kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по предмету "Технология" "Общее понятие об электрическом токе, силе тока,напряжении и сопротивлении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная:  формирование компетенций по изучению основных характеристик электрического тока (сила тока, напряжения, сопротивления); ознакомление учащихся с источником получения электрической энергии,

Развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь;

Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.

Тип урока: Изучение нового материала

Межпредметные связи: окружающий мир (тема «Электричество в нашей жизни»), физика «Характеристики электрического тока»

Ресурсы урока: рабочая программа, презентация, наглядные пособия.

Ход урока

1.Организационный момент

Готовность учащихся к уроку.

2.Актуализация знаний

Беседа  

- Можно ли обойтись в современном мире без электричества?

- Какие электроприборы вы знаете?

3. Мотивация познавательной деятельности

             Электрическая энергия имеет огромное значение, как в жизни каждого отдельно взятого человека, так и в развитии современного общества в целом. На сегодняшний день сложно представить нашу жизнь без электричества. Ведь именно оно освещает наше жильё и улицы, приводит в движение трамваи, троллейбусы и поезда. Да, и все бытовые приборы, которыми мы пользуемся дома, работают при помощи электрической энергии. Так откуда же берётся и чем характеризуется электрическая энергия и электричество?

Сегодня мы выясним на уроке (тема урока).

Сообщение темы и цели урока.

4. Изучение нового материала

Сегодня нам с вами предстоит совершить путешествие в удивительную и загадочную страну Электрического тока. Много у нее загадок и тайн. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтят законы и обычаи своей страны.

4.1 Характеристики  электрического тока.

Вспомним уроки физики.

Ещё в Древней Греции было установлено, что если янтарь натереть шерстяной тканью, то он приобретёт способность притягивать лёгкие предметы. Кстати, по-гречески слово «янтарь» звучит как «электрон». От этого слова и произошёл термин «электричество».

Электрический ток – направленное движение электрических зарядов.

Исторически за направление электрического тока было принято движение положительных зарядов, которые перемещаются от положительного полюса источника к отрицательному по проводнику, подключённому к полюсам.

  • (запись в тетрадь)

Количество зарядов, прошедших за единицу времени через поперечное сечение проводника, называется силой тока.

Выражается эта зависимость следующей формулой:

Сила тока измеряется в амперах (А) – в честь французского ученого Андре Ампер

Итак, электрическая энергия передаётся при помощи потока мельчайших заряженных частиц. Эти заряженные частицы всегда возникают при тесном контакте различных веществ. В некоторых телах электрические заряды могут свободно перемещаться между различными частями, в других же это невозможно. В первом случае вещества называют проводниками, во втором – диэлектриками или изоляторами.

И вот появляется еще одна из характеристик тока сопротивление

  • (запись в тетрадь)

Электрическое сопротивление — физическая величина, характеризующая свойства проводника препятствовать прохождению электрического тока. Единица измерения сопротивления – Ом. В формулах и расчетах сопротивление обозначается буквой R.      

R = (ρL)/S

   Вопрос: Вспомните от чего зависит сопротивление в цепи? (От материала, из которого он изготовлен; от величины сечения проводника и от длины проводника)

  • (запись в тетрадь)

       Напряжение

Чтобы заставить перемещаться заряженные частицы от одного полюса к другому необходимо создать между полюсами разность потенциалов или – напряжение. Единица измерения напряжения – Вольт (В или V). В формулах и расчетах напряжение обозначается буквой V. Чтобы получить напряжение величиной 1 В нужно передать между полюсами заряд в 1 Кл, совершив при этом работу в 1 Дж (Джоуль).

Для наглядности представим резервуар с водой расположенный на некоторой высоте. Из резервуара выходит труба. Вода под естественным давлением покидает резервуар через трубу. Давайте условимся, что вода – это электрический заряд, высота водяного столба (давление) – это напряжение, а скорость потока воды – это электрический ток.

Таким образом, чем больше воды в баке, тем выше давление. Аналогично с электрической точки зрения, чем больше заряд, тем выше напряжение.

Начнем сливать воду, давление при этом будет уменьшаться. Т.е. уровень заряда опускается – величина напряжения уменьшается. Такое явление можно наблюдать в фонарике, лампочка светит все тусклее по мере того как разряжаются батарейки. Обратите внимание, чем меньше давление воды (напряжение), тем меньше поток воды (ток).

Физкультминутка (инсценировка стихотворения)

В розетках электричества –
Громадные количества.
Бежит оно по сёлам,
Бежит по городам.
При этом умудряется,
Представьте – умудряется,
Как в цирке, умудряется –
Бежать по проводам!

Ему не отдыхается,
Журналов не читается,
Ему не нужно кресло
И не нужна кровать.
Не спит оно, не ест оно,
При этом умудряется,
Прекрасно умудряется
Повсюду поспевать:

Сверлит, строгает, гладит –
С любой работой ладит.
И крутится, и вертится,
И варит, и прядёт.
И коврик пылесосит,
И в каждой лампе светит,
И за усы троллейбусы
По городу ведёт!

4.2 Давайте рассмотрим, как получают электрическую энергию, как её передают, кто является потребителем электроэнергии.

Получение

      Чтобы любая энергия стала полезной человеку, он должен был научиться с ней обращаться, это значит, должен был научиться преобразовывать одни виды энергии в другие. Человечество справилось с этой нелёгкой задачей. Люди стали получать электрическую энергию, которая так необходима для производственных и бытовых нужд, из других видов энергии: механической, тепловой, световой, химической.

Преобразования энергии различных видов в электрическую энергию происходят на электростанциях.

Вопрос: Какие вы знаете электростанции? (ГЭС, ТЭЦ, АЭС и т.д)

 

Устройство, которое преобразует какую-либо энергию в электрическую, называют источником.

Эти машины называются – электрогенераторы. В электрогенераторе механическая энергия турбины преобразуется в электрическую энергию. 

Турбина – это такое вращающееся колесо специальной конструкции. Так, например, на гидроэлектростанциях турбина вращается за счёт энергии падающей воды.

Вопрос:

Как вращается турбина на тепловых электростанциях?

(с помощью энергии движения пара)

 А на ветряных электростанциях? (за счёт энергии ветра).

Интересно, что на космических станциях источником электрической энергии являются фотоэлементы. Именно они преобразуют солнечную энергию в электрическую.

Устройства в которых происходит преобразование электрической энергии в другие виды энергии – свет, тепло, механическую и химическую энергию - называются приемниками или потребителями электрической энергии, а в электротехнике – нагрузкой.

Передача

Как же все-таки электрический ток попадает к нам в дом?

Давайте попробуем разобраться, как же происходит процесс передачи электрической энергии. Вообще, первые сведения об электричестве появились много столетий назад и относились они тогда к электрическим зарядам, которые получались посредством трения. Слово «электричество» впервые было введено в обиход Вильямом Гилбертом (1544 - 1603), английским физиком и врачом, который стал известен благодаря своим исследованиям природы электричества и магнетизма. Затем люди выяснили, что точно такими же свойствами обладают и многие другие вещества. Тогда такие вещества были названы наэлектризованными. Сейчас же мы говорим, что на телах в таком состоянии имеются электрические заряды, а сами же тела называем заряженными.

Вывод: электрическая энергия передаётся при помощи потока мельчайших заряженных частиц, который называется электрическим током

 (запись в тетрадь)

Потребители

  Потребитель электрической энергии – предприятие, организация, учреждение, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электрическую энергию.

4.3 Правила ТБ при электромонтажных работах

Он бежит по проводам,
И не виден никогда.
Лампочки он зажигает,
И приборы оживляет.
Телевизор, холодильник,
Всё, всё, всё и кипятильник.
Но он строг, с ним не шути,
Лучше всё же обойти.
Может взять, да и изранить,
Иль обжечь, что не исправить.
Кто такой бежит в цепи,
Но не лезь и не смотри!

Вопрос- ответ

Перечислите электрические приборы, которые работают у вас дома?

Если у вас дома неполадки с электричеством, человека какой профессии вы пригласите для ремонта?

Внимательно рассмотрите провод и скажите из чего он сделан.

Почему металлические провода нужно изолировать?

Почему электромонтер во время работы пользуется резиновыми перчатками?

Почему мокрыми руками нельзя включать электроприборы?

Почему не в коем случае нельзя браться за оголенные провода?

5. Итог урока.

Вопросы для закрепления:

  1. С какими характеристиками тока вы познакомились?
  2. Назовите какие потребители электроэнергии есть у вас дома
  3. Подумайте, за счёт чего можно экономить электроэнергию в быту и на производстве?
  1. Домашнее задание:

- узнайте, что является источником электрического тока в мотоцикле, автомобиле;

- подготовить сообщение о первой ГЭС (ТЭС, АЭС) в мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Технология" "Общее понятие об электрическом токе, силе тока,напряжении и сопротивлении"»

8 класс

Тема: Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении.

Цели урока:

Образовательная: формирование компетенций по изучению основных характеристик электрического тока (сила тока, напряжения, сопротивления); ознакомление учащихся с источником получения электрической энергии,

Развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь;

Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.

Тип урока: Изучение нового материала

Межпредметные связи: окружающий мир (тема «Электричество в нашей жизни»), физика «Характеристики электрического тока»

Ресурсы урока: рабочая программа, презентация, наглядные пособия.



Ход урока

1.Организационный момент

Готовность учащихся к уроку.

2.Актуализация знаний

Беседа  

- Можно ли обойтись в современном мире без электричества?

- Какие электроприборы вы знаете?

3. Мотивация познавательной деятельности

Электрическая энергия имеет огромное значение, как в жизни каждого отдельно взятого человека, так и в развитии современного общества в целом. На сегодняшний день сложно представить нашу жизнь без электричества. Ведь именно оно освещает наше жильё и улицы, приводит в движение трамваи, троллейбусы и поезда. Да, и все бытовые приборы, которыми мы пользуемся дома, работают при помощи электрической энергии. Так откуда же берётся и чем характеризуется электрическая энергия и электричество?

Сегодня мы выясним на уроке (тема урока).

Сообщение темы и цели урока.

4. Изучение нового материала

Сегодня нам с вами предстоит совершить путешествие в удивительную и загадочную страну Электрического тока. Много у нее загадок и тайн. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтят законы и обычаи своей страны.

4.1 Характеристики электрического тока.

Вспомним уроки физики.

Ещё в Древней Греции было установлено, что если янтарь натереть шерстяной тканью, то он приобретёт способность притягивать лёгкие предметы. Кстати, по-гречески слово «янтарь» звучит как «электрон». От этого слова и произошёл термин «электричество».

Электрический ток – направленное движение электрических зарядов.

Исторически за направление электрического тока было принято движение положительных зарядов, которые перемещаются от положительного полюса источника к отрицательному по проводнику, подключённому к полюсам.

  • (запись в тетрадь)

Количество зарядов, прошедших за единицу времени через поперечное сечение проводника, называется силой тока.

Выражается эта зависимость следующей формулой:

Сила тока измеряется в амперах (А) – в честь французского ученого Андре Ампер


Итак, электрическая энергия передаётся при помощи потока мельчайших заряженных частиц. Эти заряженные частицы всегда возникают при тесном контакте различных веществ. В некоторых телах электрические заряды могут свободно перемещаться между различными частями, в других же это невозможно. В первом случае вещества называют проводниками, во втором – диэлектриками или изоляторами.

И вот появляется еще одна из характеристик тока сопротивление

  • (запись в тетрадь)

Электрическое сопротивление — физическая величина, характеризующая свойства проводника препятствовать прохождению электрического тока. Единица измерения сопротивления – Ом. В формулах и расчетах сопротивление обозначается буквой R.

R = (ρL)/S

Вопрос: Вспомните от чего зависит сопротивление в цепи? (От материала, из которого он изготовлен; от величины сечения проводника и от длины проводника)

  • (запись в тетрадь)

Напряжение

Чтобы заставить перемещаться заряженные частицы от одного полюса к другому необходимо создать между полюсами разность потенциалов или – напряжение. Единица измерения напряжения – Вольт (В или V). В формулах и расчетах напряжение обозначается буквой V. Чтобы получить напряжение величиной 1 В нужно передать между полюсами заряд в 1 Кл, совершив при этом работу в 1 Дж (Джоуль).

Для наглядности представим резервуар с водой расположенный на некоторой высоте. Из резервуара выходит труба. Вода под естественным давлением покидает резервуар через трубу. Давайте условимся, что вода – это электрический заряд, высота водяного столба (давление) – это напряжение, а скорость потока воды – это электрический ток.

Таким образом, чем больше воды в баке, тем выше давление. Аналогично с электрической точки зрения, чем больше заряд, тем выше напряжение.

Начнем сливать воду, давление при этом будет уменьшаться. Т.е. уровень заряда опускается – величина напряжения уменьшается. Такое явление можно наблюдать в фонарике, лампочка светит все тусклее по мере того как разряжаются батарейки. Обратите внимание, чем меньше давление воды (напряжение), тем меньше поток воды (ток).

Физкультминутка (инсценировка стихотворения)


В розетках электричества –
Громадные количества.
Бежит оно по сёлам,
Бежит по городам.
При этом умудряется,
Представьте – умудряется,
Как в цирке, умудряется –
Бежать по проводам!

Ему не отдыхается,
Журналов не читается,
Ему не нужно кресло
И не нужна кровать.
Не спит оно, не ест оно,
При этом умудряется,
Прекрасно умудряется
Повсюду поспевать:

Сверлит, строгает, гладит –
С любой работой ладит.
И крутится, и вертится,
И варит, и прядёт.
И коврик пылесосит,
И в каждой лампе светит,
И за усы троллейбусы
По городу ведёт!


4.2 Давайте рассмотрим, как получают электрическую энергию, как её передают, кто является потребителем электроэнергии.

Получение

Чтобы любая энергия стала полезной человеку, он должен был научиться с ней обращаться, это значит, должен был научиться преобразовывать одни виды энергии в другие. Человечество справилось с этой нелёгкой задачей. Люди стали получать электрическую энергию, которая так необходима для производственных и бытовых нужд, из других видов энергии: механической, тепловой, световой, химической.

Преобразования энергии различных видов в электрическую энергию происходят на электростанциях.


Вопрос: Какие вы знаете электростанции? (ГЭС, ТЭЦ, АЭС и т.д)


Устройство, которое преобразует какую-либо энергию в электрическую, называют источником.

Эти машины называются – электрогенераторы. В электрогенераторе механическая энергия турбины преобразуется в электрическую энергию. 

Турбина – это такое вращающееся колесо специальной конструкции. Так, например, на гидроэлектростанциях турбина вращается за счёт энергии падающей воды.

Вопрос:

Как вращается турбина на тепловых электростанциях?

(с помощью энергии движения пара)

А на ветряных электростанциях? (за счёт энергии ветра).

Интересно, что на космических станциях источником электрической энергии являются фотоэлементы. Именно они преобразуют солнечную энергию в электрическую.

Устройства в которых происходит преобразование электрической энергии в другие виды энергии – свет, тепло, механическую и химическую энергию - называются приемниками или потребителями электрической энергии, а в электротехнике – нагрузкой.

Передача

Как же все-таки электрический ток попадает к нам в дом?

Давайте попробуем разобраться, как же происходит процесс передачи электрической энергии. Вообще, первые сведения об электричестве появились много столетий назад и относились они тогда к электрическим зарядам, которые получались посредством трения. Слово «электричество» впервые было введено в обиход Вильямом Гилбертом (1544 - 1603), английским физиком и врачом, который стал известен благодаря своим исследованиям природы электричества и магнетизма. Затем люди выяснили, что точно такими же свойствами обладают и многие другие вещества. Тогда такие вещества были названы наэлектризованными. Сейчас же мы говорим, что на телах в таком состоянии имеются электрические заряды, а сами же тела называем заряженными.

Вывод: электрическая энергия передаётся при помощи потока мельчайших заряженных частиц, который называется электрическим током

(запись в тетрадь)

Потребители

  Потребитель электрической энергии – предприятие, организация, учреждение, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электрическую энергию.

4.3 Правила ТБ при электромонтажных работах

Он бежит по проводам,
И не виден никогда.
Лампочки он зажигает,
И приборы оживляет.
Телевизор, холодильник,
Всё, всё, всё и кипятильник.
Но он строг, с ним не шути,
Лучше всё же обойти.
Может взять, да и изранить,
Иль обжечь, что не исправить.
Кто такой бежит в цепи,
Но не лезь и не смотри!


Вопрос- ответ

Перечислите электрические приборы, которые работают у вас дома?

Если у вас дома неполадки с электричеством, человека какой профессии вы пригласите для ремонта?

Внимательно рассмотрите провод и скажите из чего он сделан.

Почему металлические провода нужно изолировать?

Почему электромонтер во время работы пользуется резиновыми перчатками?

Почему мокрыми руками нельзя включать электроприборы?

Почему не в коем случае нельзя браться за оголенные провода?

  1. Итог урока.

Вопросы для закрепления:

  1. С какими характеристиками тока вы познакомились?

  2. Назовите какие потребители электроэнергии есть у вас дома

  3. Подумайте, за счёт чего можно экономить электроэнергию в быту и на производстве?

  1. Домашнее задание:

- узнайте, что является источником электрического тока в мотоцикле, автомобиле;

- подготовить сообщение о первой ГЭС (ТЭС, АЭС) в мире.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шинкарчук Елена Александровна

Дата: 08.03.2018

Номер свидетельства: 461049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства