Разработка урока по теме "Плавание тел" включает в себя подробный конспект урока, презентацию к уроку и ссылки на видеоматериалы. Урок разработан для учащихся 7 класа по УМК Громова, Родиной. Тип урока - проблемно-эвристический. На уроке решаются следующие задачи: образовательные - повторить знания об архимедовой силе; обеспечить условия для усвоения учебного материала по теме «Плавание тел»; развивающие - способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, навыков самостоятельной работы, развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать; воспитательные - формировать познавательный интерес к физике; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию, формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Усть – Абаканского района Республики Хакасия
Конспект урока в 7 классе
по физике
«Плавание тел»
подготовила
учитель физики и математики
Соломатова Серафима Юрьевна
с. Солнечное, 2014
Пояснительная записка
1. Тема урока «Плавание тел»
2. Место урока в учебном курсе
Основное содержание изучаемого материала задано учебной программой и обязательным минимумом содержания по физике.
Тема рассматривается в главе «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Значимость темы:
а) познавательная (выяснение условий плавания тел);
б) практическая (умение определять, как ведут себя различные тала при помещении их в ту или иную жидкость);
в) воспитательная (аккуратность работы с приборами, самостоятельность, добросовестность выполнения заданий);
3. Цель урока: выяснение условий плавания тел в жидкости через проведение экспериментальных работ и демонстрацию видеофрагментов
4. Задачи:
Образовательные: повторить знания об архимедовой силе; обеспечить условия для усвоения учебного материала по теме «Плавание тел»;
Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, навыков самостоятельной работы, развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию, формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе.
5. Требования к усвоению содержания учебного материала.
Учащиеся должны знать: какие силы действуют на тело в жидкости; при каких условиях тело тонет, плавает, всплывает; как располагаются в сосуде несмешивающиеся жидкости. Учащиеся должны уметь: определять поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё; решать задачи на данную тему; применять условия плавания тел в жизни.
6. Тип урока: Комбинированный.
7. Методы обучения и деятельность учащихся: объяснительно – иллюстративный метод (на различных этапах урока учащиеся слушают объяснение учителя, приводят примеры, наблюдают опыты); репродуктивный метод ( записывают и зарисовывают вслед за учителем); проблемная ситуация (отвечают на вопросы учителя, объясняют опыты); частично – поисковый метод (выдвигают гипотезы, делают логические выводы, высказывают интуитивные догадки, обобщают факты, выполняют практические задания); ТСО (видеролики, презентация)
8. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Лабораторное: сосуды с водой, маслом, молоком, набор тел разной плотности, сосновый и парафиновый кубики одинаковых размеров, индивидуальные листы для первичного контроля знаний.
Структура урока:
1. Организационный момент…………………………….2 мин.
2. Актуализация опорных знаний…………………….. 10 мин.
3. Изучение и закрепление нового материала. ………....25 мин.
4. Подведение итогов урока………………………………8 мин.
Ход урока
1 этап. Организация начала занятия (2 мин) (Слайд1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. «Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Последуем совету великого мыслителя Абу-ль-Фараджа.
2 этап: Актуализация опорных знаний (10 мин)
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали о законе Архимеда. Давайте вспомним о чем он говорит. Для этого, я вам предлагаю поиграть в кинематографистов. Игра называется «Озвучка».(Учащиеся параллельно с просмотром видеороликов «Закон Архимеда» и «Измерение Архимедовой силы» (слайд 2)комментируют действия и делают выводы)
Учитель: Молодцы, ребята! Давайте прочитаем современную формулировку этого закона.
Учащийся: (Формулирует закон Архимеда. Называет формулу и объясняет все буквы, входящие в формулу FА=ржgVТ (слайд 3)
Учитель: А теперь проверим письменную домашнюю творческую работу. Ответы на вопросы (2-5, стр 121 учебник С.В.Громов Физика 7кл.) необходимо было проиллюстрировать.
(ребята читают вопрос, отвечают на него и демонстрируют свои рисунки. При необходимости учащиеся и учитель дополняют ответы)
3 этап: Изучение нового материала
Учитель: Ребята, перед вами большой стеклянный сосуд. В нём три тела: одно тело находится на дне сосуда, другое на поверхности воды, а третье - внутри жидкости. Почему одни тела опускаются на дно, т.е. тонут, другие тела плавают, а некоторые всплывают? Вот на эти вопросы мы сегодня и будем искать ответы. Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.
Учащиеся: Примерные темы: «Почему тело плавает», «Когда тело тонет», «Плавание тел», «Условие плавания тел» и т.п.
Учитель: Да, ребята, вы правильно понимаете о чём мы с вами будем сегодня говорить. Запишите тему урока как это дано в наших учебниках: «Плавание тел». Сегодня наша задача, выяснить условия плавания тел и уметь применять полученные знания при решении задач. (слайд 4)
Учитель: Ещё раз посмотрите внимательно на сосуд с водой и с телами. Как вы думаете, почему тела по-разному располагаются в жидкости? От чего это может зависеть?
Ученики: (Возможные ответы и предположения): тяжелое тело тонет, лёгкое - плавает; вода выталкивает тело; зависит от массы тела; смотря какая жидкость; от силы тяжести, от архимедовой силы, от материала, из которого сделано физическое тело.
Учитель: Ребята, у вас очень интересные предположения. Но любое предположение надо проверять: или опытным путём, или доказать теоретически.
Учитель:Давайте вспомним, какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?
Ученики: Сила тяжести и сила Архимеда
Учитель: По какими формулам они вычисляются?
Ученики:FА=ρжgVТFТ=mg
Учитель: Если на тело действуют две силы, то какие варианты их соотношения возможны?
Ученики: FТFАFТ =FАFТFА(слайд 5)
Учитель: Куда направлена равнодействующая сил в первом случае?
Ученики: В сторону большей силы, т.е. вниз. Значит, тело будет погружаться в жидкость, тонуть.
Учитель: Чему равна равнодействующая сил во втором случае?
Ученики: При сложении этих двух противоположно направленных сил равнодействующая сила равна 0, значит, тело будет оставаться на месте; покоиться; плавать.
Учитель: Что происходит в третьем случае?
Ученики: Равнодействующая двух сил направлена в сторону большей силы, т.е. направлена вверх, значит, тело всплывает на поверхность воды.
Учитель: Итак, давайте оформим все наши умозаключения на бумаге.
Приготовим в тетрадях таблицу и назовём её : «Условия плавания тел» (слайд 6)
Таблица 1. Условия плавания тел
тонет
плавает
всплывает
FТFА
FТ =FА
FТFА
Учитель: Ребята, но у вас были ещё и другие предположения. Например, вы сказали, что может быть всё зависит от материала, из которого сделано тело, и рода жидкости. Давайте это докажем математически, используя формулы силы тяжести и архимедовой силы. Для вывода условия плавания тел к доске вызываются… (имена трёх наиболее успешных учеников). (Работают у доски)
И это же самое проверим на опытах. Я приглашаю к демонстрационному столу юного экспериментатора (имя ученика) и его ассистента (имя ученика).
Экспериментатор: Возьмём сосуд с маслом машинным. Найди (ассистенту) по таблице плотность этой жидкости и запиши на доске. ( Ассистент: записывает)
Экспериментатор: Возьмём кусок парафина. Запиши (ассистенту) плотность этого вещества.
Экспериментатор: Опускаю осторожно кусок парафина в масло. Посмотрите, кусок парафина в машинном масле плавает, находится внутри жидкости.
Учитель: Молодцы, спасибо! Приглашаются вторая и третья пары (выполняют задание 2 и 3)
Таблица 2. Задания для экспериментов
задания
1
сосуд с маслом машинным (900 кг\м³) и кусок парафина (900кг\м³)
Плавает
2
второй сосуд с водой (1000 кг\м³) и сосновый кубик (400 кг\м³)
Всплывает
3
третий сосуд с молоком (1030 кг\м³) и стальной шарик (7800 кг\м³)
Тонет
Примечание: Значения плотностей ребята находят сами и делают выводы (выделены цветом и курсивом)
Учитель: А что у нас у теоретиков? (Слушаем выводы) Молодцы, всем спасибо! А теперь, ребята, дополните последнюю строчку таблицы в ваших тетрадях. (Слайд 7)
Учитель: Итак, что у нас получилось? (читаем таблицу). (слайд 8). А что пишут в учебнике по этому поводу? Найдите в учебнике условия плавания тел. (Читаем вслух)
4 этап. Закрепление новых знаний.
Учитель: Используя полученную таблицу и таблицу плотностей (стр 26), выполните задания. (Листы для самоконтроля) Приложение
5 этап. Подведение итогов урока. Оценки за урок. (слайд 10)
На уроке я узнал(а) ……………………….
Тело тонет, если …………………………
Мяч всплывает, потому что………………..
Оказывается ……………………………….
6 этап. Домашнее задание. Стр 122. п. 48. Выполнить экспериментальное задание. Комментарии к заданию даны на стр 123. (слайд 11)
Литература: 1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 7.- Москва: Просвещение, 2002.
2. В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова. Современный урок физики в средней школе. – Москва: Просвещение, 1983.
3. Усова А.В. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы - Москва: Просвещение, 1990.