ТЕМА: «Тепловые двигатели» в 8 классе.
Ажгалиева Д.А., учитель физики , «Ульяновская ОСШ», ЗКО
ЦЕЛИ УРОКА:
- Формирование понятий и представлений о тепловом двигатели, его видах, принципе действия двигателя внутреннего сгорания, КПД теплового двигателя.
- Развитие логического мышления, памяти, способности находить оптимальный путь выполнения поставленной задачи; умения правильно объяснять физические понятия и явления; совершенствование навыков работы с персональным компьютером.
- Экологическое воспитание.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Перышкин А.В. Физика 8 класс; компьютеры, мультимедийный проектор, экран, мультимедиа презентация.
МЕТОДЫ: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
ФОРМЫ РАБОТЫ: коллективная, индивидуальная.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
СЛАЙД-1. Высказывание.1
Ребята, прежде, чем мы перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним ключевые термины, которые помогут нам определиться с темой сегодняшнего урока. А в этом нам поможет кроссворд, ключевое слово которого имеет непосредственное отношение к теме сегодняшнего урока.
СЛАЙД-2. Кроссворд.
- Один из способов изменения внутренней энергии тела (теплопередача).
- Источник энергии, используемый в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту (топливо).
- Кинетическая, потенциальная, внутренняя (энергия).
- Дерево даешь – съедает, от воды – умирает (огонь).
- От этой величины зависит скорость движения молекул (температура).
- Единица измерения мощности (Ватт).
- Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия (горение).
- Единица измерения энергии (Джоуль).
- Один из видов теплопередачи (излучение).
СЛАЙД-3. Тема и цели урока.
Тема сегодняшнего урока – «Тепловые двигатели»
Сегодня на уроке мы:
- выясним, какие машины являются тепловыми двигателями;
- рассмотрим преобразование энергии в них;
- рассмотрим основные виды двигателей и их применение;
- изучим влияние на окружающую среду тепловых двигателей;
- определим возможные пути выхода из сложившейся экологической ситуации.
Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии, источниками которой являются различные виды топлива, ветер, солнце, приливы и отливы. Существуют различные виды машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой. Мы рассмотрим один из типов машин – тепловой двигатель.
СЛАЙД-4. Определение.
Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
Как же это происходит?
СЛАЙД-5. Анимационная модель работы простейшего теплового двигателя.
Если в цилиндр налить немного воды, затем закрыть плотно пригнанным поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, и нагреть воду до кипения, то под давлением пара поршень поднимется вверх, то есть совершит работу.
СЛАЙД-6. Завершение работы теплового двигателя (окончание работы слайда №5).
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Какие преобразования энергии здесь происходили? (энергия топлива переходит во внутреннюю энергию пара, а внутренняя энергия пара превращается в кинетическую энергию поршня).
СЛАЙД-7. Джеймс Уатт.
Такой двигатель был изобретен в конце XVIIв. Джеймсом Уаттом и усовершенствован в дальнейшем (сообщение учащегося).
СЛАЙД-8. Схема – классификация тепловых двигателей.
Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель. Во всех этих двигателях энергия топлива сначала переходит в энергию газа (или пара). Газ, расширяясь, совершает работу и при этом охлаждается. Часть его внутренней энергии превращается в механическую энергию.
СЛАЙД-9. Структура двигателя и формула КПД.
Т.е. тепловой двигатель состоит из нагревателя (устройства, где сгорает топливо), рабочего тела и холодильника. Газ или пар, который является рабочим телом, получает от нагревателя некоторое количество теплоты (Q1). Рабочее тело, нагреваясь, расширяется и совершает работу (Ап) за счет своей внутренней энергии. Часть энергии (Q2) передается холодильнику вместе с отработанным паром или выхлопными газами.
Большая часть энергии топлива не используется полезно, а теряется в окружающем пространстве.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Как называется величина, показывающая, какая часть энергии, выделяемой топливом, тепловой двигатель превращает в полезную работу? (КПД)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Вспомните, как найти КПД простого механизма? (Найти отношение полезной работы к затраченной)
Чтобы найти коэффициентом полезного действия теплового двигателя нужно найти отношение совершенной полезной работы (Ап) двигателя, к энергии, полученной от нагревателя (Q1).
То есть КПД показывает, какая часть энергии, выделяемой топливом, превращается в полезную работу. Чем больше эта часть энергии, тем двигатель экономичнее.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Сравните значения Q1 и Q2. (Q1> Q2)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: На сколько Q1> Q2? (на значение Ап)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Как можно найти полезную работу? (Q1 – Q2)
Значит, Ап = Q1 – Q2 и
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Сравните значения Q1 – Q2 и Q1. (Q1 – Q2 < Q1)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Что можно сказать о значении дроби (меньше 1)
Значит, КПД всегда меньше 1, а если его выразить в процентах, то меньше 100%.
Задача: Чему равен КПД теплового двигателя, если в полезную работу превращается четверть энергии топлива? (25%)
Первые паровые машины имели КПД=0,3%. В последствии Дж. Уатт, усовершенствовав паровую машину, добился повышения КПД до 2,8%.
СЛАЙД-10. Устройство двигателя внутреннего сгорания.
Рассмотрим подробнее устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания, так как такой тип теплового двигателя обычно устанавливают на большинстве автомобилей. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и происходит название этого двигателя.
На рисунке показан простейший двигатель внутреннего сгорания в разрезе.
Двигатель состоит из цилиндра 1, в котором перемещается поршень 2, соединенный при помощи шатуна 3 с коленчатым валом 4, на котором находится маховик 5.
В верхней части цилиндра имеется два клапана 6 и 7, которые при работе двигателя автоматически открываются и закрываются в нужные моменты. Через клапан 6 в цилиндр поступает горючая смесь, которая воспламеняется с помощью свечи 8, а через клапан 7 выпускаются отработавшие газы.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: На каком топливе работают двигатели внутреннего сгорания? (бензине, керосине, нефти или на горючем газе)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Из чего состоит горючая смесь, поступающая в цилиндр? (из паров бензина и воздуха)
СЛАЙД-11. «Мертвые точки»
Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками. Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называют ходом поршня. Один ход поршня, или один такт двигателя, совершается за пол-оборота коленчатого вала.
СЛАЙДЫ-12-14. Первый такт – ВПУСК.
При повороте вала двигателя в начале первого такта (впуска) поршень движется вниз. Объем над поршнем увеличивается. Вследствие этого в цилиндре создается разрежение. В это время открывается впускной клапан и в цилиндр входит горючая смесь. К концу первого такта цилиндр заполняется горючей смесью, а клапан 6 закрывается.
СЛАЙДЫ-15-16. Второй такт – СЖАТИЕ.
При дальнейшем повороте вала поршень движется вверх (второй такт) и сжимает горючую смесь. В конце второго такта (сжатия), когда поршень дойдет до крайнего верхнего положения, сжатая горючая смесь воспламеняется (от электрической искры) и быстро сгорает.
СЛАЙДЫ-17-18. Третий такт – РАБОЧИЙ ХОД.
Образующиеся при сгорании газы (температура продуктов сгорания достигает 1600—1800°С) давят на поршень и толкают его вниз. Под действием расширяющихся нагретых газов (третий такт) двигатель совершает работу, поэтому этот такт называют рабочим ходом. Движение поршня передается шатуну, а через него коленчатому валу с маховиком. Получив сильный толчок, маховик затем продолжает вращаться по инерции и перемещает скрепленный с ним поршень при последующих тактах. Второй и третий такты происходят при закрытых клапанах.
В конце третьего такта открывается выпускной клапан, и через него продукты сгорания выходят из цилиндра в атмосферу.
СЛАЙДЫ-19-20. Первый такт – ВЫПУСК.
Выпуск продуктов сгорания продолжается и в течение четвертого такта (выпуска), когда поршень движется вверх. В конце четвертого такта выпускной клапан закрывается.
СЛАЙД-21. Анимационная модель полного цикла работы двигателя.
Итак, цикл двигателя состоит из следующих четырех процессов (тактов): впуска, сжатия, рабочего хода, выпуска. Поэтому такие двигатели называют четырехтактными.
СЛАЙД-22. Анимационная модель работы четырёхцилиндрового двигателя.
В автомобилях используют чаще всего четырехцилиндровые двигатели внутреннего сгорания. Работа цилиндров согласуется так, что в каждом из них поочередно происходит рабочий ход и коленчатый нал все время получает энергию от одного из поршней.
Имеются и восьмицилиндровые двигатели. Многоцилиндровые двигатели в лучшей степени обеспечивают равномерность вращения вала и имеют большую мощность.
СЛАЙД-23. Применение тепловых двигателей.
Применение тепловых двигателей чрезвычайно разнообразно.
Двигатели внутреннего сгорания приводят в движение самолеты, теплоходы, автомобили, тракторы, тепловозы, их устанавливают на речных и морских судах.
Паровые и газовые турбины нашли широкое применение на тепловых электростанциях, в качестве судовых двигателей, газовые турбины широко применяются в авиационных двигателях. Реактивные двигатели применяются в авиации, ракетостроении.
СЛАЙД-24. Экологические проблемы.
С развитием энергетики, автомобильного и других видов транспорта всё более сложной проблемой становится охрана окружающей среды от вредного влияния продуктов сгорания. Это связано с действием различных факторов:
- при сжигании топлива используется кислород из атмосферного воздуха;
- сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа;
- при работе двигатели выбрасывают в атмосферу азотные и серные соединения, а так же свинец.
ПРИМЕР: Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.
ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы избежать экологических проблем? (посадка лесов и сокращение их вырубки; установка фильтров на двигатели; переход на экологически чистые виды топлива; создание электромобилей или автомобилей, работающих на солнечных батареях и т.д.)
СЛАЙД-25. Физкультминутка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД-26. Высказывание.
-
Закрепление изученного материала.
Ну, а сейчас давайте ещё раз коротко повторим то, с чем мы познакомились на сегодняшнем уроке.
- Какие машины называют тепловыми двигателями?
- Какие виды тепловых двигателей вы знаете?
- Что является нагревателем двигателя внутреннего сгорания?
- Что является холодильником двигателя внутреннего сгорания?
- Из скольких тактов состоит цикл двигателя внутреннего сгорания?
- Какой такт изображен на рисунке 27 учебника?
Теперь мне хотелось бы проверить, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого я предлагаю вам пересесть за компьютеры и ответить на вопросы теста. Но оценивать ваши знания будет компьютер. А я и вы сделаем выводы, на что вам нужно обратить внимание при подготовке домашнего задания.
ТЕСТ:
Вопрос №1
Горючая смесь, поступающая в цилиндр двигателя автомобиля, состоит из.
- различных видов жидкого топлива.
- распылённого керосина с воздухом.
- воздуха и паров бензина.
- масла и бензина.
Вопрос №2
Каким номером обозначен поршень?
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос №3
Каким номером обозначен цилиндр?
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос №4
Каким номером обозначена свеча?
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос №5
Каким номером обозначен маховик?
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос №6
Что происходит с горючей смесью и газом, образовавшимися от сгорания этой смеси, при первом такте?
1. Горючая смесь сжимается.
2. Газ, образовавшийся при сгорании горючей смеси, удаляется из цилиндра.
3. Сгорание горючей смеси и расширение газов, получившихся при сгорании.
4. Горючая смесь всасывается в цилиндр.
Вопрос №7
Что происходит с горючей смесью и газом, образовавшимися от сгорания этой смеси, при втором такте?
1. Горючая смесь сжимается.
2. Газ, образовавшийся при сгорании горючей смеси, удаляется из цилиндра.
3. Сгорание горючей смеси и расширение газов, получившихся при сгорании.
4. Горючая смесь всасывается в цилиндр.
Вопрос №8
На каком рисунке изображён рабочий ход?
1 2 3 4
Вопрос №9
На каком рисунке изображён выпуск?
1 2 3 4
-
Подведение итогов.
Домашнее задание: §21, §22, §24.