Окружающий мир (3-й класс)
Раздел: Эта удивительная природа
Тема: Тела, вещества, частицы
Цели: 1. Ознакомиться с понятием «тело».
2. Научиться находить различия между телами (природными и искусственными, живыми и неживыми), веществами, частицами
Оборудование: таблички с понятиями: тело, вещество, частица, предметы: мячики резиновый, пластмассовый, металлический, пластилиновый; стакан с водой, тарелка, ложечка, сахар
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Звучит релаксирующая музыка
– Что изучали на уроках окружающего мира в предыдущих разделах? (Как устроен мир.) С какими понятиями познакомились? (Царства, бактерии, общество, психология…)
Сегодня мы начнём путешествие по новому разделу «Эта удивительная природа». А какие качества необходимы путешественникам? (Целеустремлённость, любознательность, находчивость)
– В путь. (1 слайд)
– Как же разнообразны эти тела! Вы со мной согласны?
(Нет. Тело бывает у человека или животного) (А что я имела ввиду, когда спросила у вас про тела?)
- А вы, ребята, как думаете? Кто сформулирует тему урока? (Тела)
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Что такое тело? Какие бывают тела? Из чего состоят тела?) Слайд 2. Вопросы на слайде
- Мы сейчас спланировали нашу деятельность, а это половина успеха.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
– Что же такое тело? (Высказывания уч-ся)
Работа с учебником.
Давайте сравним наши предположения с учебником. Страница 36. (чтение)
В каких источниках можно найти ответ? (В интернете, словаре)
- Узнаем, что скажет словарь Ожегова? Читает ученик
- Это многозначное слово
1) Отдельный предмет в пространстве
2) Организм человека или животного
3) Корпус чего-нибудь
- Какие тела мы можем найти в нашем классе?
По каким признакам характеризуем тела? (Цвет, форма, размер). Например, тело доска, опишите его. Чаще всего в телах мы отмечаем цвет, форму, размер
Выполните задание к рисунку.
Слайд 3
(Сравните тела 1 и 2 группы) Что общего в 1 группе? Во 2?
- 1 создала природа, а 2 человек
Если бы вы были учёными, то как бы назвали каждую группу? (Природные и искусственные)
Слайд4
Найдите на картинке природные тела и искусственные
Слайд 5
Попробуйте узнать, какое тело я загадала?
Круглый я как шар земной
Все гоняются за мной.
Лупят ногами, руками,
А я убегаю - прыжками.
(Мяч)
Практическая работа.
Найдите отгадку на парте. Что можете сказать о нём? (Это тело, искусственное)
Чем они отличаются? (Этот мячик из резины, а этот из железа)
А что такое железо? Резина?
Давайте узнаем, как называется то, из чего состоит тело.
Работа с учебником
С. 37
Как вы теперь ответите на 2 вопрос? Из чего состоит тело?
Слайд 6. Из каких веществ состоят эти тела?
Работа в парах.
Давайте поработаем в парах. У каждой пары лежит конверт с карточками. Соедините их так: один называет тело, другой – вещество, из которого это тело состоит. (Парта, мяч, гвоздь, стакан, кувшин, лейка, глина, металл, древесина, резина, пластмасса, стекло)
Проверка. Слайд 7
Кто выполнил всё сам? Оцените себя
Физминутка (видеофрагмент)
Опыт
Сейчас я вас приглашаю в небольшую химическую лабораторию.
Вы выступите в роли экспериментаторов. Ваша задача – внимательно наблюдать, всё запоминать и пытаться объяснять увиденное. Готовы? Тогда начнём. Наливаем чистой воды и добавляем обычный сахар (можно соль), размешиваем.
– Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Какой возникает вопрос? Что такое сахар? Вода? (Вещества)
(Мы взяли два вещества, смешали. Одно вещество исчезло, стало невидимым.)
– Куда исчез сахар?
– Какие есть гипотезы?
– Для опровержения гипотезы, что сахар исчез, можно попробовать на вкус.
– Сахар – это тело или вещество?
– Каким надо быть, чтобы тебя не видели?
Попробуйте ответить на 3-й вопрос? (Вещества состоят из очень маленьких частиц) Слайд 8
Эти частицы называются молекулами. Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие. В жидких побольше, в газах ещё больше. Слайд 9
Ребята, вначале урока вы хотели узнать ответы на вопросы?
Слайд 10
Удалось ли это?
Кто составит короткий рассказ по схеме? Слайд 11
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. Давайте попробуем самостоятельно применить новые знания
Работа в ТПО.
Слайд 11
Для «сильных» групп - №5, остальные - С. 23 №1.
Проверка на слайдах 1-го задания. Ключ с ответами для 5-го.
Слайд 12
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были недочёты?
– Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.
ΙV. Домашнее задание.
Слайд 13
Тема эта очень интересная, поэтому я рекомендую прочитать текст с.36-39, ответить на вопросы к тексту. Выполнить задание в ТПО с. 24 №4. А для любознательных стр. 40, библиотека.
V. Итог урока. Кто с заданиями справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Оцените себя на уроке с помощью светофора. Слайд 14
Презентация к этому уроку http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98691496