Кондрашкина О. А.
Преподаватель физики и математики
ТОГАПОУ "Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева"
Тема « Все о токе»
Цели: Обобщить, повторить и систематизировать изученный материал по теме «Законы электрического тока».
Продолжить формировать умения, навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач. Развивать устную речь, вычислительные навыки.
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся, расширить их кругозор.
Эпиграф: - Я мыслю, следовательно
Я существую …( французский философ и математик Декарт)
Оборудование:
- Плакат с названием урока
- Карточки с тестовыми заданиями
- Приборы для решения экспериментальных задач
- Карточки с условиями задач
- Карточки с именами ученых
План урока
- Организационный момент
- Разминка
- «Доверяй, но проверяй»
- «Колесо истории»
- «Кто кого»
- Быстро и в точку»
- Подведение итогов
Сегодня у нас не совсем обычный урок.
Мы сегодня вспомним все о токах,
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем.
- Разминка
(Даны задания на листочках. За 5-7 минуту ответить как больше вопросов).
- Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?
( для отвода зарядов в землю )
- Кому принадлежат слова «Теперь я знаю, как выглядит атом?»
( английский физик Резерфорд )
- Что представляет собой молния? (электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет электрический ток. J=10000 А но бывает J=230000 А)
- Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?
( русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин )
- Чем объясняется то, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода?
(Тело птицы - ответвление цепи, R которого огромно по сравнению с R участка провода между ног у птицы. Поэтому сила тока очень мала и безвредна. Но стоит коснуться хвостом, крылом, со столбом, то через птицу ток уйдет в землю, и убьет ее.)
- В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали «русским светом», «русским солнцем»?
( Создатель этих «свечей»- Яблочков П.Н. «Свеча Яблочкова», это дуговая лампа, но без регуляторов.
- « Доверяй, но проверяй»
От каждой команды по 2 человека.
1 карточка. Получить и исследовать силу тока от сопротивления при постоянном напряжении.
2 карточка. Получить индукционный ток в контуре. Рассмотреть все случаи.
Пока работают экспериментаторы, со всем классом проводится конкурс «Люди науки» или « Колесо истории».
Учитель задает вопросы, касающиеся истории жизни и деятельности ученых.
- «Колесо истории»
- О нем великий Максвелл сказал: «Исследования…., в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке.
На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик» ( Андре-Мари Ампер ).
- Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически»,вышедшем в 1827 году. ( Георг Ом ).
- По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическ5им током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. ( Джоуль ).
- Он был рыцарем почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посе6тить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». ( Алессандро Вольт ).
- Он стал академиком в 39 лет, причем в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии.
( Ампер ).
- Он славился своей рассеяностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 мин., держа яйцо в руке
( Ампер ).
- Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, используемый им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. ( Шарль Кулон ).
- Он открыл один из важнейших законов- количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины проводника и с уменьше6нием площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. ( Ом ).
- «Кто кого»
Команды решают задачи в тетрадях. Кто первый решает, оформляет задачи на доске (задания на карточках)
- «Быстро и в точку» (викторина)
Команде предлагаются тестовые задания с выбором ответа. Теоретики работают на оборотной стороне доски. Затем команды по кодовым ответам проверяют задания.
Задание классу:
Какие ошибки были допущены при составлении электрической цепи, схема изображена на рисунке:
+ -
1) V-Параллельно
2) А- последовательно
3)Подсоединено к одной клемме ключа
6) Подведение итогов.
Д\З: 1.Повторить теоретический материал. Составить вопросы для взаимопроверки по данной теме.
2. Составить кроссворд по теме « Электрический ток».
Заключительное слово:
По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела-
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке- электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще неопознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что запускайте свой «вечный думатель» и вперед!