3. Развивать умение сопоставлять новые научные данные с уже известной структурой
Периодической системы.
Новые понятия.
Элементарные частицы
Нуклоны
Массовое число
Электрон
Протон
Нейтрон
Оборудование: шаростержневые модели молекул, атомов, проектор, таблицы, учебник, тетрадь, периодическая таблица Д. И. Менделеева.
Ход урока:
I.Повторение пройденного материала по периодической системе Д.И. Менделеева
Часть учащихся выполняет письменную работу , а с остальными проводится устный опрос. Приложение 1.
II. Изучение новой темы
1.Актуализация
1. Что изучает химия?
2. Из чего состоят вещества?
На планете много веществ и различных химических элементов, которые
отличаются друг от друга мельчайшими частицами, именуемыми
молекулами и атомами.
Оказывается, любая песчинка - действительно, целая Вселенная, ибо
включает в себя почти столько же мельчайших частиц, сколько звезд
содержится во всей Метагалактике.
Из этих частиц состоит и камень, одиноко лежащий на обочине дороги, и
маленький цветок, радующий нас своей красотой, и пушистые облака,
неторопливо плывущие по голубому небу.
Как вы уже догадались, что речь пойдет на сегодняшнем уроке о самых мельчайших частицах вещества - атоме?
Озвучивается тема и цель урока.
Цель – доказать сложность строения атома, испльзуя научные данные о строении атома.
2. Доказательства сложности строения атома.
Важнейшие этапы истории развития представлений о строении вещества.
Как вы помните из истории , что Демокрит - высказал идею, что все тела состоят из неделимых частиц – атомов. Эта идея считалось верным до конца 19 в
Но открытия конца 19- начало 20 веков показали, что атом устроен сложно.
Вспомните, какие открытия вам известны из курса истории, физики, связанные со строением вещества?
1. Открытие рентгеновских лучей( 1895г К. Рентген)
2. Открытие катодных лучей (1897гДж. Томсон)
3.Открытие радиоактивности ( 1896г А. Беккерель)
4. Изучение явления радиоактивности (1897-1903М.Складовская –Кюри, П. Кюри)
Объяснение об открытии радиоактивности.
Вывод: В начале 20 века разрушилось представление о неделимости атома. Причиной послужили открытие электронов, явление радиоактивности. Атом – сложная частица.
С тех пор, как стало ясно, что атом состоит из более мелких частиц, ученые пытались объяснить строение атома, предлагали модели.
III. Физкульминутка ( гимнастика для глаз) И.п. – сидя. Движение зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 - 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз, эти упражнения приносят успокоение.
Модель атома Дж. Томсона ( «Пудинг с изюмом»)
Атом состоит из (+) заряда, равномерно распространенному по всему объему атома, и электронов, колеблющихся внутри. Но эта модель не нашла экспериментального подверждения.
Планетарная модель атома (Резерфорд).
Согласно этой модели, атом состоит из (+) заряженного ядра и движущихся вокруг него (-) заряженных электронов.
Учащиеся работают по группам: 1 группа по учебнику выясняет данные о ядре, 2 группа- об электроне, 3 группа – о нуклонах. По итогам работы составляется схема.
Г. Мозли в опытах с рентгеновскими лучами определил заряды атомных ядер многих химических элементов и доказал , что заряд ядра всегда равен порядковому номеру элемента в Периодической системе.
Заряд = число протонов = число электронов = порядковый номер
ядра в ядре элемента в ПС
Общее число протонов и нейтронов в ядре называют массовым числом А
Массовое число = Число протонов + число нейтронов
А = Z + N
Как мы выяснили, что вещества состоят молекул, молекулы из атомов, атомы из ядра и электронов, ядро – протонов и нейтронов. Таким образом мы доказали , что атом имеет сложное строение. . Причиной послужили открытие электронов, явление радиоактивности.
IV. Закрепление изученного материала.
Организуется самостоятельная работа по определению заряда ядра, электронов, протонов и нейтронов у элементов с № 7,10,20, 34.
V. Выводы по уроку.
1. Атом – микрочастица, имеющая форму шара.
2. Атом состоит из ядра и электронов.
3. Ядро имеет очень маленький размер
4. Ядро имеет положительный заряд.
5. Атом – электронейтрален, так как число протонов и электронов одинаково.
6. Электроны обладают отрицательным зарядом и движутся вокруг ядра.
VI. Рефлексия
Что нового вы узнали о строении атома.
Все ли вам было понятно на уроке?
VII. Дом. задание. Отдельным ученикам -подготовить сообщение о катодных лучах, рентгеновских лучах.
Приложение 1
1. Даны химические элементы с порядковыми номерами 11, 14, 17. Какой из них образует простое вещество — металл?
2. Выпишите в строчку знаки химических элементов с порядковыми номерами 2—7. Подчеркните наиболее ярко выраженный неметалл. Составьте формулы типичных соединений для химических элементов с порядковыми номерами 3, 4 и 7. Отметьте характер их оксидов (основный, амфотерный или кислотный).
3. Назовите химический элемент, который образует водородное соединение типа H2R и находится в 3-м периоде периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Укажите его порядковый номер. Составьте формулу его высшего оксида, отметьте характер его водного раствора.
4. Даны химические элементы с порядковыми номерами 16, 17, 19. Какой из них образует простое вещество с наиболее выраженными неметаллическими свойствами?
5. Выпишите в строчку знаки химических элементов с порядковыми номерами 10—17. Назовите среди них наиболее типичный металл. Составьте формулы типичных соединений для химических элементов с порядковыми номерами 11, 13 и 16. Укажите характер их оксидов (основный, амфотерный или кислотный).
6. Химический элемент образует высший оксид R2O7 и находится в 3-м периоде периодической системы Д. И. Менделеева. Назовите этот химический элемент и его порядковый номер. Отметьте характер (основный или кислотный) его оксида, составьте формулу его летучего водородного соединения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Развивать умение сопоставлять новые научные данные с уже известной структурой
Периодической системы.
Новые понятия.
Элементарные частицы
Нуклоны
Массовое число
Электрон
Протон
Нейтрон
Оборудование: шаростержневые модели молекул, атомов, проектор, таблицы, учебник, тетрадь, периодическая таблица Д. И. Менделеева.
Ход урока:
I.Повторение пройденного материала по периодической системе Д.И. Менделеева
Часть учащихся выполняет письменную работу , а с остальными проводится устный опрос. Приложение 1.
II. Изучение новой темы
1.Актуализация
1. Что изучает химия?
2. Из чего состоят вещества?
На планете много веществ и различных химических элементов, которые
отличаются друг от друга мельчайшими частицами, именуемыми
молекулами и атомами.
Оказывается, любая песчинка - действительно, целая Вселенная, ибо
включает в себя почти столько же мельчайших частиц, сколько звезд
содержится во всей Метагалактике.
Из этих частиц состоит и камень, одиноко лежащий на обочине дороги, и
маленький цветок, радующий нас своей красотой, и пушистые облака,
неторопливо плывущие по голубому небу.
Как вы уже догадались, что речь пойдет на сегодняшнем уроке о самых мельчайших частицах вещества - атоме?
Озвучивается тема и цель урока.
Цель – доказать сложность строения атома, испльзуя научные данные о строении атома.
2. Доказательства сложности строения атома.
Важнейшие этапы истории развития представлений о строении вещества.
Как вы помните из истории , что Демокрит - высказал идею, что все тела состоят из неделимых частиц – атомов. Эта идея считалось верным до конца 19 в
Но открытия конца 19- начало 20 веков показали, что атом устроен сложно.
Вспомните, какие открытия вам известны из курса истории, физики, связанные со строением вещества?
1. Открытие рентгеновских лучей( 1895г К. Рентген)
2. Открытие катодных лучей (1897гДж. Томсон)
3.Открытие радиоактивности ( 1896г А. Беккерель)
4. Изучение явления радиоактивности (1897-1903М.Складовская –Кюри, П. Кюри)
Объяснение об открытии радиоактивности.
Вывод: В начале 20 века разрушилось представление о неделимости атома. Причиной послужили открытие электронов, явление радиоактивности. Атом – сложная частица.
С тех пор, как стало ясно, что атом состоит из более мелких частиц, ученые пытались объяснить строение атома, предлагали модели.
III. Физкульминутка ( гимнастика для глаз) И.п. – сидя. Движение зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 - 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз, эти упражнения приносят успокоение.
Модель атома Дж. Томсона ( «Пудинг с изюмом»)
Атом состоит из (+) заряда, равномерно распространенному по всему объему атома, и электронов, колеблющихся внутри. Но эта модель не нашла экспериментального подверждения.
Планетарная модель атома (Резерфорд).
Согласно этой модели, атом состоит из (+) заряженного ядра и движущихся вокруг него (-) заряженных электронов.
Учащиеся работают по группам: 1 группа по учебнику выясняет данные о ядре, 2 группа- об электроне, 3 группа – о нуклонах. По итогам работы составляется схема.
Атом
Ядро Электрон
Состоит из нуклонов (ē) ( Дж. Томсон)
Протон Нейтрон
( Э. Резерфорд) (Д. Чедвик)
P+ n0
Работа с учебником:
Характеристики элементарных частиц.
Вид частицы
Масса
Заряд
Примечания
Протон
P+
1
+1
Число протонов равно порядковому номеру
Нейтрон
n0
1
0
Рассчитывается по формуле
N= A - Z
Электрон
ē
1/1837
–1
Число электронов равно порядковому номеру
Г. Мозли в опытах с рентгеновскими лучами определил заряды атомных ядер многих химических элементов и доказал , что заряд ядра всегда равен порядковому номеру элемента в Периодической системе.
Заряд = число протонов = число электронов = порядковый номер
ядра в ядре элемента в ПС
Общее число протонов и нейтронов в ядре называют массовым числом А
Массовое число = Число протонов + число нейтронов
А = Z + N
Как мы выяснили, что вещества состоят молекул, молекулы из атомов, атомы из ядра и электронов, ядро – протонов и нейтронов. Таким образом мы доказали , что атом имеет сложное строение. . Причиной послужили открытие электронов, явление радиоактивности.
IV. Закрепление изученного материала.
Организуется самостоятельная работа по определению заряда ядра, электронов, протонов и нейтронов у элементов с № 7,10,20, 34.
V. Выводы по уроку.
1. Атом – микрочастица, имеющая форму шара.
2.Атом состоит из ядра и электронов.
3. Ядро имеет очень маленький размер
4. Ядро имеет положительный заряд.
5. Атом – электронейтрален, так как число протонов и электронов одинаково.
6. Электроны обладают отрицательным зарядом и движутся вокруг ядра.
VI. Рефлексия
Что нового вы узнали о строении атома.
Все ли вам было понятно на уроке?
VII. Дом. задание. Отдельным ученикам -подготовить сообщение о катодных лучах, рентгеновских лучах.
Приложение 1
1. Даны химические элементы с порядковыми номерами 11, 14, 17. Какой из них образует простое вещество — металл?
2. Выпишите в строчку знаки химических элементов с порядковыми номерами 2—7. Подчеркните наиболее ярко выраженный неметалл. Составьте формулы типичных соединений для химических элементов с порядковыми номерами 3, 4 и 7. Отметьте характер их оксидов (основный, амфотерный или кислотный).
3. Назовите химический элемент, который образует водородное соединение типа H2R и находится в 3-м периоде периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Укажите его порядковый номер. Составьте формулу его высшего оксида, отметьте характер его водного раствора.
4. Даны химические элементы с порядковыми номерами 16, 17, 19. Какой из них образует простое вещество с наиболее выраженными неметаллическими свойствами?
5. Выпишите в строчку знаки химических элементов с порядковыми номерами 10—17. Назовите среди них наиболее типичный металл. Составьте формулы типичных соединений для химических элементов с порядковыми номерами 11, 13 и 16. Укажите характер их оксидов (основный, амфотерный или кислотный).
6. Химический элемент образует высший оксид R2O7 и находится в 3-м периоде периодической системы Д. И. Менделеева. Назовите этот химический элемент и его порядковый номер. Отметьте характер (основный или кислотный) его оксида, составьте формулу его летучего водородного соединения.