Цель урока:
- формирование навыков решения физических задач; закрепление понятия импульс, закон сохранения импульса,
- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса”.
Задачи
Учебные: В ходе фронтального опроса проверить усвоение таких основных понятий, как импульс тела, единицы импульса, зависимость импульса от массы и скорости тела, замкнутая система тел, знание закона сохранения импульса, умение определять знаки проекций импульсов тел.
Закрепить понятия «замкнутая физическая система», «внешние силы», «внутренние силы»; формулировать закон сохранения импульса, показать практическое применение импульса материальной точки; сформировать умение использовать закон сохранения импульса;
Развивающие: Развивать умение мыслить логически, выражать неизвестную величину из полученной формулы, совершенствовать счетные навыки ребят.
Способствовать развитию у учащихся грамотной физической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии); развивать интерес к предмету, потребность в знаниях;
Воспитательные: содействовать патриотическому, политехническому, экологическому воспитанию, воспитанию ответственности, работоспособности, самостоятельности.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок закрепления умений и навыков
Оборудование к уроку:
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Решение задач « Импульс. Закон сохранения импульса».
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Литература: Мякишев Г.Я. «Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень
Ход урока.
- Организационный момент
- Фронтальный опрос учащихся с использованием слайдов презентации
(Слайды № 2-7 )
(Опрос ведется в достаточно быстром темпе, но на вопросы, требующие пояснения, оно обязательно должно быть предложено учащимися и при наличии неточностей, подкорректировано учителем.)
Повторим теорию!
- Дайте определение импульса материальной точки (векторная физическая величина, являющаяся мерой механического движения )
- Дайте определение импульса системы
- Напишите на доске формулу для нахождения импульса материальной точки и импульса системы
- Назовите единицы измерения данной физической величины
5. Дайте определение импульсу силы (Импульс силы - это временная характеристика действия силы, равная произведению силы и длительности ее действия Δр = F·Δt
6. Запишите на доске 2-ой закон Ньютона в импульсной форме и сформулируйте его
7. Сформулируйте закон сохранения импульса Векторная сумма (геометрическая) импульсов тел в замкнутой системе остается величиной постоянной
8. Какие виды взаимодействий вам известны, дайте им определения
9. Запишите закон сохранения импульса для упругого и неупругого столкновения
10. Дайте определение реактивного движения и приведите примеры Реактивное движение, используемое ныне в самолетах, ракетах и космических снарядах, свойственно осьминогам, кальмарам, каракатицам, медузам – все они, без исключения, используют для плавания реакцию (отдачу) выбрасываемой струи воды.
Абсолютно неупругим ударом называют такое
ударное взаимодействие, при котором тела
соединяются (слипаются) друг с другом и
движутся дальше как одно тело
Абсолютно упругим ударом называется
столкновение, при котором сохраняется
механическая энергия системы тел.
Решение задач: (Слайды № 8-11 )
-
Ребята! Сегодня мы рассмотрим, как решать расчетные задачи по теме «Импульс. Закон сохранения импульса».
- Задача №1 Летящая пуля массой 10г ударяется в брусок массой 390г и застревает в нем. Найти скорость бруска, если скорость пули 200м/с.
Задача №2 Граната, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с, разорвалась на две части, массы которых 1кг и 1,5кг. Скорость большего
осколка осталась после разрыва горизонтальной и возросла до 25м/с.
Определить величину и направление скорости меньшего осколка в момент
разрыва гранаты. - Готовимся к ЕГЭ (Слайды № 11-13)
- Самостоятельная работа
- Подведение итогов урока (оценки за урок)
- Домашнее задание §41-§43, упр. 8№3 (Слайды № 22 )
- Проверочная работа.
Тема: «Импульс. Закон сохранения импульса».
Вариант №1.
- Какая из названных ниже величин скалярная?
А. масса.
Б. импульс тела.
В. сила.
- Тело массой m движется со скоростью . Каков импульс тела?
А. m
Б.
В. - Как называется физическая величина, равная произведению силы на время ее действия?
А. Импульс тела.
Б. Импульс силы.
В. Проекция силы. - В каких единицах измеряется импульс силы?
А. 1 Н
Б. 1 кг
В. 1 Н·с - Как направлен импульс тела?
А. В ту же сторону, что и скорость тела.
Б. Имеет такое же направление, как и сила.
В. В сторону, противоположную движению тела. - Чему равно изменение импульса тела, если на него подействовала сила 15 Н в течение 5 секунд?
А. 3 кг·м/с
Б. 20 кг·м/с
В. 75 кг·м/с
- Как называется удар, при котором часть кинетической энергии сталкивающихся тел идет на их необратимую деформацию, изменяя внутреннюю энергию тел?
- Абсолютно упругий удар.
Б. Абсолютно неупругий удар.
- Центральный.
- Какое из выражений соответствует закону сохранения импульса для случая взаимодействия двух тел?
А.
Б. = m
В. m =
- На каком законе основано существование реактивного движения?
А. Первый закон Ньютона.
Б. Закон сохранения импульса.
В. Закон всемирного тяготения. - Примером реактивного движения является
А. Явление отдачи при стрельбе из оружия.
Б. Сгорание метеорита в атмосфере.
В. Движение под действием силы тяжести.
Проверочная работа.
Тема: «Импульс. Закон сохранения импульса».
Вариант №2.
- Какая из названных ниже величин векторная?
А. масса.
Б. импульс тела.
В. время. - Какое выражение определяет изменение импульса тела?
А. m
Б. m
В. t - Как называется физическая величина, равная произведению массы тела на вектор его мгновенной скорости?
А. Импульс тела.
Б. Импульс силы.
В. Проекция силы. - Каково наименование единицы импульса тела, выраженное через основные единицы Международной системы?
А. 1 кг·м/с
Б. 1кг·м/с2
В. 1кг·м2/с2 - Куда направлено изменение импульса тела?
А. В ту же сторону, что и скорость тела.
Б. В ту же сторону, что и сила.
В. В сторону, противоположную движению тела. - Чему равен импульс тела массой 2 кг, движущегося со скоростью 3 м/с?
А. 1,5 кг·м/с
Б. 6 кг·м/с
В. 9 кг·м/с
- Как называется удар, при котором деформация сталкивающихся тел оказывается обратимой, т.е. исчезает после прекращения взаимодействия?
А. Абсолютно упругий удар.
Б. Абсолютно неупругий удар.
В. Центральный.
- Какое из выражений соответствует закону сохранения импульса для случая взаимодействия двух тел?
А. = m
Б. m =
В.
- Закон сохранения импульса выполняется…
А. Всегда.
Б. Только в замкнутой системе.
В. Обязательно при отсутствии трения в любых системах отсчета. - Примером реактивного движения является…
А. Явление отдачи при нырянии с лодки в воду.
Б. Явление увеличения веса тела, вызванное ускоренным движением опоры или подвеса.
В. Явление притяжения тел Землей.