Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тела и вещества"»
Урок №17. Дата ________
Тела и вещества.
Дискретное строение вещества
Цели урока:
Образовательная - создать условия для формирования первоначальных представлений о дискретном строении вещества, усвоения понятий молекула и атом, способствовать формированию умений применять теоретические знания для объяснения наблюдаемых явлений, подтверждающих дискретное строение вещества
Развивающая – способствовать развитию экспериментальных навыков в ходе фронтального эксперимента; умению выделять главное.
Воспитательная - воспитывать коммуникативные умения при работе в группе; навыков взаимопроверки (физический диктант).
Программное обеспечение: презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Молекула
Дискретное строение вещества
Атом
Вещество-молекула-атом
Интересные факты
Физ.минутка
Закрепление материала
Домашнее задание: § 12, стр. 108 № 43,44,45
Рефлексия
Ход урока
Организационный момент
Поздороваться, проверить готовность к уроку, провести физкультминутку.
Актуализация знаний
Мы с Вами знаем, что физика изучает физические явления, которые происходят с телами.
- Вспомните, что такое физическое тело и физическое явление?
Ученики: Физическое тело- это любой предмет. Примеры
Физические явления- это изменения, которые происходят с физическими телами.
Объяснение нового материала
Тела и вещества.
Дискретное строение вещества
Все тела, окружающие нас, изготовлены из каких - либо веществ. Ручка из пластмассы, карандаш – из дерева и графита и т.д. Есть вещества, без которых человек не может жить. Это вода и кислород. Без воды он может прожить не больше недели, а без кислорода всего несколько минут. Вещества обладают различными только им присущими свойствами.
Известно ли Вам из чего состоит вещество?
Каково строение вещества: сплошное или дискретное (прерывистое)? Это и будет целью нашего урока.
Сегодня утром собираясь в школу каждый из Вас пил чай или кофе.
- Какие вещества Вы использовали для его приготовления?
- В стакан с горячей водой положили сахар, пакетик с чаем.
- Какие изменения произошли в стакане?
- Вода окрасилась в коричневый цвет, крупинки сахара растворились, т.е. стали невидны, а вода стала сладкой.
- Какой вывод можно сделать? Куда исчез сахар?
Ученики: Распался на мельчайшие частицы, невидимые невооружённым глазом. Свойства сахара сохранились. Значит сахар не исчез, он остался в воде.
- Эти мельчайшие частицы мы будем называть молекулы.
Давайте попробуем дать определение молекулы.
Выслушать ответы учеников.
Запись в тетради:
Опр.Мельчайшие частицы вещества, способные существовать самостоятельно и сохраняющие все основные свойства вещества, называются молекулами.
- Из чего состоят вещества?
Вещества состоят из мельчайших частиц, сохраняющих все основные свойства, т.е. имеют дискретное (прерывистое) строение. Разные вещества состоят из различных молекул, поэтому и свойства их различны. Так, молекула сахара - сладкая, а соли - соленая.
Опыт: выясним, как выглядит мельчайшая частица марганца.
Почему стало возможным растворение сахара и марганца в воде? Потому что вещества состоят из мельчайших частиц между которыми имеются промежутки.
Запись в тетради: Вещества имеют дискретное строение.
В далёкой древности людей тоже интересовал ответ на вопрос о строении вещества. По одной из легенд древнегреческий учёный Демокрит ел яблоко, впрочем, в этом не было бы ничего необычного, если бы он не пользовался ножом. Так вот отрезая себе кусочек за кусочком, Демокрит задался вопросом: а до какого самого маленького кусочка можно разрезать яблоко? И пришёл к выводу, что предел деления существует, и назвал эту последнюю, уже неделимую частицу «атом». Само слово «атом» в переводе с греческого означает неделимый.
Я не знаю правда это или красивая легенда, но Демокрит считается основоположником идеи дискретного строения вещества.
Запись в тетради: вещество- молекула - атом
Из атомов состоят молекулы. Kаждому веществу соответствует определённый вид молекул. Например, молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода (Н2О Демонстрация модели). Некоторые вещества состоят только из атомов, например инертные газы.
Всего в природе встречается 92 вида различных атомов, в научных лабораториях получено ещё более 30. Как из 33 букв алфавита образуется множество различных слов, так из атомов образуется множество различных молекул, от самых простых до самых сложных.
Молекулы вещества обладают физическими и химическими свойствами.
Демонстрация опыта Сжигание сахара
Молекулы вещества можно разделить на атомы, причём образуются новые вещества с новыми свойствами: углерод и вода.
С6Н12О6—t C+ Н2О
Молекулы одного и того же вещества во всех агрегатных состояниях одинаковы, но взаимодействуют они друг с другом по- разному, т.к. свойства льда, воды и пара разные. (рис.78, 79)
Выводы: 1. Вещества состоят из мельчайших частиц: молекул и атомов.
2. Между молекулами в веществе существуют промежутки.
3. Вещества имеют дискретное строение
Доказательства: изменение объема вещества, т.е. расширение и сжатие вещества при изменении температуры, смешивание и окрашивание жидкостей (рис 80), растекание масла по поверхности воды и образование пятна определённой площади.
НЕУЖЕЛИ!!!
Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головою в Луну!
Если из детского резинового шарика, надутого и наполненного водородом (массой 3г), каждую секунду выпускать по 1 миллиону молекул, то понадобится 30 миллиардов лет!
Если удалить пространство из всех атомов человеческого тела, то все, что останется, сможет пролезть через игольное ушко.
5.Закрепление материала
1. Заполните пропуски в предложениях левого столбца подходящими по смыслу словами и словосочетаниями, обозначенными цифрами 1-5, из правого столбца.
А. Все вещества имеют___строение.
1. различных
Б. Они состоят из___.
2. дискретное
В. Разные вещества состоят из___молекул.
3. отличаются
Г. Свойства вещества, состоящих из разных молекул___.
4. атомы
Д. Молекулы вещества можно разделить на___.
5. мельчайших частиц
2. Внимательно прочитайте приведенное ниже предложение и ответьте на вопросы.
Наступила весна, и лед растаял. После дождя засветило Солнце и лужи высохли.
А. Какие физические явления произошли?
Б. Изменилась ли при этом структура молекул воды и льда?
В. Как эти явления подтверждают дискретное строение вещества?
3.Почему изнашиваются подметки у ботинок, и стираются до дыр локти пиджаков?
4.Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему?
5.Почему появляются углубления в ступенях древних каменных лестниц?
6. При растворении небольшого количества соли в воде кристаллики соли перестают бать видимыми. Почему?
7. Если капнуть на лист бумаги каплю ацетона, то через несколько минут капля исчезнет. Как объяснить данное явление?
8*. Капля масла объемом 0,003 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. Определите средний диаметр молекулы масла.