1. Организационный момент. Здравствуйте. Присаживайтесь. Меня зовут Баирма Чингисовна. И сегодня наш урок мы проведем вместе. Как настроение? Обратите внимание на эпиграф урока: Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. (Козьма Прутков). И мы с вами должны сегодня найти это начало. 2. Учитель физики. Мотивирование к учебной деятельности. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? 1 рисунок: 2 рисунок; 3 рисунок: 4 рисунок: Какие ассоциации возникли у вас после просмотра слайда? 3. Ситуация успеха. Учитель физики. Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? А рядом с рукой? Молодцы! 4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Учитель физики. Давайте вспомним все об атоме. Что такое Атом? Кто впервые ввел это понятие? Где это произошло? Что означает «атом» в переводе с греческого? Учитель физики. В начале, мы вывели явление. Как называется? Учитель физики: Как вы думаете? Как будет называться тема сегодняшнего урока. И второе, о чем мы беседовали? Значит тема нашего урока: Радиоактивность. Модели атомов. У каждого из вас на столе есть индивидуальный рабочий лист. Открываем листы, записываем фамилию и имя, сегодняшнее число, тему занятия. 5. Выявление места и причины затруднения. Учитель физики: Что же сегодня мы будем изучать на уроке? Что нам не известно на данный момент по этой теме? Какова цель нашего урока? Хорошо! 6. Построение проекта выхода из затруднения Как вы думайте, как мы будем сегодня работать? 7. Реализация построения проекта Учитель физики: Для того чтобы достичь поставленной цели, посмотрите следующий слайд. Перед вами слайд трех личностей. Сэр Анри Беккерель, Мария Склодовская - Кюри, Сэр Эрнест Резерфорд. Картинки ученых расположены на слайде не совсем в хронологичном порядке, и мы с вами не знаем какие же открытия сделали наши герои. Что их связывает? Для этого я предлагаю вам обратиться к вашим рабочим листам, а именно, задание1. Прочитайте информационные фрагменты, располагая их в хронологичном порядке с указанием заслуги каждого первооткрывателя. Вам на работу 8-10 минут. Учитель физики: Время вышло. Давайте заслушаем варианты хронологии открытий и заслугу каждого из ученых. (Заслушивает ответы детей и постепенно открывает картинки на слайде). Учитель физики: Ребята, вспомните цель нашего урока. (Узнать, что такое радиоактивность). Сейчас мы можем дать ответ, что такое радиоактивность? Учитель физики: Позже, после открытия супругов Кюри радиоактивных элементов, оказалось, что все химические элементы с порядковым номером больше 82 являются радиоактивными. В ваших рабочих листах – задание 2. Изучите таблицу Менделеева и обведите в таблице радиоактивные элементы. Вам на это 2 минуты. Давайте их назовем и сразу проверим. Здорово! Молодцы! Учитель физики: Ребята, для следующего задания я попрошу вас сесть по группам, которые находятся на ваших рабочих листах. Всего получится три группы. Вам на это 1 минута. Для достижения второй цели, нам нужно выполнить небольшое творческое задание. А точнее, в ваших рабочих листах это задание под номером 3. Прочитайте информационный текст, и разработайте на основании текста модель атома вашей группы. Отметьте на ватмане имя и фамилию и имя «художника» своей группы, «руководителя» группы и «координатора идей». Затем, любой учащийся (только назвавшись), либо группа (по желанию) продемонстрирует вашу модель на доске. Укажите название модели и автора открытия. Вам на работу 10 минут. Учитель физики: Давайте сравним полученные ваши модели и модели тех ученых, о которых вы сейчас сказали. (Производят сравнение вместе с учениками, исправляют и уточняют рисунки). Учитель физики: Я хочу остановиться на опыте Резерфорда, так как модель атома, которую он предложил, была открыта с помощью этого эксперимента. (Объясняет учащимся опыт) 8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Учитель физики: А теперь определим самое основное на сегодняшнем уроке. Что вы поняли? 9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель физики: Давайте оценим полученные знания с помощью самостоятельной работы. 5 минут 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке Учитель физики: Давайте оценим полученные знания с помощью ПОПС – формулы. ПОПС – формула П – позиция. «Я считаю, что…» О – обоснование, объяснение своей позиции. «Потому что…» П – примеры. «Например…» С – следствие. «Поэтому…» Учитель физики: Вернемся к эпиграфу урока: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». Я думаю, что на сегодняшнем уроке «начало» мы отыскали. А многое понять и узнать нам предстоит в будущем. Оценки: Самооценка учащихся. Д/З. 1. Ответить на вопросы после параграфа 52 2. Найти в дополнительных источниках модели атомов, которые на уроке не были озвучены. Подумайте, в чем их несостоятельность. Спасибо за урок. До свидания. | Здравствуйте! Дети обращают внимание на эпиграф Дети смотрят на слайд. Химический элемент уран Международный знак радиации Лучи Чернобыль Дети обсуждают, отвечают. Дети выдвигают гипотезы. Отвечают: Радиоактивность Альберта Эйнштейна Атом - Атом – это мельчайшая частица вещества. - Впервые ввел это понятие Демокрит, примерно 2500 лет назад. - Произошло в древней Греции. - В переводе с греч. атом – неделимый. Радиоактивность Обсуждение темы Радиоактивность Об атоме Записывают. Записывают. Определяются с целью. Предполагаемые варианты – узнать, что такое радиоактивность и какие модели атомов существуют. Может группами, индивидуально. Читают тексты с рабочих листов, анализируют, выделяют главное Высказываются, проверяют ответы по слайду. 1. Анри Беккерель 2. Супруги Пьер и Мария – Склодовская Кюри 3. Эрнест Резерфорд Дают ответы. Записывают. Обводят. Дают ответы. Формируют три группы. Читают текст и рисуют модель атома. Группа защищает на доске. Сравнивают, исправляют и уточняют рисунки. Проводят подробный анализ моделей вместе с учителем Слушают 1.Радиоактивность – способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению 2. Радиоактивное излучение- α-частицы (полностью ионизированный атом гелия), β- частицы (отрицательно заряженные частицы - электроны), γ-частицы (γ излучение – один из видов электромагнитного излучения) 3. Опыты Резерфорда по рассеиванию α-частиц 4. Планетарная модель строения атома Делают самостоятельную работу. Оценивают. Ставят оценки Оценивают урок с помощью ПОПС - формулы Записывают Д/З |