kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике на тему "Плавание тел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Определить условия плавания тел, в зависимости от соотношения сил тяжести и

    Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в

      неё.

Задачи  урока :

   ♦   Вывести  детей  на  самостоятельную  формулировку  условия  плавания  тел;

♦   Побудить  учащихся  к  активному  поиску  решения  проблемы  посредством  

         постановки  эксперимента;

♦    Установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью   

      тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;

♦   Организовать  деятельность  учащихся  по формированию навыков

     самостоятельного   поиска  решения  поставленной  проблемы;

♦   Воспитание культуры в организации учебного труда. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Плавание тел" »

Цели урока:

Определить условия плавания тел, в зависимости от соотношения сил тяжести и

Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в

неё.

Задачи урока :

Вывести детей на самостоятельную формулировку условия плавания тел;

Побудить учащихся к активному поиску решения проблемы посредством

постановки эксперимента;

Установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью

тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;

Организовать деятельность учащихся по формированию навыков

самостоятельного поиска решения поставленной проблемы;

Воспитание культуры в организации учебного труда.

Результаты:


Личностные


убежденность в возможности познания природы;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


Метапредметные

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;


Предметные

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;


Оборудование:

♦ Проектор, экран;

♦ Компьютеры с тестами  по количеству учеников;

♦ На 2 человека набор: два стакана с водой, бруски: деревянный и железный, пластилин, кусочки картошки, соль, палочка  для размешивания, масло и пипетка.


Ход урока (Урок сопровождается показом презентации)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Орг. момент

(1-2 мин)

Настраивает детей на урок


Настраиваются на работу.

I I.Актуализация

темы (2-3 мин)

Актуализирует тему, подводит к формулировке темы, демонстрирует слайды

Смотрят ,слушают, обсуждают, высказывают мнения.

I I I .Содержание урока (25 -28мин)

Постановка проблемы перед учащимися, демонстрирует с помощью средств ИКТ презентации, задает вопросы и корректирует ответы.

Проводят опыты, исследования, де-

лают выводы , отвечают на вопросы, работают с учебником и

выполняют конспект.

I V.Закрепление.

(8-11 мин)

Инструктирует учащихся о выполнении тестов.

Выполнение тестовых заданий на компьютерах.


V.Подведение

итогов .Д/з

Подводит итоги, благодарит за работу, ставит оценки.

Слушают, делают работу над ошибками. Записывают д/з.



1.Оргмомент. Беседа о погоде, о лете, о купании в водоёмах.

Объявление темы урока. (Слайд 1) посмотрите на экран, что можно сказать о телах, которые изображены здесь? Тогда сформулируйте тему нашего урока. ( Слайд 1).

2. Актуализация знаний. -Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга.

А что изменится, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся высказывают предположения.)

-Вы не можете точно ответить на этот вопрос? Но у  вас уже появляются идеи, гипотезы.

А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?

-Давайте сегодня на уроке вы попытаетесь самостоятельно решить проблему.

Постановка проблемы. Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.

-А вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Слайд 3)

-С какой силой связано это имя? (Слайд 4).

-Как найти архимедову силу? (Слайд 5).

-Назовите, какие силы действуют на тело, плавающее внутри  жидкости. (слайд 6).

3. Решение проблемы - изучение нового материала.

Начнём исследование. Проведём опыт 1.

Цель работы: Провести наблюдение за поведением деревянного и железного брусков, погруженных в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

-Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в  воде. Опустите их в стакан с водой.

-Назовите, какие силы, действуют на бруски. Как они направлены?

Вывод: Железный брусок опустится ниже, т.к. сила тяжести, действующая на него больше архимедовой силы, а деревянный брусок будет выше, т.к. архимедова сила, действующая на него больше силы тяжести. Значит, плавание тел зависит от того, какая из сил больше.

Проверка по слайду 7:

-Когда тело плавает на поверхности? (Щелчок по слайду 7).

-Когда плавает внутри? (Щелчок по слайду 7).

-Когда тонет? (Щелчок по слайду 7).

Продолжаем исследования.

Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Проведём опыт 2. Заставьте кусочки картошки плавать. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети, возможно, догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

Докажем это ещё и теоретически.

-Назовите формулу, выражающую  закон Архимеда. (Щелчок по слайду 7).

-Назовите формулу  для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 7).

-Что общего в обеих формулах? Чем отличаются? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ. (Проверим по слайду 7).

-Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 8-9).

Вернёмся к моему вопросу.

-А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).

Поработаем с таблицей плотностей веществ.


  1. Пользуясь таблицей плотности, определите, в какой жидкости утонет лёд?

  2. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?

  3. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?

  4. А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная ртутью?

  5. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости.


Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

-Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку  на глубину 3–4 см в стакан с водой.

-Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного  пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.

Продолжим беседу о жидкостях.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три  несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей. ( Ответ по слайду 10)

.

Опыт 4. (дополнительно)

Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.)

-Почему же одно  и то же  тело ведёт себя по-разному?

Вывод. Если изменить объём пластилина, то можно заставить его плавать.

4. А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер.

Подведение итогов тестирования, работа над ошибками, которые показал компьютер.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.


  1. § 50 прочитать, выучить условия плавания тел, ответить на вопросы

  2. Упр.25(1,2)- устно,Л №616.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по физике на тему "Плавание тел"

Автор: Клочков Валентин Анатольевич

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока по физике "Условия плавания тел" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-fizikie-usloviia-plavaniia-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "107014"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403154074"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по физике на тему "Плавание тел" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_fizikie_na_tiemu_plavaniie_tiel_v_7_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "370758"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482051442"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Плавание тел "
    ["seo_title"] => string(14) "plavaniie-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "120445"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413721693"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока физики на тему  "Все ли тела плавают?" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-fiziki-na-tiemu-vsie-li-tiela-plavaiut"
    ["file_id"] => string(6) "241885"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445339783"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по физике в 7 классе на  тему "Архимедова сила. Плавание тел". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-7-klassie-na-tiemu-arkhimiedova-sila-plavaniie-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "131612"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416170085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2770 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства