Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят
еще раз. Античный афоризм
Цель урока: повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Агрегатные состояния вещества».
Задачи:
Образовательные
закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация);
Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации;
формировать умения решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты;
работать с таблицами физических величин;
строить и читать графики процессов;
давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям;
Развивающие
формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления, делать выводы и обобщения;
развивать творческие способности учащихся;
обучать умению самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал и делать выводы;
формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни.
формировать умение применять знания в различных областях, активизировать мышление школьников;
Воспитательные
развивать познавательный интерес к физике;
развивать сотрудничество, умение выслушать товарищей, уважать мнение других;
Приучать учащихся к аккуратности при решении задач, построении графиков; к доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах.
Планируемые результаты:
предметные:
иметь знания об агрегатных состояниях вещества, знать и понимать физический смысл понятий «плавление», «кристаллизация», «испарение», «конденсация», «кипение»;
знать формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации;
уметь работать с таблицами физических величин, строить и читать графики процессов;
метапредметные.
Познавательные:понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью.
Регулятивные: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.
Приветствие учителя учащимся (обратить внимание на прекрасную погоду за окном и хорошее настроение на начало урока).
Ребята, как вы знаете, в природе существует три агрегатных состояния вещества. Агрегатное состояние вещества может изменяться.
Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие по стране «Агрегатные состояния вещества». Путешествуя, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества. Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании, конденсации. Поэтому девиз нашего сегодняшнего урока : «Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят еще раз».
Итак, начинаем наше путешествие!!!
Учащиеся знакомятся с темой и целью занятия.
Знакомство с маршрутом путешествия.
На данном этапе урока создается ситуация, ориентированная на успех учащихся.
Определение темы и цели урока.
Слайд №1.
Слайд № 2
Слайд № 3
2. Основной этап урока.
Путешествие в страну «Агрегатные состояния вещества».
Цель для учителя:
- повторение и систематизация имеющихся знаний ;
- развитие познавательных интересов и инициативы учащихся;
-формирование коммуникативных умений;
-умение применять знания в новой ситуации, формировать навыки по решению качественных задач;
-установить степень усвоения обучающимися изученного материала.
Цель для учащихся:
- воспроизведение учащимися ранее полученных знаний по теме: «Агрегатные состояния вещества»
- умение оперировать ранее полученными знаниями;
- развитие умений высказывать свою точку зрения;
-умение соотносить между собой факты, понятия, формулы.
А) Остановка фронтальная
(Фронтальный опрос учащихся по вопросам)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
Ребята, ответьте на вопросы:
1. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 2. Отличаются ли молекулы одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях?
3. Чем объясняются свойства вещества в том или ином агрегатном состояниях? 4. Как называется процесс перехода из Т в Ж, а обратный? 5. Меняется ли температура тела при плавлении и при кристаллизации? Почему? 6. Как называется процесс перехода из Ж в Г, а обратный? 7. Парообразование подразделяется на какие два вида? 8. Чем отличается испарение от кипения?
9. От каких факторов зависит испарение?
10. Что называют влажностью воздуха?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Ответы учащихся:
1. В жидком, твердом, газообразном.
2. Молекулы одного и того же вещества одинаковы во всех агрегатных состояниях вещества.
3. Расположением молекул и скоростью движения молекул.
4. Из Т в Ж – плавление, обратный –кристаллизация.
5.Нет , так как вещество плавится или кристаллизуется при определенной температуре.
6. Из Ж в Г – испарение, обратный – конденсация.
7. Испарение и кипение.
8. Испарение – с поверхности жидкости, а кипение – не только с поверхности, но и внутри жидкости.
9. От температуры, от скорости воздушных потоков, от рода вещества, от площади поверхности жидкости.
10. Физическая величина, которая показывает наличие водяных паров в воздухе
Слайд № 4.
На этом этапе урока происходит повторение ранее изученных понятий и определений Учитель обращает внимание на правильность формулирования определений, на понимание физических явлений.
Б. Долина формул и физических величин
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
Заполните таблицу.
Объясните физический смысл постоянных величин для данного вещества(табличных), входящих в формулы.
Учащиеся заполняют таблицу (Один ученик работает у доски, остальные в тетради).
На данном этапе урока учащиеся работают с тетрадью, учебником.
Это помогает развивать у детей те общие умения и навыки, которые помогут ему в будущем получать знания самостоятельно.
В. Город качественных задач
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
Решение качественных задач
1. Будет ли плавиться серебро , если его бросить в расплавленное железо?
2. Какой металл расплавиться в ладони?
3. «Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное» (И.С. Тургенев. Записки охотника). Для чего нужно потогонное средство. 4. Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего (на одну автомашину) составят 200 кг. Каковы причины этих потерь?
Ответы учащихся
1. Будет, т.к. температуры плавления:
tж=15390°C,
tс=9620°С 2. Цезий , т.к. его температура плавления t=29°C.
3. Для выделения пота: он испаряется с поверхности кожи, при этом температура организма понижается
4. Явление смачивания.
Учащиеся при ответах высказывают свою точку зрения на те или иные физические явления.
Слайд № 6.
Решение качественных задач способствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физике. Качественные задачи расширяют кругозор учащихся, являются одним из средств подготовки учащихся к практической деятельности. Использование качественных задач способствует более глубокому пониманию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает формализм в знаниях учащихся. Развиваются смекалка, сообразительность, инициатива и творческая фантазия учащихся.
Г) Деревня количественных задач
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
Дан график теплового процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое Вопросы: -Что это за вещество? -Объяснить, что происходит на каждом из участков графика?
- Рассчитайте количество теплоты, которое идёт на совершение данного процесса, если масса вещества 2 кг.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Решают задачу в тетради.
Слайд №7.
Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли к настойчивости в достижения поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает навыков самостоятельной работы.
Д) Станция литературная
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
Прослушав отрывки из стихов, вам необходимо назвать, какие тепловые явления нашли отражения в данных отрывках. 1. А. С. Пушкин “Евгений Онегин”. В окне увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Курины, кровли и забор, На стеклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре... Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, “на стёклах лёгкие узоры”. 2. Е. Баратынский “Весна”. Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода? Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?
3. Д. Б. Кедрин “Мороз на стеклах”. Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне. Зачем ей розы? Видно это Зима тоскует о весне. Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?
4. Иван Суриков “Золилась заря” От цветов на полях. Льётся запах кругом, И сияет роса На траве серебром. Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?
Учащиеся внимательно слушают, анализируют, отвечают на поставленные вопросы.
Ответ: Кристаллики замёршей воды, её твёрдое состояние.
Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления
Ответ: Кристаллизация.
Ответ: Конденсация. Образование росы
Слайд № 8.
Использование межпредметных связей (связь с литературой) в курсе физики способствует активизации учащихся по нахождению дополнительного материала, по написанию рефератов, сообщений, повышению интереса к предмету.
Е). Поляна смекалистых
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
Выполнение теста по теме «Агрегатные состояния вещества» по вариантам. Выполнив задания теста , осуществляется взаимопроверка и взаимооценка учащихся друг друга.
(Приложение: Тест)
Учащиеся самостоятельно выполняют тестовую работу. Выполнив свою работу, проверяют работу товарища и оценивают её.
Тесты учащиеся выполняют с удовольствием. Получение результата работы непосредственно после выполнения способствуют созданию ситуации успеха.
3. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
Цель для учителя:
- оценить меру достижения цели урока;
- формирование способности систематизировать изученный учебный материал;
- анализировать деятельность учащихся .
Цели для учащихся:
- возможность самостоятельного формулировать изученные понятия и определения;
- развитие умений высказывать свою точку зрения.
Учитель предлагает вспомнить тему и цель урока.
Оценки за урок.
Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень достижения цели урока.
Привлечение учащихся к оценочной деятельности результатов своего труда.
Рефлексия 1. Понравилось ли вам сегодня работать на уроке? 2. Какой этап урока понравился больше всего? 3. Моё настроение на уроке. (Плохое Хорошее Отличное) Начало урока Середина урока Конец урока
5.Домашнее задание
Цель для учителя:
- разъяснение методики выполнения домашнего задания.
- необходимость умения самостоятельно применять изученный материал в различных жизненных ситуациях
Цели для учащихся:
- повторение и закрепление умений и знаний по данной теме,
- умение искать и находить нужную информацию,
- умение самостоятельно работать с интернет-ресурсами.
Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание:
- повторить тему «Агрегатные состояния вещества»
Желающим подготовить презентации из 5 слайдов на тему:
«Аморфные тела»
Частично нетрадиционное домашнее задание предполагает использование учащимися коммуникативных технологий, дополнительных источников информации, способствующих самовыражению, самореализации заинтересованности в изучаемом предмете.
Приложение: Тест
Вариант 1
В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество? а) только в твердом; б) только в жидком; в) только в газообразном; г) в жидком, твердом и газообразном.
2. В алюминиевом стакане можно расплавить ... а) цинк; б) золото; в) медь; г) чугун;
4.Испарением называют явление ... а) переход молекул в пар из любой части жидкости; б) переход молекул в пар с поверхности жидкости; в) переход молекул из пара в жидкость; г) переход молекул в пар с поверхности твердого тела.
5.Какое из утверждений верно: а) в процессе кипения температура не меняется; б) в процессе кипения температура увеличивается; в) температура кипения и конденсации одинакова; г) температура кипения всегда больше температуры конденсации.
Вариант 2 1. В процессе плавления энергия топлива расходуется на ... а) увеличение температуры; б) разрушение кристаллической решетки вещества; в) выделение количества теплоты нагреваемым телом; г) увеличение кинетической энергии тела.
2. Алюминиевое, медное и оловянное тела одинаковой массы нагреты так, что каждое находится при температуре плавления. Какому телу потребуется большее количество теплоты для плавления? а) алюминиевому; б) оловянному; в) медному; г) всем телам достаточно сообщить одинаковое кол-во теплоты.
3.В ведре с водой плавает кусок льда. Общая температура воды и льда 0°С.При этом ... а) лед будет таять; б) вода будет замерзать; в) никаких изменений не произойдет; г) лед частично будет таять, а вода частично замерзать.
4.Кипением называют явление ... а) переход молекул в пар не только с поверхности, но изнутри жидкости; б) переход молекул в пар с поверхности жидкости; в) переход молекул из пара в жидкость; г) переход молекул в пар с поверхности твердого тела.
5.В три одинаковых стакана в равном количестве налили: ртуть, воду и спирт. Какая жидкость испарится быстрее? а) ртуть; б) спирт; в) вода; г) из всех стаканов жидкость испарится одновременно.