Тема урока: Архимедова сила. Плавание тел.
Авторы:
Харрасова Зинфира Нуруллаевна - учитель физики МАОУ СОШ № 1 им.Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г.Белебей;
Хайруллина Гульназ Миннигуловна – учитель физики МАОУ СОШ № 1 им.Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г.Белебей.
Тип урока: урок закрепление изученной темы.
Цель: Формирование знаний у учащихся о законе Архимедовой силы.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
продолжить работу по формированию понятия об архимедовой силе,
познакомить с историей парусного флота России;
сформировать умение парной работы.
Воспитательные:
рассмотреть историю знаменитых парусников России;
формировать научное мировоззрение у учащихся путём изучения закономерностей протекания физических процессов, необходимых для успешного усвоения последующих тем курса физики;
воспитание самостоятельности, ответственности, добросовестного отношения к учебному труду.
Развивающие:
совершенствовать общепредметные умения и навыки (умение выделять главное, анализировать, систематизировать );
совершенствовать навыки решения задач;
развивать навыки самостоятельного поиска и обработки информации.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
- Закрепление
- Выводы. Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. О, сколько нам открытий чудных
Говорит просвещение дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.
(А. С. Пушкин)
Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия, а для этого мы с вами отправимся в путешествия по физическому океану. За каждый правильный ответ каждый получает один балл, за дополнение ещё пол балла, в конце урока посмотрим, кто больше наберёт баллов.
2. Народная мудрость гласит: «Ум хорошо, а два лучше». Сейчас поработаем в
парах, закрепим материал, который проходили на предыдущих уроках.
Итак, отплытие. Чтобы начать свой путь, ребята должны показать свои
билеты. Для этого учащиеся должны написать формулы, а к ним соответствие:
p=F/S; F=m*g; m=p*V; V=a*b*с; ρ=m/V; F=ρ*g*V
а) объем тела
б) сила тяжести
в) давление тела
г) масса тела
д) Архимедова сила
е) плотность тела
А теперь поменяемся листочками и проверяем правильность ответов. Оцениваем. У каждого из нас имеются билеты и мы отправляемся в плавание. Пока корабль плывёт к первому острову, нужно ответить на вопрос: какое название носит линия обозначенное на нашей карте? (траектория).
- Остров «Разгадай-ка». Задание: разгадать кроссворд.
1.Аппарат для дыхания человека под водой. 2.Приспособления для измерения длины. 3.Прибор для измерения глубины. 4.Аппарат для изучения морских глубин. 5.Прибор для определения сторон света.
6.Жидкое полезное ископаемое. 7.Металл красного цвета.
Ответы:
Акваланг, метр, эхолот, батискаф, компас, нефть, медь.
Ключевое слово:
Архимед.
- Остров «Соображай-ка». Задание: переведи в систему Си.
380 кПа = 380000 Па 80 см = 0,8 м 450 мН = 0,45 Н
34 кН = 34000 Н 4,5 км = 4500м 72,5 кПа = 72500 Па
45,6 МПа = 45600000 Па 250 г = 0,25 кг 13,5 г/ 1см3 = 13500кг/м3
- Остров «Отвечай-ка».
1. Почему в реке с илистым дном мы вязнем больше на мелком месте, чем на глубоком?
Ответ: погружаясь на большую глубину, мы вытесняем больший объём воды. По закону Архимеда на нас в этом случае будет действовать большая выталкивающая сила.
2.Почему человек может лежать на воде, положив руки под голову?
Ответ: масса человеческого тела, если полости лёгких заполнены воздухом, хотя и не на много, но всё же меньше вытесненной им воды, поэтому человек может свободно лежать на воде, положив руки под голову.
3.Для чего ботинки водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами
Ответ: тяжёлые свинцовые ботинки помогают водолазу преодолевать выталкивающую силу воды.
4.Почему держаться на поверхности воды в море значительно легче, чем в реке?
Ответ: Плотность морской воды больше пресной, поэтому в море на человека действует большая выталкивающая сила.
5.Какое заключение можно сделать о величине архимедовой силы, проводя соответствующие опыты на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле?
Ответ: Такое же, как и на Земле: архимедова сила равна весу жидкости, вытесненной погруженным в неё телом.
6.Действует ли архимедова сила на ИСЗ?
Ответ: архимедова сила в условиях невесомости отсутствует.
- Остров «Увлекай-ка»
2 учащихся рассказывают классу подготовленные дома сообщения на темы:
- Плавание животных и человека.
- Плавание судов.
- .Остров «Порешай-ка».
Задание: решить задачи из электронного задачника. (Работа в парах)
Задания в задачнике расположены в хронологическом порядке, решая которые, Вы закрепите знания по физике и познакомитесь с историей парусного флота России. Вам необходимо решить предложенные задачи и выбрать правильный ответ из предложенных. В случае если ответ окажется правильным, вам откроется страничка с историей парусника, о котором идет речь в задании. Если же допущена ошибка, будет предложено, либо вернуться к условию задачи и решить ее заново, либо воспользоваться подсказкой.
Рекомендуемое время выполнения заданий: время выполнения заданий зависит от класса и уровня развития навыков обучающихся. На каждую задачу рекомендовано отвести от 4 до 7 минут.
Рекомендации и критерии оценивания правильных/частично правильных и неправильных ответов.
«5» - при правильном решении и оформлении задачи.
«4» - в случае исправления ошибки в решении задачи самостоятельно.
«3» - в случае, когда ученик решил задачу, воспользовавшись подсказкой.
- Подведение итогов.
- Наше путешествие близится к концу. Итак, ребята, что мы сегодня делали на уроке? (решали задачи, знакомились с историей, с физическими законами).
- В каких областях мы с вами рассмотрели применение архимедовой силы?(плавание судов, плавание человека и животных).
Справившись с нашими заданиями Вы получили двойную награду:
Знание истории знаменитых
парусников России
Навыки решения задач по физике
- Давайте поставим сами себе оценки за урок. (Ставят оценки в тетрадях).
Домашнее задание.
Составить 2 задачи на тему Архимедова сила.