Тема: Реактивное движение.(9класс)
Цели урока:
- обобщить ранее изученные знания о законе сохранения импульса;
- дать понятие реактивного движения, сформировать представление о движении ракет и их запуске;
- познакомить с особенностями и характеристиками реактивного движения, с историей развития реактивного движения.
Задачи урока:
Образовательные:
- ввести понятие реактивного движения;
- распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;
- способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль.
Воспитательные:
- способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
- активизировать деятельность учащихся на уроке.
- развивать познавательные интересы и творческие способности;
- способствовать расширению кругозора
- воспитание патриотизма, гордости за успехи наших соотечественников
Оборудование: компьютер, проектор, карточки-задания, приборы для демонстрации опытов (тележка ,шарик, сенгерово колесо).
Презентация «Реактивное движение».
План урока.
Организационный момент.
Проверка ранее изученного.
Постановка проблемной ситуации.
Изучение нового материала.
Обобщение изучаемого на уроке .
Домашнее задание. Подведение итогов урока, рефлексия
Ход занятия
Организационный момент
2.Проверка ранее изученного.
Самостоятельная работа на 10 мин
І вариант
Человек массой 70 кг, бегущий со скоростью 5 м/с, догоняет тележку массой 50 кг, движущуюся со скоростью 1 м/с, и прыгает на нее. С какой скоростью они вместе будут продолжать движение?
Найдите изменение импульса велосипедиста массой 70кг, если его
скорость уменьшилась с 5 до 2м/с.
2 вариант
1 .Два тела массами 200 и 500 г, движущиеся навстречу друг другу, после столкновения остановились. Чему равна скорость первого тела до столкновения, если второе тело двигалось со скоростью 0,8 м/с?
2. Найдите изменение импульса велосипедиста массой 80кг, если его
скорость увеличилась с 1 до 4м/с.
Постановка проблемной ситуации.
Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним видом движения, в основе которого лежит закон сохранения импульса.
Учитель: Для того чтобы вы представили, о чем пойдет речь, я предлагаю вам такие виды движения.
Ученик показывает опыты:
1. Надутый воздухом шарик приходит в движение, если развязать нить, стягивающую его.
2. Ученик встаёт на легкоподвижную тележку и спрыгивает с неё.
3. Сенгерово колесо.
Учитель: Что общего в этих экспериментах? Почему движется шарик тележка и колесо?
Ответы учеников. Эти тела пришли в движение потому, что от них что-то отделилось.
Учитель: Правильно. Такое движение называют реактивным. Открываем тетради и записываем тему и определение. .(слайд№1)
4.Обьяснение нового материала.
Движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, называют реактивным движением.
Учитель: Объясните такое движение с учётом закона сохранения импульса.
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель: принцип реактивного движения был открыт очень давно. Впервые принцип ракеты для устройства летательного аппарата, который мог бы перемещаться и в воздухе, и в безвоздушном пространстве, был предложен студентом-революционером Николаем Ивановичем Кибальчичем в 1881г(слайд№2). За десять дней до смерти он завершил работу над своим изобретением и передал адвокату не просьбу о помиловании или жалобу, а «Проект воздухоплавательного прибора». Он был казнён в 1881 году и только в 1918 году конверт с его проектом стал доступен ученым. Записку его жандармы отдали в архив, и идея так и осталась никому неизвестной Он не мог знать, что конверт распечатают только через 37 лет, что только после Октябрьской революции узнают о нём учёные.
Доклад ученика. Н.И. Кибальчич дал описание, чертежи и расчёты своего проекта.(слайд№3)
На платформе, где должны располагаться воздухоплаватели, на прочных опорах крепится большой цилиндр с сужающимся отверстием в нижней части. В цилиндре должна быть установлена спрессованная пороховая свеча. От её сгорания газы, накапливаемые в цилиндре, с силой будут вырываться в нижнее её отверстие и, оказывая давление на верхнее дно цилиндра будут поднимать всю установку вместе с воздухоплавателями.
Учитель: Идея использования ракет для космических полётов была выдвинута в начале XX в. Русским ученым, изобретателем и учителем Константином Эдуардовичем Циолковским (1887-1935).
Доклад ученика о жизни и деятельности основоположника космонавтики Циолковском К.Э. (слайд№4)
Учитель: О своём смысле жизни Циолковский говорил так:
“Основной мотив моей жизни – не прожить даром, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдалённом будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества…человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство”.(слайд№5)
Учитель: В 1930 году познакомившись с идеями Циолковского, мечта о космических полётах захватила Сергея Павловича Королёва. Сообщение учащегося о жизни и деятельности основоположника космонавтики Сергея Павловича Королёва. (слайд №6)
Учитель: Учёными космической эры по праву можно назвать Николая Егоровича Жуковского, Ивана Всеволодовича Мещерского, Фридриха Артуровича Цандера, Мстислава Всеволодовича Келдыша, и многих других. Всех этих ученых можно считать родными братьями хотя бы потому, что все они были верными сыновьями России и потому, что все были одержимы и проникнуты идеей освоения космического пространства.
Учитель: Современная космическая ракета представляет собой очень сложный летательный аппарат, имеющий огромную массу и состоящий из сотен тысяч и миллионов деталей.
Давайте попытаемся разобраться с устройством и массой ракеты.
Работа учащихся по рядам самостоятельно. Задания на листочках на парте.
1-ряд устройство одноступенчатой ракеты. (слайд№7)
Работа с учебником: Найти ответы на вопросы:
Что включает в себя оболочка ракеты?
Что составляет основную массу ракеты?
Назначение сопла.
С какой целью увеличивают скорость выхода струи газа?
2 ряд-устройство трехступенчатой ракеты. (слайд№8)
Работа с учебником: Найти ответы на вопросы:
Для чего нужны ступени ракеты.
Как космический корабль возвращается назад?
Какое топливо используется в качестве горючего ?
3 ряд- Работа с учебником: (слайд №9)
1.Вывести формулу для вычисления скорости ракеты и сделать выводы. Как зависит скорость ракеты от массы?
Выслушиваются ответы учеников
Учитель: Где применяется реактивное движение.
Примеры реактивного движения в технике: (слайд№10-18)
Широкое применение реактивные двигатели в настоящее время
получили в связи с освоением космического пространства. Применяются они также для метеорологических и военных ракет различного радиуса действия. Кроме того, все современные скоростные самолеты оснащены воздушно-реактивными двигателями. В космическом пространстве использовать какие-либо другие двигатели, кроме реактивных, невозможно: нет опоры (твердой, жидкой или газообразной), отталкиваясь от которой космический корабль мог бы получить ускорение. Применение же реактивных двигателей для самолетов и ракет, не выходящих за пределы атмосферы, связано с тем, что именно реактивные двигатели способны обеспечить максимальную скорость полета.
Реактивное движение в природе(слайд№19).
Кальмары, медузы, осьминоги, каракатицы и некоторые другие животные используют принцип реактивного движения .
Учитель: И хочу закончить урок словами Ю.А. Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
4. ВЫВОД: Сегодня на уроке мы ввели понятие реактивного движения, познакомились с практическим использованием закона сохранения импульса на примере движения ракеты, рассмотрели ее устройство.
5. Подведение итогов. (2 минуты)
Рефлексия.
Запись домашнего задания: (слайд№19).
Учить конспект;
§ 21;
Всем спасибо, до свидания!!!