? Температура плавления меди 1085°С.
А) олово и свинец, температура плавления которых меньше 360°С;
Б) чугун и сталь, температура которых достигает 1500 °С;
В) вольфрам и осмий, имеющих температуру плавления 3000 °С.
3. На рисунке показана зависимость температуры от времени для твердого тела. Какой участок относится к плавлению?
А) АВ; Б) ВС; В) СД; Г) ВСД.
t°С
Д
В С
А
0 t,с
3. На рисунке изображен график зависимости температуры от времени для свинца. Какому состоянию соответствует график?
А) нагревание синца; Б) охлаждение свинца;
В) нагревание до температуры плавления и плавление свинца.
t°С
0 t,с
4. Чтобы превратить в жидкость 1 кг стали при температуре ее плавления требуется 0,84 ∙ 105 Дж. Какова удельная теплота плавления стали? А) 0,84 ∙ 105 Дж/кг; Б) 8,4 ∙ 105 Дж/кг; В) 840 Дж/кг; Г) 4,2 ∙ 105 Дж
4. Какая энергия необходима для получения воды из куска льда массой 1 кг, находящегося при температуре 0°С? Удельная теплоемкость плавления льда 3,4 ∙105 Дж/кг
1. Сколько энергии требуется, чтобы получить 5 кг воды при температуре 0°С из льда находящегося при температуре -10°С? Удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг°С.
2. Рассчитайте энергию, необходимую для получения 5 кг воды при температуре 20°С из льда, взятого при температуре 0°С. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг.
1. Сколько энергии требуется, чтобы получить 5 кг воды при температуре 0°С из льда находящегося при температуре -10°С? Удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг°С.
2. Рассчитайте энергию, необходимую для получения 5 кг воды при температуре 20°С из льда, взятого при температуре 0°С. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг.
1. Сколько энергии требуется, чтобы получить 5 кг воды при температуре 0°С из льда находящегося при температуре -10°С? Удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг°С.
2. Рассчитайте энергию, необходимую для получения 5 кг воды при температуре 20°С из льда, взятого при температуре 0°С. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, удельная теплота плавления льда 3,4 ∙ 105 Дж/кг.